Папки-передвижки

Донское казачество. План работы фольклорного кружка «Ковылёк» в детском саду

Елена Смирнова
Донское казачество. План работы фольклорного кружка «Ковылёк» в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43

План работы фольклорного

кружка "Ковылек"

Разработал : Смирнова Елена Юрьевна старший воспитатель МБДОУ д/с № 43

Каждая нация, большая или малая,

имеет свои культурные ценности, из

этих ценностей складывается великое

духовное достояние человека. Наш народ внес большой вклад в сокровищницу

мировой культуры, он был щедр и бескорыстен

Публикация «Донское казачество, План работы фольклорного кружка „Ковылёк“ в детском саду» размещена в разделах

в своем стремлении сделать ценности своей

национальной культуры достоянием человечества.

М. А. Шолохов

Пояснительная записка

Цель: Бережное сохранение сформировавшихся народных казачьих традиций и их творческое переосмысление в новых условиях.

Задачи: 1. Помочь детям изучить и освоить элементы трудовой и обрядовой жизни казаков. 2. Воспитать у детей вкус, интерес к жизни, искусству предков.

3. Сформировать у детей чувство любви и уважения к родным казачьим корням.

Воспитательно-образовательный процесс в детском саду с национальным казачьим компонентом построен на решении задач патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Деятельность фольклорного кружка является очень важной составляющей этого процесса. Вся работа кружка построена на народном календаре и на музыкальных и литературных произведениях донского края, и включает в себя постепенное знакомство ребенка одновременно в одной цепочке с казачьим говором, обрядами, праздниками, ремеслами, народными песнями и музыкальными произведениями донских композиторов, казачьими пословицами, поговорками, потешками и литературными произведениями донских авторов. Таким образом, это системное основание для развития личности ребенка с опорой на универсальные духовные ценности своего народа. Народный календарь помогает решить целый ряд педагогических задач, связанных с погружением современных детей в истоки национальной культуры. Календарные обрядовые праздники- это не обычное музыкальное занятие. Для них существуют свои каноны. Празднику предшествует большая подготовка: подбирают или изготавливают костюмы, декорации, атрибуты, обрядовые куклы, обрядовые угощения. Также необходимо предварительно разучить заклички, хороводы, потешки, казачьи народные игры. Очень важно включать в празднования подлинную народную казачью песню, музыку донских композиторов. Занятия в фольклорном кружке позволяют приобщить детей к казачьим народным ценностям в доступных для дошкольников формах, что позволяет создать для ребенка яркие,красивые образы, радостное настроение, положительный эмоциональный фон.

Возрастная категория участников кружка -дети 5-7 лет (старшая и подготовительная группы). Количество участников кружка - 30

Количество занятий в неделю -2 занятия

Содержание занятий фольклорного кружка

Сентябрь

Тема занятия

Содержание занятия

1. "Круг знакомства" Руководитель кружка знакомится с детьми посредством игры; рассказывает, чем дети будут заниматься в течение года; разучивание стихотворения про Сентябрь (из месяцеслова)

2. "Осенний народный календарь и осенние обрядовые праздники". Рассказ педагога об осенних изменениях в природе, о народных приметах осени, об обрядовых осенних праздниках:"Осенины","Воздвиженье-капустныепосиделки","Покров","Параскева-пятница","Кузьминки-встреча зимы".

3-6 Праздник последнего снопа"Осенины"в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Подробное знакомство с праздником "Осенины", подготовка сценария, выбор главных участников, подбор костюмов, декораций, атрибутов.

Разучивание обрядовой песни"Осень, осень-в гости просим",игры"Кто с нами", изготовление кукол-стригушей

В конце сентября участники кружка проводят праздник "Осенины"для старших дошкольников.

7. "Степь без конца и без края" Диалоги с детьми о природе донского края;Донская степь в произведениях М. А. Шолохов (рассказ педагога).

8-9. "Легенды и сказания о донских травах". Чтение легенд и сказаний о растениях, произрастающих в донском крае (подорожник, василек, чабрец. бессмертник,желтый тюльпан, одуванчик).В конце занятия каждый рисует запомнившееся растение.

