Лариса Казанцева
План работы кружка «Оркестр детских народных инструментов «Перезвон»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №_ «___»
города ___»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад №___
___
План работы кружка
Оркестр детских народных инструментов
«Перезвон»
Руководитель кружка:
___
г. ___
Цель:
Публикация «План работы кружка „Оркестр детских народных инструментов „Перезвон“» размещена в разделах
Создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития. Создание положительного эмоционального климата на занятиях.
Задачи:
Обучающие:
1. Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой русского народа и музыкальными инструментами.
2. Знакомить детей с приёмами игры на детских муз инструментах.
3. Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также в игре на различных детских музыкальных инструментах.
4. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
5. Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.
6. Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.
Развивающие:
1. Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
2. Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
3. Развивать мышление, аналитические способности.
4. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
5. Способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций организма.
6. Развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учить понимать и любить музыку.
Воспитательные:
1. Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.
2. Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности.
3. Воспитание творческой инициативы.
4. Воспитание сознательных отношений между детьми.
Занятия
ГРУППЫ ДНИ НЕДЕЛИ ВРЕМЯ
Старшая
Подготовительная
Старшая группа
1 квартал
Наименование разделов
I. Знакомство с музыкальными инструментами
Программное содержание
Знакомство детей с ударными инструментами (бубном, барабаном, треугольниками, колокольчиком). Рассказать о конструктивных особенностях этих инструментов, их происхождении.
Показать приёмы игры на них.
Знакомство с нотным станом.
Наименование разделов
II. Моделирование элементов музыкального языка
Программное содержание
Познакомить с понятиями: музыкальные и немузыкальные звуки.
Дать представление о высоких и низких звуках, о динамике музыки (тихо-громко).
Знакомство с нотами «до», «ре», «ми» на нотном стане и по рисункам с названием этих нот.
Репертуар
«Колокольчики звенят» В. Моцарта, «Чей колокольчик» М. Раухвергера, «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой, «Тише-громче в бубен бей» Е. Тиличеевой, Прибаутка «До, Ре, Ми – кошка села на такси».
Наименование разделов
III. Музыкально-ритмические игры и упражнения
Программное содержание
Развивать у детей представление о ритме.
Познакомить с игрой на колокольчиках различной высоты, отмечая сильную долю такта.
Выполнять простейший ритмический рисунок четвертями с помощью хлопков, а так же используя знакомые ударные инструменты (бубны – большой и малый; барабан, треугольники – большой и малый; колокольчики – большой и малый).
Повторить ноты «до», «ре», «ми».
Знакомство с нотами «фа», «соль».
Репертуар
Ритмическая игра - «Эхо»,
Интонационная игра – «Повторялки».
Репертуар
«Петушок» р. н. м. ; «Давайте все делать как я»,Прибаутка «До, Ре, Ми – кошка села на такси».
Наименование разделов
IV. Игра в оркестре (ансамбле)
Программное содержание
Игра на ударных шумовых инструментах.
Игра на металлофоне на одной пластине.
Побуждать детей вместе начинать игру на ударных инструментах после музыкального вступления и заканчивать игру вместе с окончанием звучания музыки.
Соблюдать общий темп, ритм и динамику.
Повторить ноты «до», «ре», «ми», «фа», «соль».
Знакомство с нотами «ля», «си».
Репертуар
«Ах, какая осень» З. Роот, «Андрей-воробей» рус. нар. попевка.
Наименование разделов
V.Музыкально-игровое творчество
Программное содержание
Пропевать своё имя, имя друга.
Передавать на любом музыкальном инструменте ритмический рисунок своего имени, имени друга.
Передавать хлопками, постукиванием, игрой на одном звуке ритм слов, имен, фраз.
Выполнять импровизации на бубне, барабане, треугольниках (явление природы).
Повторить все ноты на нотном стане и на рисунках о нотах.
II квартал
Наименование разделов
I. Знакомство с музыкальными инструментами
Программное содержание
Продолжать знакомить детей с простейшими ударными инструментами: деревянными ложками, палочками, маракасами.
Познакомить с мелодическим металлофоном. Рассказать о конструктивных особенностях инструмента, показать приёмы игры.
Познакомить детей с оркестром русских народных инструментов:
группа струнных: домра, балалайка, балалайка-бас-контрабас, арфа;
клавишные: детская ионика, аккордеон;
ударные: бубен, маракасы, треугольник. Аудиозаписи со звучанием рус. нар. оркестров.
Использование мультимедийной аппаратуры.
(Народные оркестры и народные ансамбли)
Наименование разделов
II. Моделирование элементов музыкального языка
Программное содержание
Познакомить с метроритмом. Понятия: метрический пульс, сильная доля, темп.
Побуждать детей прохлопывать метроритм, двигаться под него.
Изображать графически сильную долю как долгую ноту.
Знакомство с нотой «соль», «ми»
Репертуар
«Полька» М. Глинки, «Поезд» Н. Метлова, «Маленький вальс» Д. Кабалевского,
«Как на тоненький ледок» р. н. п.
