Антонина Долбня
План работы кружка «Играем по системе ТРИЗ элементы — РТВ»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы кружка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка детский сад первой категории № 59 «Лакомка»
План работы кружка
«Играем по системе
ТРИЗ (элементы) - РТВ»
подготовительная группа №1 «Алёнушка»
на 2018 – 2019 уч. год.
Педагоги:
воспитатель высшей квалификационной категории
- Долбня А. Д.
с. Кулешовка.
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Цель, задачи.
3. Принципы.
Публикация «План работы кружка „Играем по системе ТРИЗ элементы — РТВ“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Планирование. Планы работ
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
4. Методы реализации, содержание, ожидаемый результат.
5. Перспективно – тематическое планирование
(октябрь – май месяц).
6. Литература.
Пояснительная записка.
Наше время – время экономических, политических, нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем». Актуальность объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. Гин С. И. писал: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка».В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение. ТРИЗ, как универсальный инструментарий, позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.
ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Именно поэтому мы организовали в своей группе кружок «ТРИЗ (элементы) - РТВ»
Цель - помочь детям овладеть современной методологией творчества для дальнейшего использования её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни, используя элементы теории ТРИЗ-РТВ. Развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Задачи
• Решение творческих задач любой сложности и направленности;
• Систематизация знаний в любых областях деятельности;
• Развитие творческого воображения и мышления;
• Развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций: когнитивной, креативной, коммуникативной, мировоззренческой;
• Развитие творческого коллектива.
• Закреплять становление целенаправленной деятельности, интерес к разным видам продуктивной деятельности.
• Повышать самосознание - способность сознавать, какой он, анализировать свои качества, ставить перед собой цель, воспитать у себя какие- либо умения и качества знаний.
• Учить оценивать реально свои поступки и действия, соотнося их с окружающими людьми.
• Учить планировать итоговую цель, прогнозировать промежуточные цели, видеть и устанавливать их связь.
• Закреплять системное видение мира :
• Выделение обобщенных признаков и свойств этих предметов, окружающих ребенка, обнаружение связей и зависимости между ними /цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве, во времени/.
• Раскрывать ребенку не случайные связи, а существенные и системные их стороны и особенности, особенно в области общечеловеческих взаимоотношений и культуры.
• Знакомить с функциональными обязанностями взрослых и детей.
• Учить представлять себе предметы и явления, знакомые ребенку-из предыдущего опыта, но отсутствующие в данный момент.
• Учить элементарной безопасности жизни на понятийной основе.
• Знакомить с процессом труда людей как системой разнообразных и взаимосвязанных трудовых усилий.
• Знакомить детей с разными сторонами действительности:
• явлениями природы, миром человеческих отношений, произведений. культуры, миром собственных переживаний.
• Формировать овладение лексической грамотностью.
• Учить свободно вести беседы на интересующие ребенка темы, анализировать события, произошедшие в детском саду и дома.
• Учить видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации.
• Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.
• За счет использования приемов фантазирования. Создавать новый образ, планировать его действия, жизненные этапы:
• Проявлять способность “войти” в изображаемые события - словесно выражать состояние героя, сверстника, взрослого.
• Учить оперировать экранами системного оператора, морфологического анализа при рассмотрении реальных и создании фантастических объектов, явлений.
• Учить самостоятельно, составлять сказки, рассказы, используя приемы фантазирования.
• Закреплять умение решать сказочные и жизненные задачи по возможности самостоятельно, или с помощью сверстников, взрослого.
• является стимулом для развития личности.
• У детей формируется потребность в личностном общении и совместной деятельности с взрослыми, сверстниками.
Принципы педагогического воздействия на воображение, творческое мышление и развитие речи:
(А. А. Гин «Приемы педагогической техники»).
- Принцип объективных законов.
Все системы развиваются по определенным законам. Их можно познать и использовать для преобразования окружающего мира.
- Принцип противоречия.
Все системы развиваются через преодоление противоречий.
- Принцип конкретности.
Конкретное решение проблемы зависит от конкретных ресурсов, которые имеются в наличии.
- Принцип свободы выбора.
В любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребёнку право выбора.
- Принцип открытости.
Предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условиях творческого задания закладываются разные варианты решения.
- Принцип деятельности.
В любое творческое задание включаю практическую деятельность.