Октябрь

10-11. "Воздвиженье-начало капустников" Разучивание стихотворения про Октябрь (из месяцеслова);педагог рассказывает о капустных посиделках, о том,как рубили капусту; разучивание "капустных" частушек.

12. "Под Покровом Пресвятой Богородицы" Поход в Музей истории Донского казачества и участие в празднике "Покрова".

13-14. "Живет в народе песня" Рассказ педагога об истории казачьих песен, прослушивание казачьих народных песен, разучивание песни"Уж ты, хмель. "

15-16. Донские поэты- для детей. Знакомство с творчеством детских поэтов Н. Скребова, Н. Костарева, Д. Долинского, В. Крютченко. Разучивание наизусть стихотворений В. Крютченко (на выбор).Конкурс на лучшего чтеца среди участников кружка.

17-18. "Казачьи народные поговорки, пословицы, загадки о труде" Педагог рассказывает детям о смысле и значении пословиц и поговорок; читает поговорки и пословицы о труде; дети пытаются объяснить как они поняли услышанные пословицы и поговорки. Педагог загадывает, а дети отгадывают загадки, затем рисуют сюжет понравившейся загадки, пословицы, поговорки.

Ноябрь

19. "Столица области Войска Донского - г. Новочеркасск" Экскурсия в Музей истории Донского казачества.

20-21. "Путешествие на трамвайчике по самым красивым местам г. Новочеркасска"

(заочное) Разучивание стихотворения про Ноябрь (из месяцеслова. Педагог приглашает детей в заочное путешествие по г. Новочеркасску. . Остановки: пл. Ермака, Александровский парк, Вознесенский кафедральный собор, Атаманский дворец. В конце путешествия дети отвечают на вопросы педагога о городе Новочеркасске.

22-23. "Музыкальная гостиная". Знакомство с творчеством донских композиторов-И. Шишова и С. Кац, воспевающих красоту Донского края. Прослушивание музыкальных произведений композиторов В. Краснокулова, И. Шишова, С. Кац.

24-25. "Кузьминки -встреча зимы". "Как праздновали календарный праздник- "Кузьминки",значение этого праздника в жизни казаков (рассказ воспитателя). Разучивание "кузьминских" частушек и игры"Прялица"

26-27. Хороводная игра "Дон Иванович" Разучивание хороводной игры "Дон Иванович"(правила игры, заклички)

Декабрь

28. Зимний народный календарь и зимние обрядовые праздники. Разучивание стихотворения про Декабрь (из месяцеслова).Рассказ педагога о зимних изменениях в природе, о народных приметах зимы, о зимних обрядовых праздниках--

"Святки", "Рождество","Масленица".

29. "Зимние святки"-почитаемый и любимый народный праздник. Рассказ педагога о происхождении Святок, о святочных атрибутах, о том как праздновали Рождество казаки на Дону. Святки состоят из трех праздников: Рождество, Щедрый вечер, Крещение.

30-31. Рождественские христославия. Знакомство с историей христославий, разучивание самых распространенных христославий. Рисование Рождественской звезды.

32-33. "Коляда, коляда-отворяй ворота". Колядки- небольшие песенки-поздравления, песенки-пожелания добра и благополучия хозяевам дома. Разучивание колядок для использования их дома.

34-36.

Праздник "Рождественская елка". Педагог читает сценарий праздника "Рождественская елка".Выбираются исполнители главных ролей, им раздаются слова. Все вместе дети разучивают Рождественскую песню, рождественскую игру"Зима-зимушка была".

Январь

Проведение праздника "Рождественская елка"для старших групп.

38-41. Сказки народов, проживающих на Дону.

Чтение и пересказ народных сказок:

"Доброе сердце дороже красоты"(казачья сказка);"Деревянный орел"(русская сказка);"Заказчик и мастер"(армянская сказка);"Кузьма Скоробогатый"(украинская сказка).