Наименование разделов
III. Музыкально-ритмические игры и упражнения
Программное содержание
Упражнять детей отмечать на ударных инструментах (деревянные ложки, маракасы, палочки) сильную долю такта, метрическую пульсацию.
Пропевать потешки, ритмодекламировать стишки.
Воспроизводить на ударных инструментах ритм простых потешек и стишков.
Пробовать играть простейшие ритмические рисунки: восьмыми.
Познакомить с ускорением и замедлением темпа при игре на инструментах.
Уметь играть через звук и на двух близлежащих пластинах металлофона.
Репертуар
Музыкально-дидактическая игра
«Смелый пилот» Е. Тиличеевой
«Сорока-сорока»
рус. нар. потешка
Наименование разделов
IV. Игра в оркестре (ансамбле)
Программное содержание
Разучиваем произведение. Принцип игры и пения «эхо» (повтор за педагогом)
В шумовом оркестре начинать и заканчивать игру вместе.
Соблюдать общий темп и ритм.
Репертуар
«Петушок» рус. нар. песня, «Как на тоненький ледок» р. н. п.
Наименование разделов
V.Музыкально-игровое творчество
Программное содержание
Исполнять импровизацию «Дождик накрапывает», «Дождик моросит», «Ливень» на металлофоне.
Звукоподражать голосам животных и птиц. Импровизации на деревянных палочках, ложках, металлофоне, маракасах.
III квартал
Наименование разделов
I. Знакомство с музыкальными инструментами
Программное содержание
Познакомить с конструктивными особенностями и приёмами игры на ударных инструментах: треугольник, кастаньеты, трещотка, тарелки.
Продолжать знакомить детей со звучанием оркестра русских народных инструментов.
Аудиозаписи со звучание инструментов русского народного оркестра.
Наименование разделов
II. Моделирование элементов музыкального языка
Программное содержание
Познакомить с долгими и короткими звуками.
Познакомить с понятием «пауза».
Прохлопывать четверти и восьмые. Выкладывать длительности на фланелеграфе (широкие и узкие полоски).
Познакомить с нотами «до», «ре», «ми», «фа».
Репертуар
«Солнышко-ведрышко» рус. нар. закличка, «Андрей-воробей» рус. нар. песня
«Как под горкой» рус. нар. песня.
Наименование разделов
III. Музыкально-ритмические игры и упражнения
Программное содержание
Знакомить с ритмической пульсацией в 2-х, 3-х, 4-х дольном размере через дидактическую игру.
Пропевать, прохлопывать знакомые стихи в 2-х, 3-х дольных размерах.
Знакомить с игрой на металлофоне поступенной мелодии вверх и вниз,
Передавать на знакомых музыкальных инструментах простой ритмический рисунок мелодии.
Репертуар
Дидактическая игра «Ритмические кубики».«Зайка» Т. Бырченко на стихи А. Барто, «Мишка» Т. Бырченко на стихи А. Барто, «Лесенка» Е. Тиличеевой, «Василёк» рус. нар. песня, «Лифт» Т. Бырченко, «Во саду ли, в огороде» рус. нар. песня.
Наименование разделов
IV. Игра в оркестре (ансамбле)
Программное содержание
Своевременно вступать и заканчивать свою партию, соблюдать темп и динамику. Слышать смену музыкальных фраз, предложений, частей.
Репертуар «Веснянка» укр. нар. песня, «Как у наших у ворот» рус. нар. песня, «Их – вох» р. н. п.
Наименование разделов
V.Музыкально-игровое творчество
Программное содержание
Развивать умение придумывать свой ритмический рисунок и подыгрывать музыкальному сопровождению.
На музыкальных инструментах импровизировать
движения животных: барабан -ходит медведь; музыкальный молоточек - прыгает зайчик; свистульки – пение птиц; кастаньеты - бег лошадки;
явление природы: треугольник - капель, дождик; металлофоны - ручеёк
Репертуар
«Весной – капель».
Подготовительная к школе группа
I квартал
Наименование разделов
I. Знакомство с музыкальными инструментами
Программное содержание
Знакомить со звуками окружающего мира, о возникновении музыкальных инструментов.
Познакомить с оркестром детских музыкальных инструментов по группам: ударные, мелодические, духовые, клавишные.
Рассказать о конструктивных особенностях духовых (флейты, дудочки) и пневматических инструментов (аккордеон, баян, их происхождении.
Показать приёмы игры на них. Использовать любые звуки окружающего мира (фонограмма).
Репертуар
Аудиозапись звучания аккордеона, баяна, флейты, дудочки.
Наименование разделов
II. Моделирование элементов музыкального языка
Программное содержание
Вспомнить, закрепить понятия: долгие и короткие звуки, темп.
Познакомить с понятием: гамма, тоника, с длительностями: четверть, восьмая; динамикой: форте, пиано.
Изображать графически долгие и короткие звуки, крещендо и диминуэндо. Речевое, двигательное и графическое моделирование.
Наименование разделов
III. Музыкально-ритмические игры и упражнения
Программное содержание
В произведениях различного характера и темпа слышать и отмечать метрическую пульсацию на деревянных палочках, бубне, треугольнике.