- Принцип обратной связи.
Регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т. к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
- Принцип идеальности.
Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это позволяет мне максимально использовать возможности знания и интересы детей.
Методы реализации, содержание, ожидаемые результаты.
Название метода Содержание Ожидаемый результат
Проблемно-поисковый - ставит проблемы - предлагает инструменты для их решения - Успешно решают проблемные задачи
Поисково-экспериментальный - Развивает познавательный интерес потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта - видят и выделяют проблему эксперимента - принимают и ставят перед собой цель
- отбирают средства и материалы для самостоятельной деятельности - развиваются личностные свойства: настойчивость, решительность, обогащаются знаниями о мире
Игровой - учит выявлять противоречивые свойства предметов, явлений – учит разрешать противоречия -выявляют противоречивые свойства предметов, явлений – умеют разрешать противоречия
Практический -создание моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, отношениях, связях объекта
– преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения -создают модели и их используют в целях формирования знаний о свойствах, отношениях, связях объекта
- преобразовывают жизненную ситуацию, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения
Кружок «Играем по системе ТРИЗ (элементы) – РТВ»
- проводится 1 раз в неделю, 4 - в месяц, 36 – в год;
- длительность – 25-30 минут;
- фронтально.
Перспективное планирование по ТРИЗ технологии
в подготовительной к школе группе №1 «Алёнушка»
Цель. Развитие творческого мышления.
Задачи. Формирование связной речи, через знакомство с приемами фантазирования;
продолжать учить мыслить системно;
поиск и решение различных противоречий.
Месяц Тема Задачи Оборудование
Октябрь Повторение пройденного Развивать навыки внимания, наблюдательности; повторить основные темы первого года обучения; развивать воображение.
Карточки с рисунками, «пятиэкранка».
Прием фантазирования «Дробление — объединение. Развивать аналитико-синтетические умения; познакомить с приемом фантазирования «дробление — объединение»; развивать воображение.
Рисунки мифологических существ.
Метод фокальных объектов (МФО) Познакомить с игрой «Да-нетка»; систематизировать представления о свойствах объектов; развивать умение переносить свойства с одного объекта на другой; развивать фантазию.
Различные игрушки.
Прием фантазирования «Увеличение — уменьшение» Познакомить с приемом фантазирования «увеличение — уменьшение»; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций; воспитывать умение сопереживать; формировать коммуникативные навыки.
Мяч.
Ноябрь Свойства и признаки Развивать пространственное воображение; систематировать знания о признаках объектов; обучать навыкам информации; развивать фантазию, умение переносить примы к и с одного объекта на другой; развивать внимание.
Карточки с рисунками.
Развитие ассоциативности Обучать навыкам ассоциативного мышления; развинти, навыки театрализации, перевоплощения.
Карточки с рисунками, бумага, чернила.
Развитие ассоциативности (продолжение) Активизировать мышление детей; систематизировать и представления об объектах круглой формы; развивать ассоциативное мышление; обучать алгоритму составления ассоциативных загадок.
«Черный ящик», расческа
Прием фантазирования «Оживление» Познакомить с приемом фантазирования «Оживление»; активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазирование. Рисунки или игрушки сказочных персонажей.
Декабрь Волшебник Времени Познакомить с приемом фантазирования «Изменение времени»; развивать диалектичность и вариативность; систематизировать знания о сезонных изменениях в природе; развивать воображение.
«Чем отличаются похожие?» Найти различия в двух похожих предметах (два окна, два дерева, два стульчика, две руки и т. д.). Даже одинаковые предметы могут отличаться.
Волшебник Времени (продолжение) Развивать диалектическое мышление; познакомить с приемом разрешения противоречий во времени; систематизировать знания детей о последовательности протекания различных событий; развивать навыки фантазирования.
Несколько наручных часов, наборы карточек
«Чем похожи различные?» Воспитатель предлагает найти сходство в двух различных предметах из одной тематической группы (тарелка и чашка; стол и стул; кошка и собака; цветок и дерево и др.).
Вывод: даже различные предметы могут иметь сходство.
Январь Морфологический анализ Активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о составных частях объекта и их вариантах; развивать воображение.
«Черный ящик», рисунок дома.