42. "Художественный салон" Дети делают рисунки по сюжетам прочитанных сказок. Затем из рисунков устраивается выставка в холле детского сада. роживающих на Дону. Чтение и пересказ сказок:

"Доброе сердце дороже красоты"(казачья сказка);"Деревянный орел"(русская сказка);"Заказчик и мастер"(армянская сказка);"Кузьма Скоробогатый"(украинская сказка).

Февраль

43. "Февраль- снежень, бокогрей". Разучивание стихотворения про Февраль (из месяцеслова).Педагог знакомит детей с самым озорным, шумным, веселым праздником, отмечаемым в конце зимы- Масленицей; как этот праздник отмечали казаки.

44-49.

"Масленица-дорогая наша гостьюшка годовая". Подготовка и проведение уличного гулянья "Встреча Масленицы".Чтение сценария праздника, выбор исполнителей главных ролей, разучивание заигрышей, стишков- потешек, песни "Едет Масленица дорогая", игры"Кривой кочет".Изготовление чучела Масленицы.

24 февраля-проведение уличного гулянья для старших групп.

Март

50. Весенний народный календарь и весенние обрядовые праздники. Разучивание стихотворения про Март (из месяцеслова).Рассказ педагога о весенних изменениях в природе, о народных приметах весны, о весенних обрядовых праздниках:"Сороки", "Благовещенье", "Вербохлест","Пасха".

51-52. "Весенние Сороки"

(обрядовый праздник). Рассказ педагога о второй встрече весны-празднике"Сороки", разучивание песен- закличек весны, хороводной игры "Идет матушка Весна", танца "Во саду ли, в огороде".

53-54. "Благовещенье- птиц на волю отпущение". Знакомство с обрядами, проводимыми в праздник "Благовещенье", разучивание песенок- "веснянок",прибауток и изготовление из соленого теста маленьких птичек-жаворонков.

55-56. "Вербохлест"-детский праздник. Педагог рассказывает, как праздновали Вербное воскресенье на Дону; разучивание приговоров и стихотворения А. А. Фета"Вербное воскресенье".Изготовление искусственных цветов для украшения Вербного дерева.

57.

"Вербный базар" Дети украшают искусственными цветами веточки вербы и выставляют их в холле детского сада.

Апрель

58. "Пасха-праздник праздников". Разучивание стихотворения про Апрель (из месяцеслова).Педагог знакомит детей с праздником Пасхи и особенностями его прохождения на Дону.

59-60.

"Пасхальные забавы" Разучивание "пасхальных" закличек, хоровода "Птички-синички",знакомство с "пасхальными" играми (катание и битье крашеных яиц, рисование "пасхальных". куличей и писанок.

61. "Преданья старины глубокой". Чтение былины о любимом на Дону богатыре Добрыне Никитиче. Диалог с детьми о прочитанном.

62-63. "Звуки народных инструментов". Педагог знакомит детей с народными музыкальными инструментами: гармонь, балалайка, трещетка, свистулька, деревянные ложки, свирель. Прослушивание записей звучания балалайки, свирели, гармони. Обучение детей начальным навыкам игры на ложках.

64-65. "Игры донских казачат" Педагог знакомит детей с разнообразием подвижных детских игр на Дону.

Разучивание самых популярных игр:"Длинная лоза","Утка","Стой","Чет и нечет","Щука и рыбки","Хромая лиса", "Салки".

Май

66.

"Май - травень". Разучивание стихотворения про Май (из месяцеслова)."Егорьев день"-посвящается памяти Георгия Победоносца (рассказ педагога).

Разучивание песни"Посею лебеду на берегу"

67-69. "Троица-Зеленые святки". Педагог знакомит детей с христианским праздником - Троицей, с тем как его праздновали на Дону. Дети учатся обряду "завивания"березки и изготовлению обереговой березовой куклы.

Разучивание припевок для Троицы.

70.

"Конец - всему делу венец".

Итоговое занятие с приглашением родителей и чаепитием.