Выделять сильную долю такта.
Работать над ритмами: две четверти, две восьмые – четверть.
На металлофоне играть поступенное движение мелодии вверх и вниз. Играть через звук.
Уметь отгадать звучание музыкального инструмента и повторить ритмический рисунок.
Репертуар
«Ах, ярмарка» русская народная песня, «Вот иду я вверх» Е. Тиличеевой;
«Итальянская полька» С. Рахманинова.
Наименование разделов
IV. Игра в оркестре (ансамбле)
Программное содержание
Индивидуально разучиваем партии.
Играть ансамблем простые песенки и попевки в размере 2/4, соблюдая общий темп, динамику и настроение.
Игра в оркестре.
«Петушок», р. н. песня
Попурри на тему «Русские народные мелодии»
Наименование разделов
V.Музыкально-игровое творчество
Программное содержание
Прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритмический рисунок слов, имен, фраз, стихов, сказки, картины русского художника.
Звукоподражать голосам животных и птиц.
Передавать конструктивные импровизации различных музыкальных инструментов.
Репертуар
«Колобок», «Гроза» К. Маковский.
II квартал
Наименование разделов
I. Знакомство с музыкальными инструментами
Программное содержание
Продолжать знакомство с народными оркестрами и классическими. Их отличие и сходство.
Репертуар
Фрагменты:
Народного оркестра города Гурьевска ДШИ №22 и классического оркестра - балет «Щелкунчик», «Лебединое озеро» П. Чайковского.
Наименование разделов
II. Моделирование элементов музыкального языка
Программное содержание
Продолжать знакомить с понятиями: сильная доля, пульс музыки; размер 2/4,, 4/4, пауза четвертная, тоника, гамма.
Познакомить с понятиями: октава, целая нота.
Уметь изображать графически с помощью широких полос длительности: две четверти, четверть и четвертная пауза. Другие разновидности последовательностей. Речевое, двигательное и графическое моделирование.
Наименование разделов
III. Музыкально-ритмические игры и упражнения
Программное содержание
На слух выделять сильную долю с помощью звучащих жестов, далее в игре на инструментах.
Учимся тактировать «звучащими жестами» в размерах 2/4,, 4/4.
Двигательное метрирование.
Репертуар
«Аннушка» чеш. нар. мелодия, «Немецкая песенка» П. Чайковского, «Полька» П. Чайковского.
Наименование разделов
IV. Игра в оркестре (ансамбле)
Программное содержание
Игра в шумовом оркестре. Вместе вступать и заканчивать произведение. Сохранять общий темп, характер произведения.
Отрабатывать в игре трёхдольный размер, с акцентом на сильную первую долю.
Играть оркестровые партии индивидуально, небольшими группами, оркестром.
Репертуар
«Барыня» рус. нар. мелодия (фонограмма, «Козлик» р. н. п.
Наименование разделов
V.Музыкально-игровое творчество
Программное содержание
Сочинить ритмический рисунок, песенку на стихи А. Барто из цикла «Игрушки».
III квартал
Наименование разделов
I. Знакомство с музыкальными инструментами
Программное содержание
Продолжить знакомство с народными инструментами: домра, балалайка, гусли, трещотка, баян, аккордеон.
Познакомить с полным составом русского народного оркестра.
Репертуар
«Полянка», «Во кузнице», рус. нар. песня.
Наименование разделов
II. Моделирование элементов музыкального языка
Программное содержание
Знакомить с понятиями «мажор» и «минор».
Определять на слух.
С помощью диаграмм (весело-грустно) определять лад музыки.
Знакомить с понятиями: вступление и заключение, простые формы произведения: 2-х, 3-х частная, куплетная.
Закрепление пройденного материала. Речевое, двигательное и графическое моделирование.
Произведения из «Детского альбома» П. Чайковского.
Наименование разделов
III. Музыкально-ритмические игры и упражнения
Программное содержание
Познакомить с игрой «Ритмическое эхо».
Играть на металлофоне песенки, состоящие из 2-3 звуков.
Продолжать совершенствовать «звучащие жесты».
Побуждать детей к тактированию в 2-х, 3- дольном размере.
Ре, до, ре, до – капли капают в ведро.
До,ре,ми, до, ре, ми – в руки палочку возьми.
Репертуар
«Солнышко-вёдрышко» рус. нар. песня, «Весёлая дудочка» М. Красева, «Вальс» П. Чайковского.
Наименование разделов
IV. Игра в оркестре (ансамбле)
Программное содержание
Играть индивидуально, в ансамбле простые песенки и попевки.
Играть всем оркестром, соблюдая темп, динамику, характер произведения.
Повторение и закрепление пройденного.
Репертуар
«Весёлая дудочка» М. Красева, «Козлик» р. н. п.
Наименование разделов
V.Музыкально-игровое творчество
Программное содержание
Играть с дирижером.
Проговаривать и простукивать различные тексты в разных темпах, меняя динамику.
Репертуар
Импровизация «Гроза».
Игра «Отзовись, кого зовут».
Сочини музыкальное сопровождение.