Прием фантазирования «Наоборот». Познакомить с приемом разрешения противоречий «наоборот»; активизировать словарный запас путем использования антонимов; развивать чувство юмора, воображение.
Обобщающее занятие по приемам фантазирования Систематизация знаний детей по основным приемам фантазирования: «дробление — объединение», «увеличение — уменьшение», «ускорение — замедление», «оживление».
Карточки с рисунками, «пятиэкранка».
Февраль Рассказ по картинке: аналитико-синтетические виды работы Формировать аналитические умения; активизировать словарный запас путем составления предложений; развивать память, наблюдательность; активизировать восприятие за счет использования различных органов чувств.
Рисунки отдельных предметов, сюжетная картина.
Рассказ по картинке: «системный оператор» Развивать внимание, наблюдательность; обучать построению причинно-следственных цепочек; развивать навыки прогнозирования и фантазирования.
Сюжетная картина, схема на наборном полотне.
Рассказ по картине: выразительные средства речи.
Активизировать словарный запас; обучать навыкам сравнения; систематизировать представления о признаках объектов. Рисунки для раскрашивания.
Обобщающее занятие по рассказу по картинке Обобщить знания детей о приемах рассказа по картинке: анализ сюжета, составление предложений, использование органов чувств, развитие сюжета во времени, выразительные средства речи.
Март Прогнозирование: объект «больница» Развивать диалектическое мышление; познакомить с приемами прогнозирования; развивать воображение; ориентировать детей на здоровый образ жизни.
Градусник.
Прогнозирование: объект «самолет» Обучать алгоритму сочинения загадок по признакам; развивать диалектическое мышление; формировать навыки прогнозирования и фантазирования; развивать внимание.
Фантазирование (объект «магазин») Активизировать мышление детей; развивать диалектичность и вариативность мышления; развивать внимание; систематизировать знания детей о товарно-денежных отношениях.
Прием фантазирования: эвроритм ( объект: велосипед). Активизировать интерес детей; развивать диалектичность и вариативность мышления; формировать умение выстраивать причинно-следственные цепочки; развивать внимание, фантазирование.
Карточки с рисунками.
Апрель Прием фантазирования: эвроритм ( объект: мороженое). Обучать навыку составления определений; развивать диалектичность и вариативность мышления; развивать внимание и наблюдательность; развивать воображение.
Конверт с «письмом», картинки с рисунками.
Обобщающее занятие по придумыванию новых объектов.
Обобщить различные способы придумывания нового: приемы прогнозирования, эвроритм, прием «универсализация — специализация».
Понятие о классификации. Систематизировать знания детей о различных классификациях; научить использовать прием «сужение круга поиска» при отгадывании; развивать абстрактное мышление.
(Могут быть использованы и другие тематические группы, но при этом необходимо внести изменения в содержание занятия) Карточки: цветы (2-3 вида, деревья (1-2 вида, звери (1-2 вида, птицы (2-3 вида, рыбы (1-2 вида, мебель, транспорт, посуда, одежда — по 1-3 карточки каждой темы.
«Род — вид» Называние родовых понятий («фрукты», «обувь», «насекомые») и т. д., а дети должны назвать как можно больше видов.
Май Классификация животного мира. Систематизировать знания об отличительных признаках представителей животного мира; развивать умение сравнивать и обобщать; формировать навыки выделения существенных признаков; развивать внимание.
Карточки с рисунками, «пятиэкранка».
Сочинение сказок про животных. Активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о сказочных животных; развивать логическое мышление; развивать воображение.
Классификация растительного мира. Систематизировать знания детей о растениях; развивать умение переключать внимание; развивать логическое мышление; формировать навыки самостоятельного проведения классификации.
Карточки с рисунками, «пятиэкранка».
Обобщающее занятие за год. Продемонстрировать знания детей, полученные на занятиях в течение года.
Литература.
Альтшуллер Г. С. ТРИЗ – РТВ в ДОУ.
Гин С. И. Мир фантазии. М., 2000.
Страунинг А. М. Росток. Программа по ТИРЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. Обнинск, 1995.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. ,1991.
Гин А. А. «Да» и «нет» говорите… Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып. 2
А. И. Никашин. Ростов-н/Д, 1991. Дидактические игры для развития творческого воображения детей.
Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения 1993.
Киплинг Р. Сказки. М., 1986.
Корзун А. В. Весё лая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн. ,2000.