Приложение №1

Месяцеслов

Сентябрь - хмурень

Сентябрь - хмурень, Не хнычь ты, дурень. Свой кафтан ты не рви, Бабье лето позови. И под звон рассвета Обними ты лето. Октябрь - грязник

Он сам себе и царь, и князь, Он весь дождем пропах, И месит грязь, и месит грязь, И ходит в сапогах.

Ноябрь -листогной Бродит лесом листогной, Осень борется с зимой, Ну, а солнце, как на грех, Улыбается сквозь снег. И глядит, глядит заря На проказы ноября.

Декабрь - студеный

В заметенном студеном декабре Семь погод все куролесят на дворе. Серебристой бородой мороз оброс, Щиплет щеки, уши, пальцы, лоб и нос. Не захнычу, все стерплю, не закричу. В новый год на новых санках прикачу.

Январь - просинец

Здравствуй, молодец Январь, Здравствуй, года государь! Нас на санках покатай, Подари морозы. Пусть цветет на окнах рай: Георгины, розы.

Февраль - бокогрей

В бело-синем феврале Мчится вьюга на метле, Но возьмет ее тоска, И на солнышке бока Эта вьюга греет, А февраль добреет.

Март - протальник

Март у матери зимы Шубу снял, И проталинками он засиял, И капелью заплясал в тишине. Петушок нам прокричал о весне.

Апрель - снегогон

В землю прель, в землю прель Загоняет апрель. Он с ручьем в борозде, Сам по пояс в воде. И глядит молодцом, Заливаясь скворцом.

Май - травень

Зелены у мая волосы, А рубаха вся в цветах, Соловьиным звонким голосом Он поет в лугах, в лесах. Словно шар, летит по воздуху, Сам цветущею черемухой Весь пропах.

Приложение№2

Пословицы, поговорки, загадки о труде.

Берись за то, к чему ты годен. Век живи, век трудись,и, трудясь,век учись. Взялся за гуж,не говори, что не дюж. Всяк своим разумом кормится. Горька работа, да сладок хлеб. Два дела разом не можно взять в руки. Для доброго молодца и тысячи умений мало. Имею ремесло- и на камне хлеб достану. Не умеешь шить золотом, так бей молотом. Ремесло- не коромысло, плеч не оттянет. Работай до поту, так поешь в охоту. Маленькое дело лучше большого безделья. Не учись безделью, а учись рукоделью. Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто попадает. Делано наспех, сделано насмех.

Чем больше я верчусь, тем толще становлюсь. (веретено) Я одноглазая старуха, я прыгаю по полотну, и нитку длинную из уха, как паутину я тяну. (игла) Дверей не счесть, а не вылезть, не пролезть. (сеть рыболовная) Маленький, горбатенький, а все поле обскакал и снопов набросал. (серп) Блестит, сверкает, по полю гуляет, всю траву срезает. (коса) Висит, телепается, всяк за него хватается. (рушник) Длинна дровиняка в железо нарядилась и в землю впилась. (лопа

Приложение №3

"Обрядовые праздники казаков"

Осенние

"Семен - летопроводец"(провожают лето, разжигают новый огонь); "Рождество Богородицы", праздник последнего снопа "Осенины"; "Воздвиженье "- начало капустников; "Покров"-пора свадеб; "Параскева- пятница"-бабья заступница; "Дмитриев день"-родительский; "Кузьминки" - встреча зимы;

Зимние

"Введение во храм Богородицы"; "Никола -чудотворец"; "Зимние святки" : Рождество Христово, Щедрый вечер, Крещенье. "Сретенье"-первая встреча весны; "Масленица".

Весенние

"Сороки"- вторая встреча весны; "Благовещенье"- птиц на волю отпущенье; "Вербохлест" - бьет до слез; "Пасха" - светлое Христово воскресенье; "Юрьев (Егорьев)день";

Летние

"Троица"- зеленые святки.

Приложение№4

Частушки

А у нас во дворе квакали лягушки,

А я с печки босиком, думала- подружки.

По деревне я шла и Кузьму я видела,

Под кустом сидел и плакал- курица обидела.

Я плясала в три ноги, потеряла сапоги,

Оглянулася назад- сапоги мои лежат.

Балалаечка гудок свое дело знает,

Она в Кузиных руках хорошо играет.

Сидит ежик на березе белая рубашка,

На голове сапожок, на ноге фуражка.

На горе стоит телега, слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова, надевает сапоги.

Эх, топни нога, топни правенькая, Я плясать пойду,хоть и маленькая. Пойду плясать по соломушке, Раздайся народ по сторонушке.

Приложение№5

Игры

"Прялица"

Играющие стоят кругом и поют:

Прялица,кокорица моя,

С горя выброшу на улицу тебя,

Стану прясть и попрядывать,

На беседушку поглядывать.

Во беседы нет весельица,

Моя милая не сердится,

Моя мила по дорожке шла,

Черноброва барабан нашла,

Она била, барабанила,

Из-за лесу парня манила,

Из-за лесу, лесу темненька,

Из-за садика зелененька.

Во время песни внутри круга мальчик и девочка быстро вертятся в одну и в другую стороны, затем останавливаются, обнимаются и разбегаются в стороны. А их место занимает следующая пара.

"Кто с нами"

Играющие встают в две шеренги одна напротив другой-"стенка на стенку".Первая шеренга движется к центру зала, показывая движения с вопросами, вторая в ответ повторяет действия, дети поют:

-Кто с нами, кто с нами пашенку пахати? -Мы с вами, мы с вами пашенку пахати! -Кто с нами, кто снами жито рассевати? -Мы с вами, мы с вами жито рассевати! -Кто с нами, кто с нами жито косити? -Мы с вами, мы с вами жито косити! -Кто с нами, кто с нами жито молотити? -Мы с вами, мы с вами жито молотити! -Кто с нами, кто с нами зерна молоти? -Мы с вами, мы с вами зерна молоти! -Кто с нами, кто с нами муку просевати? -Мы с вами, мы с вами муку просевати! -Кто с нами, кто с нами тесто замесити? -Мы с вами, мы с вами тесто замесити! -Кто с нами, кто с нами пирог испекити? -Мы с вами, мы с вами пирог испекити! -Вот такой вышины! Вот такой ширины!

"Зима- зимушка была"(рождественская игра)

Играющие становятся в круг, в середине- водящий, он ходит по кругу и машет платочком. Стоящие в кругу идут в противоположном направлении и поют: -Зима- зимушка была,закружила, замела все дорожки и пути, Не проехать, не пройти. Я дорожку промету, и к милому я пойду. Постелю дороженьку, постелю пуховую. Кого верно я люблю, вот того и выберу.

Тот, кого выбрал водящий, получает платочек и становится водящим.

Хоровод"Дон Иванович"

Девушки и юноши, взявшись за руки, становятся в круг. В середине стоит Дон Иванович в шапке и с балалайкой. Напев: -Как пошел наш молодец вдоль улицы на конец, Ах, Дон, ты наш Дон, сын Иванович Дон! Ах, как звали молодца, называли удальца, Ах, Дон, ты наш Дон,сын Иванович Дон! Как во пир пировать, во беседушку сидеть, На игрище поиграть Ах, Дон, ты наш Дон, сын Иванович Дон! Как пошел наш молодец к девушке наконец, Ах, Дон, ты наш Дон, сын Иванович Дон! Как садился молодец, как садился удалец Против девушки на скамье.

Дон Иванович садится с балалайкой на землю и играет. К нему подходит девушка, он ей кланяется, ив это время с его головы падает шапка. девушка шапку не поднимает. Хоровод продолжает: -Заиграл он в гусли, заиграл в звончатые мои, Ах, Дон, ты наш Дон, сын Иванович Дон! Молодец деве долой уронил шапку челом, Ах, Дон, ты наш Дон, сын Иванович Дон! Дон Иванович говорит: -Уж ты, девушка моя молода, подыми шапку-мурманку, будь добра! Ах, Дон, ты наш Дон, сын Иванович Дон! Девушка отвечает Дону Ивановичу: -Не твоя, сударь слуга, я не слушаю тебя! Ах, Дон, ты наш Дон, сын Иванович Дон! Девушка не поднимает шапку и уходит назад в хоровод. Дон Иванович сам поднимает шапку и надевает на голову. Хоровод повторяет первую запевку. Из хоровода выходит другая девушка. Дон Иванович ей кланяется и с него падает шапка. Идет повторение предыдущих запевок. Девушка отвечает Дону Ивановичу другими словами: -Я твоя, сударь слуга, я послушаюсь тебя!

Девушка поднимает шапку и отдает Дону Ивановичу в руки. Все вместе поют: Ах, Дон, ты наш Дон, сын Иванович Дон!

Приложение№6

Рождественские христославия

Рождество Христово, ангел прилетел.

Он летел по небу, людям песню пел.

"Вы, люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,

Днесь, Христово Рождество!"

Мы Христа славим, звезду носим,

У хозяев ничего не просим.

А что подадут- не бросим.

Со рождением Христа

Отворяйте ворота,

Открывайте сенечки,

Доставайте семечки.

С Рождеством славим,

Со крестом здравим!

Приложение№7

"Рождественская песня"

Заспеваем, христиане, всем весело ныне.

В Вефлиемской бидной стане Бог лежит на сене.

Стоят над ним вил и осел, парой отдыхают,

А на небе славу вишнем Ангелы спевают!

Понастало всему свету весело новины,

Что Пречистая Мария спородила сына.

Спородила и сповила, в ясли положила,

А в тот час на небе ясном зирка засветила.

Засветила ясна зирка по всей Палестине,Навела страх на пастушков, бывших при скотин

Приложение№8

Колядки

Сею, вею, посеваю,

С Новым Годом поздравляю.

Открывайте сундучок,

Доставайте пятачок,

Дитям на орехи, Взрослым на потехи

Коляда!Коляда!

Ты подай пирога

Или хлеба ломтину,

Или денег с полтину!

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Зароди,Боже, жито в пшеницу,

Всяку яровицу, а в поле ядро, а в доме добро.

Куда конь хвостом-там жито кустом,

Куда коза рогом- там жито стогом.

Постой, мужик, не беги

Подай наши пироги.

Не режь, не ломай

Лучше весь подавай.

Вам скорее, нам спорее!

Публикации по теме:

План работы кружка в подготовительной группе Воспитатель:Рогожникова Г. В. с Криводановка. "Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Сила ума крепнет по мере того, как.

План работы кружка «Волшебные краски» План работы кружка «Волшебные краски» в средней группе Цель: Развитие творческих способностей у детей нетрадиционными методами рисования.

План работы кружка «Волшебный пластик» Пояснительная записка Неординарный подход к решению различных заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития.

План работы кружка «Юный эколог» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – Детский сад №15 «Северные звёздочки» Городского.

План работы логопедического кружка «Звукарик» Проведя логопедическую диагностику в начале учебного года в нашем ДОУ, нами было выявлено большое количество детей с различными нарушениями.

План работы театрального кружка «Фантазия» Пояснительная записка В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства. В душе.

Проект «Донское казачество. История, культура и быт» .

Сценарий фольклорного праздника «Коляда в детском саду»Сценарий фольклорного праздника «Коляда в детском саду» «Коляда в детском саду»Ряженые дети и воспитатели с ударными народными инструментами идут по группам детского сада, напевая Дети (поют):.

План работы театрального кружка «Капитошка» План работы театрального кружка «Капитошка» (Подготовительная группа «Теремок») Пояснительная записка Театрально-игровая деятельность имеет.

План работы творческого кружка «Очумелые ручки» Кружок «Очумелые ручки» Провела: Чумакова И. В. Пояснительная записка Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Донское казачество. План работы фольклорного кружка «Ковылёк» в детском саду
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 20:24
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Донское казачество. План работы фольклорного кружка «Ковылёк» в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Елена Смирнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД