Получи документы

План-программа по краеведению «В гостях у Югорки»

Оксана Шведенко
План-программа по краеведению «В гостях у Югорки»

В гостях у Югорки

(участие в городском конкурсе учебно-методических материалов. Диплом I степени)

Содержание программы:

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи программы

3. Этапы и сроки реализации

4. Механизм реализации программы

5. Формы работы

6. Тематическое содержание программы проходит через основные блоки

7. Связи, устанавливаемые для реализации программы

8. План – график мероприятий в старшей группе

9. План – график мероприятий в подготовительной к школе группе

10. Взаимодействие с участниками образовательного процесса

Публикация «План-программа по краеведению „В гостях у Югорки“» размещена в разделах

11. Диагностическое обследование детей

12. Результат работы

13. Используемая литература

14. Приложение

Северу, с его резкими контрастами

тепла и холода, льда, снега и воды,

с его пушистыми зверями и нахохлившимися птицами,

с его красивыми легендами и какой-то

"морозной стерильностью" и спокойствием"

Николай Фомин

Пояснительная записка.

Краеведение одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

С позиции концепции дошкольного воспитания педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей малой Родине.

Проблема патриотического воспитания детей обсуждается в настоящее время все чаще. Ее актуальность очевидна, так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, утеряны общие цели, происходит резкое расслоение общества, наблюдается враждебность, эгоизм; у детей искажены представления о добре и милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те кто даёт жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.

В чём проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?

Знакомство детей с родным краем : с историко – культурными, национальными географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу у него проявляются в чувстве восхищения своим городом. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяет и углубляет от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, города, работниками образовательной школы, детского сада, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребёнка сформировать чувство любви к родному городу, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях - первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живёт ребёнок. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом. Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приёмы используются, как организована предметно – развивающая среда в группе, в учреждении.

Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Учитывая современное нравственно – патриотическое воспитание и возрастные особенности детей дошкольного возраста, проанализировав специальную литературу по формированию нравственно – патриотических качеств у детей дошкольного возраста была поставлена цель, организовать кружковую работу, чтобы познакомить детей с природой нашего края, с коренными жителями ханты и манси. Организован кружок «В гостях у Югорки», занятия организованы один раз в неделю.

Цель: познакомить детей с природой нашего края, с коренными жителями ханты и манси.

Определены задачи:

Образовательные:

- расширить и обогатить знания детей о родном крае, воспитывать любовь к родному краю, его прошлой и настоящей истории:

- познакомить детей с геральдикой ХМАО - Югры и города Югорска;

- формировать представление об исторических корнях города;

- познакомить детей с уникальной и своеобразной жизнью народов ханты и манси: промыслом, бытом, жильём, одеждой, средствами передвижения, устным народным творчеством (пословицами, поговорками, сказками, играми, загадками).

Развивающие:

- развивать познавательную активность у детей;

- логическое мышление, связную речь;

- у детей навыки общения со сверстниками

Воспитательные:

- воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда;

- любовь к природе родного края и чувство сопричастности к её сбережению;

- вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов края, их жизни, быту, культуре, традициям;

- воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

Этапы и сроки реализации программы на 2009 – 2011 учебный год.

Этап Содержание Сроки

Подготовительный Изучение методической литературы по данному вопросу.

Составление перспективного планирования.

Пополнение и оформление предметно-развивающей среды в группе (уголок

«стойбище ханты и манси» полочка красоты, куклы «Акань», создание картотеки игр народов Севера.

Подборка:

- дидактические игры по ознакомлению с природой родного края;

- настольные игры экологической направленности;

- исторической литературы;

- произведения народного творчества;

- наглядный материал (иллюстрации фотографии, предметы быта и т. д.); Июнь – август 2009 - 2010гг.

Август 2009 - 2010гг.

В течение всего года

2009-2010гг. ; 2010-2011гг.

Июнь – август 2009 - 2010гг.

В течение учебного года

2009-2010гг. ; 2010-2011гг.

Основной Организовать воспитательно - образовательный процесс (организация работы по режиму дня, по сетке занятий, целевые прогулки, экскурсии, досуги, организация игровой, познавательной, трудовой, физкультурно-оздоровительной деятельности).

Привлечение семьи и специалистов к решению педагогических задач.

Ежедневная продуктивная деятельность – как итог проведённого занятия;

Создание макета «Наш город Югорск», фотоальбом «Город Югорск», «Музей под открытым небом «Суеват Пауль». Сентябрь – май

2009-2010гг. ; 2010-2011гг.

В течение учебного года

2009-2010гг. ; 2010-2011гг.

Ноябрь 2009-2010гг. ; 2010-

2011гг.

Февраль

Май

Заключительный Отслеживание результатов деятельности по данной теме, проведение диагностики на основе методических рекомендаций О. А. Сафоновой. В ходе диагностики использовать различные методы:

- беседы с детьми;

- педагогические наблюдения;

- дидактические игры;

- продуктивную деятельность.

Оформление фотоматериалов по итогам года.

Пополнение методической копилки работами детей, разработками сценариев мероприятий. Проведение выставок детских работ.

Май 2010г; 2011г.

Апрель, май 2010г; 2011г.

В течение учебного года

2009-2010гг. ; 2010-2011гг.

По окончанию работы блока

Ноябрь 2010г. ;

Февраль 2011г.

Май

Механизм реализации программы.

Программа рассчитана на два учебных года. По продолжительности программа является долгосрочной (в течение двух лет).

Общая цель программы - создание условий для творческого развития дошкольников, самореализации, самосовершенствования, духовно нравственной и физически здоровой личности.

Программа построена на принципах: развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать.

Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города и края, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона. Осознание дошкольников своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона; углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов; формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности дошкольников по сохранению природы родного края.

Формы работы.

Программа предполагает различные методы работы промежуточных и конечных результатов:

тестирование;

творческие задания;

викторины;

конкурсы;

выставки творческих работ дошкольников;

защита проектов

Тематическое содержание программы проходит через основные блоки:

Блок «Моя семья»

Блок «Мой город»

Блок «Мой край»

Блок «Моя семья

Невозможно воспитать достойного человека без памяти о своих предках. Память - это прочный фундамент, защита и поддержка человека в его жизни. И каждый должен знать историю добрых дел, которые совершали его родные. Действительно, каждый должен больше знать о своих родственниках не только близких, но и далёких.

Актуальность изучения истории семьи, своей родословной возрастает, так как в современных условиях идёт историческое отмирание семьи.

Наши дети должны хотеть узнавать историю своей семьи, своей улицы, своего города и края. Изучать свою семью, свой род, своих предков - значит выполнять огромную нравственно-этическую функцию.

Семья - самая сплочённая ячейка общества. Именно семья, дом и дети составляют основу развития человеческой личности.

Цель: расширить знания детей об истоках формирования семьи.

Задачи:

1. Формировать у детей понятия семья, род.

2. Формировать представление о семье, людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о ближних.

3. Прививать любовь к семье через народное творчество.

В результате прохождения программного материала дошкольники будет иметь представление о:

- семейном укладе и традициях семьи;

- о том, где его корни и кто его предки;

- о взаимоотношениях родителей и детей;

знать:

- способы изображения родословных корней, генеалогического древа;

- историю создания своей семьи;

- памятные даты своих близких;

уметь:

-находить, оценивать, отбирать, беречь в семейном архиве наиболее ценные для последующих поколений материалы;

Темы для рассматривания:

«Кто я и моя семья» (генеалогическое древо);

«Семейные традиции»;

«Жилища наших предков»;

«Я – один из рода» (знакомство с понятием «род», «народ»).

Результатом работы дошкольников станет составление генеалогического древа своей семьи, составление версий, подтверждающих историю своей фамилии.

Блок «Мой город»

В соответствии с этим целью данной программы является создание условий для развития устойчивого познавательного интереса к прошлому своего города (в прошлом посёлка, содействие усвоению главных фактов истории Югорска, раскрытие идеи самоценности человека как субъекта социального развития.

Цель: познакомить детей с историей города Югорск.

Задачи:

1. Познакомить детей с символикой, геральдикой нашего города и её значением.

2. Познакомить детей с достопримечательностями города.

3. Воспитывать любовь к родному городу, уважении к людям проживающим в нем.

В результате прохождения программного материала дошкольники будет иметь представление о:

- о символике нашего города, о геральдике и её значении.

- о достопримечательностях нашего города их датами появления;

- о развитии города;

- о первопроходцах земли Югорской;

- о традициях города.

знать:

- важнейшие события и факты;

- историю создания своего города;

- памятные даты образования города, открытие памятников, зданий;

- историческую жизнедеятельность людей, которые определили историю города.

уметь:

- определять свою личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать;

- определять и объяснять понятия;

- владеть приёмами сравнения, анализа, обобщения.

Темы для рассматривания:

«Символика и её обозначение»;

«От поселка Комсомольский, до города Югорск»;

«Путешествие по улицам города»;

«Мой детский сад»;

«Югорск – кто им руководит»;

«Первопроходцы земли Югорской».

Результатом работы дошкольников станет создание мини - макета города Югорска.

Блок «Мой родной край»

Предлагаемый материал о культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Она предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей дошкольников. Изучение своей малой родины способствует осознанию дошкольников важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.

Цель: расширить знания детей о культуре и быте коренных народов нашего края, ханты и манси.

Задачи:

1. Познакомить детей с символикой и геральдикой ХМАО – Югра, её значением.

2. Формировать у детей представления о коренных жителях нашего края о их традициях и обычаях.

3. Продолжить знакомить детей с природой нашего края, растительным и животным миром.

4. Воспитывать любовь к родному краю и бережному отношению к окружающему миру.

В результате прохождения программного материала дошкольники будет иметь представление:

- о геральдике ХМАО, узнавать её среди других символик; о её значении.

- о жителях крайнего Севера Ханты и Манси.

- о культуре, быте, традициях народов Севера.

знать:

- о жилище коренных жителей Ханты и Манси, о средствах их передвижения (олени, собаки, лыжи).

- о промысле народов Севера (охота, рыболовство, оленеводство).

- об орнаменте, который использует народ Ханты и Манси о его значении и священном изображении.

- о природе нашего края: растениях, животных и птицах.

- об устном народном творчестве, играх и сказках народов Ханты и Манси.

уметь:

- узнавать символику края, рассказать о её значении;

- определять свою личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать;

- определять и объяснять понятия;

Результатом работы дошкольников станет создание макета «Стойбище Ханты и Манси».

Формы организации деятельности:

индивидуальные,

групповые,

коллективные.

Связи, устанавливаемые для реализации программы:

Система работы педагогической деятельности по реализации данной программы.

Взаимодействия педагога с детьми:

Этапы работы с родителями:

Родительские собрания.

Информационный стенд.

Этапы работы с педагогами:

Этапы работы с социальным окружением:

План – график мероприятий в старшей группе

сроки направление

Задачи

Содержание

1 квартал

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

«Моя семья» Учить детей составлять небольшой рассказ о своей семье, различать членов семьи, выделять родных; Учить обозначать одним словом «семья». Расширять знания детей о том, что семья – это род, и начинается он от самых истоков – корней формирования семьи. Показать детям зависимость родственников друг от друга. Познакомить со строением генеалогического древа. Учить связывать родственников друг с другом одним общим словом «семья».Учить отображать понятие «семья» в своих рисунках, аппликациях, в создании семейного альбома. Формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о близких. Развивать чувство гордости за свою семью.

Познакомить детей с жилищем наших предков, с их бытом, традициями, обычаями и одеждой. Развивать у детей логическое мышление, диалогическую речь, навыки общения со взрослыми и сверстниками, способность понимать и правильно отвечать на вопросы. Прививать любовь к своей семье через народное творчество (стихи, пословицы, поговорки). Воспитывать интерес к возникновению своей семьи. Прививать любовь, уважение, чувство долга перед своей семьёй. - «Кто я и моя семья» (генеалогическое древо) 2 занятия.

- «Дом в котором я живу» (рисование своего дома)

- «О мамах и детях» (рисование портрета мамы)

- «Мама рукодельница» (выставка работ сделанных мамиными руками)

-«Семейные традиции, обычаи и правила».

-«Портрет моего папы и дедушки» (рисование).

- Альбом «Моя семья» (генеалогическое древо; фото семьи; рисунки; аппликации).

- Лепка: «Домашняя утварь»

- Аппликация: «Украсим платье». (работа с шаблоном).

- Знакомство с устным народным творчеством. (пословицы, поговорки, стихотворения о семье).

-«Геральдика нашей семьи (изготовление герба, флага семьи совместно с родителями).

- «Наша дружная семья» (Чаепитие с родителями, подведение итогов за 1 квартал, выставка детских работ).

2 квартал

Декабрь

Январь

Февраль

«Мой город» Познакомить детей с образованием города Югорска, как строился, рос и развивался. Учить детей составлять описательные рассказы о своём городе, улицах города, находить его на карте ХМАО. Формировать представления детей о символике города Югорска, учить понимать её значение. Развивать познавательную активность и творческое воображение детей, отражая это в своих работах по рисованию, лепке, аппликации. Прививать интерес к развитию города. Воспитывать любовь к родному городу, уважения к людям, проживающим в нём. Прививать интерес к истории его развития. Учить создавать макет города и ориентироваться на нем. Продолжать учить называть самые крупные улицы города, расширять и углублять представления детей нахождении административных, культурно развлекательных и торговых центрах города Югорска. - Беседа: «От посёлка Комсомольский до города Югорск» (история города, его «рождение»).

- Экскурсия «Путешествие по улицам города».

- Рисование: «Город глазами детей».

- Экскурсия в торговый центр «Столичный».

-Рисование: «Достопримечательности нашего города»

-«Мини – макет города Югорска» (2 занятия).

- Экскурсия к крупным зданиям г. Югорска (фото репортаж зданий).

-Аппликация: «Самое красивое здание нашего города»

- Коллаж города Югорска (2 занятия).

-Экскурсия в музей: «Как строился посёлок Комсомольский».

-Викторина «Я и мой город» (использовать стихи, загадки, ребусы).

- Изготовление карты города Югорска (2 занятия, привлечь родителей).

- Беседа: «Мой детский сад» (показ фото до реконструкции, сравнить с тем как он сейчас изменился; рисунки детей).

- Создание фото альбома «Мой любимый город» (2 занятия).

3квартал

Март

Апрель

май

«Мой родной край» Продолжать формировать представления детей о жителях крайнего Севера Ханты и Манси. Познакомить детей с геральдикой, символикой ХМАО, научить узнавать её среди других символик и знать её значение. Расширять знания детей о культуре, быте, традициях народов Севера. Познакомить детей с жилищем коренных жителей Ханты и Манси. Рассказать детям о национальном костюме жителей ХМАО. Развивать интерес к художественному творчеству народов севера, познакомить детей с национальными играми и художественным словом. Познакомить с орнаментом, который использует наром Ханты и Манси о его значении и священном изображении. Развивать творческое воображение и умение отображать его в своих работах (аппликации, рисовании, лепке, ручном труде). Продолжать знакомство с природой нашего края: растениями, животными и птицами. Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к окружающему миру. Закрепить знания детей о коренных жителях Севера с помощью пословиц и поговорок. Активизировать словарь детей: (стойбище, яранга, олени, упряжка, унты, лабаз, малица и т. д). Вызвать интерес у детей к созданию альбома о нашем крае. -Беседа: «Я житель крайнего Севера» (знакомство с крупными городами ХМАО и их символикой).

- Беседа: «Ханты и Манси – коренные жители севера» (просмотр альбома о музее Суеват –Пауль, знакомство с бытом, культурой, традициями и фольклором коренных народов севера).

-Лепка: «Жилище народов Севера» (лабазы, чумы).

- Экскурсия в музей: «Быт народов Ханты и Манси».

- Рисование: «Семья и быт народов Севера).

- Аппликация: «Стойбище народов севера».

- Аппликация: «Украшение одежды Хантов» (работа с цветной бумагой и шаблоном).

- Знакомство с художественным словом народов севера (сказки Угорского края, сказки народов севера).

- Знакомство с национальным костюмом народов Ханты и Манси (аппликация на полосе).

- Рисование: «Быт и промысел народов Ханты и Манси».

- Изготовление коллажа: Что мы знаем о народе севера» (2 занятия).

-«Знакомство с орнаментом народов Ханты и Манси» (общие сведения об орнаменте, его значении, о священном изображении).

- Беседа «Знакомство с природой, животными и птицами нашего края».

-Рисование: «Животные нашего края».

- Экскурсия в «Суеват Пауль» музей под открытым небом.

- Игры народов Ханты и Манси «Тетёра», «Оленья упряжка», «Оленеводы» и др.

- Изготовление альбома «Суеват Пауль – музей под открытым небом».

План – график мероприятий в подготовительной к школе группе.

Сроки Направление Задачи Содержание

1 квартал

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

«Моя семья»

Познакомить детей с понятием семья, общество, история, предки, род, народ, человечество.

Продолжить знакомство с древом семьи. Дать понятие генеалогия, герб семьи, эмблема. Учить детей осознавать себя, как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности находить общее сходство с другими людьми и помнить существенные отличия. Формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о близких. Развивать чувство гордости за свою семью.

Познакомить детей с жилищем наших предков, с их бытом, традициями, обычаями и одеждой. Развивать у детей логическое мышление, диалогическую речь, навыки общения со взрослыми и сверстниками. Прививать любовь к своей семье через народное творчество (стихи, пословицы, поговорки). Воспитывать интерес к возникновению своей семьи. Прививать любовь, уважение, чувство долга перед своей семьёй. -Родина – земля предков». (знакомство с понятиями «история», «предки».

-«Я – один из рода». (знакомство с понятиями «род», «народ», «человечество».

-«Родословное древо семьи». (генеалогия, герб семьи, эмблема).

-Аппликация: «Моя семья». (мама, папа, я, дедушка и бабушка).

-«Жилища наших предков». (дать знания о том, где жили наши предки – восточные славяне).

-Лепка: «Русская изба». (научить детей лепить из пластилина жилище, использовать бросовый, природный материал).

-«Семейные традиции». (знакомство с традициями современной семьи, рассказ детей о традициях в их семье).

-«Одежда восточных славян». (знакомство

с одеждой, головными уборами, обувью).

-Аппликация: «Украсим платье». (работа с шаблоном).

-Знакомство с устным народным творчеством. (пословицы, поговорки, стихотворения о семье).

-«Женщина – мать». (дать понятие, женщина хранительница домашнего очага).

-«Моя мама мастерица» (выставка работ сделанных мамиными руками).

-«Наша семейная символика (изготовление герба семьи совместно с родителями).

-«Моя дружная семейка» (Чаепитие с родителями, подведение итогов за 1 квартал, выставка детских работ).

2квартал

Декабрь

Январь

Февраль

«Мой город» Познакомить детей с символикой нашего края (ХМАО) и нашего города, с геральдикой и её значением. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о своём городе, улицах города. Познакомить с достопримечательностями нашего города их датами появления. Дать понятие, что у города, как в любой другой семье есть глава – мэр города. Познакомить с его биографией и достижениями во время правления городом. Прививать интерес к развитию города. Развивать познавательную активность и творческое воображение детей, отражать это в своих работах по рисованию, лепке, аппликации и ручному труду. Воспитывать любовь к родному городу, уважения к людям, проживающим в нём. -Символика её обозначение» (знакомство с символикой ХМАО и нашего города).

-Лепка: «Геральдика г. Югорска» (использовать приём налепа).

-«Город Югорск, кто им правит» (рассказ о мере города, его биография, достижения).

-«Ода городу» (рассказ о поэтах города, знакомство с их стихами).

-«Виртуальная экскурсия по улицам города» (использование проектора, отгадывание загадок о зданиях города).

-Рисование: «Достопримечательности нашего города»

-«Мини – макет города Югорска» (2 занятия).

-Аппликация: «Самое красивое здание нашего города»

-Экскурсия в музей: «Первопроходцы земли Югорской» (рассказ о людях, которые первыми приняли участие в строительстве города).

-Изготовление карты г. Югорска (2 занятия).

-Викторина «Что я знаю о своём городе» (использовать стихи, загадки, ребусы).

-«Югорский карнавал» (просмотр диска, рассматривание картинок, рисование этого праздника).

3 квартал

Март

Апрель

Май

«Мой родной край» Продолжать формировать представления детей о жителях крайнего Севера Ханты и Манси. Закрепить геральдику ХМАО, умение узнавать её среди других символик и знание значения. Расширять знания детей о культуре, быте, традициях народов Севера. Познакомить детей с жилищем коренных жителей Ханты и Манси со средством их передвижения (олени, собаки, лыжи, рассказать о промысле народов Севера (охота, рыболовство, оленеводство).

Познакомить с орнаментом, который использует народ Ханты и Манси о его значении и священном изображении. Развивать творческое воображение и умение отображать его в своих работах (аппликации, рисовании, лепке, ручном труде). Продолжать знакомство с природой нашего края: растениями, животными и птицами. Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к окружающему миру. Закрепить знания детей о коренных жителях Севера с помощью пословиц и поговорок. Развивать интерес к устному народному творчеству. Познакомить с играми и сказками народов Ханты и Манси. -Ханты и Манси – кто они?» (рассказ о происхождении и истории народов Ханты и Манси).

-«Жилища Ханты и Манси» (просмотр альбома о музее Суеват -Пауль).

-Лепка: «Жилище народов Севера» (лабазы, чумы).

-«Воспитание и образование коренных народов Севера» (рассказ об образовании, о родственных отношениях в семье).

-Рисование: «Семья и быт народов Севера).

-«Традиции, обычаи и обряды народов Севера» (рассказ о традициях и обычаях, знакомство с традиционной одеждой).

-Аппликация: «Украшение одежды Хантов» (работа с цветной бумагой и шаблоном).

-Рисование: «Обувь и головной убор народов Манси» (работа с шаблоном).

-«Средство передвижения народов Ханты и Манси» (беседа о традиционном хозяйстве коренных народов ХМАО, о средствах передвижения).

-Лепка: «Средство передвижения народов Ханты и Манси» (собаки, олени. лыжи, работа с пластилином).

-«Знакомство с орнаментом народов Ханты и Манси» (общие сведения об орнаменте, его значении, о священном изображении).

-Ручной труд: «Изготовление амулетов» (использование бисера, кожи, меха).

-«Знакомство с природой, животными и птицами нашего края».

-Рисование: «Животные нашего края».

-«Знакомство с устным народным творчеством» (пословицы, поговорки, сказки, игры нардов крайнего Севера).

Взаимодействие с участниками образовательного процесса:

Уровень нравственного и патриотического развития дошкольников во многом определяется степенью грамотности их родителей. У ребенка только тогда сформируется позитивное отношение к природе родного края, к окружающему миру, к многонациональности нашего края, когда этому вопросу будут уделять внимание все окружающие его взрослые детском саду, и дома - в семье.

Реализация системы тесного взаимодействия по формированию у детей нравственно – патриотических чувств, к родному краю, городу, к коренным жителям нашего округа, невозможна без привлечения квалифицированных специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

Сроки Содержание работы с педагогами Содержание работы с родителями

1 квартал

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

- Консультация для воспитателей: «Создание предметно-развивающей среды» в группах для развития и обогащения этнических представлений у детей.

- Семинар – практикум: «Что мы знаем о своей семье?»

- Консультация для воспитателей «Воспитание гуманного, бережного отношения к своей семье».

- Анкетирование «Что мы знаем о семье?» - Индивидуальная работа с родителями о продолжении кружковой работы «В гостях у Югорки»(родительское собрание).

- Информация в папку передвижку: «План работы кружка».

- Организовать работу с родителями по созданию «Древо семьи».

- Привлечь родителей к сбору атрибутов по теме «Русская изба».

- Консультация для родителей: «Что такое Генеалогия, герб и флаг семьи?»

- Работа с родителями по созданию альбома «Моя семья».

- Привлечь родителей к участию в выставке «Моя Мама мастерица».

- Организовать выставку детских работ для родителей (поделки, рисунки, лепка и аппликация).

2 квартал

Декабрь

Январь

Февраль

- Консультация для педагогов

«Как знакомить детей с достопримечательностями города».

- Семинар – практикум: «Поэзия о городе Югорске».

- Проведение развлекательных мероприятий для детей совместно со специалистами (муз. руководителем, инструктором по ФИЗО).

- Информация в стенд: «План работы с детьми по теме Мой город».

- Организовать экскурсию совместно с родителями в музей, под названием «Первопроходцы земли Югорской».

- Привлечь родителей к помощи в изготовлении карты г. Югорска.

- Информация для родителей в стенд «Как знакомить детей с достопримечательностями нашего города».

- Предложить родительскому комитету приобрести для группы видео - диск «Югорский карнавал».

- Оформить папку «Ода городу!» (познакомить родителей с поэтами нашего города и их произведениями).

3 квартал

Март

Апрель

Май

- Семинар – практикум с педагогами:

Викторина «Что мы знаем о родном крае

-Комплексное занятие по познавательному развитию «День Земли», совместно с музыкальным руководителем.

- Анкетный опрос педагогов: «Что мы знаем о жителях крайнего севера?»

- Информация для родителей в стенд «План работы с детьми по теме «Мой родной край».

- Консультация для родителей «Ханты и Манси – кто они?»

- Информация в папку для родителей «Традиции, обычаи и обряды народов Севера».

- Организовать поездку в музей под открытым небом «Суеват Пауль» на Вороний праздник.

- Информация в папку «Культура, быт и промысел народов Ханты и Манси».

- Привлечь родителей к сбору атрибутов для ручного труда (мех, кожа, бисер).

-Консультация «Как знакомить детей с природой нашего края».

- Изготовление памяток «Как вести себя в природе».

- Организовать выставку детских работ (рисование, лепка, аппликация и ручной труд) за весь год. Пригласить родителей.

Диагностическое обследование детей

Экспресс – анализ и оценка детской деятельности по данной программе проводиться на основе методических рекомендаций О. А. Сафоновой. В ходе диагностики используются различные методы:

беседы с детьми;

педагогические наблюдения;

дидактические игры;

продуктивная деятельность.

Диагностическое обследование уровня знаний детей по разделу «Моя семья».

Ф. И ребёнка Знает понятия Владеет информацией о своей семье Может по древу семьи рассказать родословную Умеет различать и называть родственников Составляет рассказ о семье из 6 и более предложений Знает о традициях Отображает свои знания в продуктивной деятельности (рисов, лепка, аппликация) Итого

род

предки

народ

семьи предков

Диагностическое обследование уровня знаний детей по разделу «Мой город».

Ф. И ребёнка Знает когда и как образовался г. Югорск Знает символику города и её значение Знает главу города и его обязанности (понятие мер) Знает и называет улицы города Знает и называет здания города (административные и культурно-развлекательные Составляет небольшой рассказ о своём городе Отображает свои знания в продуктивной деятельности (рисов, лепка, аппликация) Итого

Диагностическое обследование уровня знаний детей по разделу «Мой край».

Ф. И ребёнка Знает геральдику ХМАО. Имеет представление о жителях крайнего Севера. Знает всё о жилище Ханты и Манси Знает орнамент Ханты и Манси и его значение Знает природу нашего края Составляет рассказ о жителях крайнего Севера Ханты и Манси Отображает свои знания в продуктивной деятельности (рисов, лепка, аппликация) итого

деревья ягоды грибы животные птицы

Используемая литература

1. Мид М. «Культура и мир детства». — М., 1988.

2. Малыгина А. А. «Мир детства у народов Сибири». — Тюмень, 1989.

3. Лукина Н. В. «Формирование материальной культуры хантов». — Томск, 1985

4. Лукина Н. В., Рындина О. М. «Источники по этнографии Западной Сибири». — Томск, 1987

5. Лукина Н. В. «Альбом хантыйских орнаментов». — Томск, 1979.

6. Лесгафт П. Ф. «Семейное воспитание ребенка и его значение». — М., 1991.

7. Кулелезин В. М. «Человек и природа в верованиях хантов». — Томск, 1984

8. Бондаренко А. К. «Дидактические игры».- М. : 2003г

9. Кулелезин В. М., Лукина Н. В. «Знакомьтесь: ханты». — Новосибирск, 1992

10. Круть И. В., Забелин И. М. «Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества». — М., 1988.

11. Кондратьева Н. Н. «Программа экологического образования детей». «Мы» — Азбука экологии. — СПб., 1996.

12. Коменский Я. А. «Педагогическое наследие». — М. : Педагогика, 1989

13. Здравомыслов А. Г. «Потребности, интересы, ценности». — М., 1986

14. Журавлев В. И. «Педагогика в системе наук о человеке». — М., 1990.

15. Шешкин П. Е, Шабалина И. Д «Мансийские орнаменты». – СПб., 2001.

16. Стариков В. П «Млекопитающие ХМАО округа». – Сургут 2003.

17. Молданова Т. А «Орнамент хантов Казымского приобья… - Томск 1999

18. Доронова Т. Н, Якобсон С. Н Комплексная программа «Радуга». - М. : 2003г

Публикации по теме:

Награды за участие педагогов и детей в конкурсах разного уровняНаграды за участие педагогов и детей в конкурсах разного уровня Воспитанники нашего учреждения принимали участие в разнообразных конкурсах: -Грамоты и дипломы победителю 8-го Международного творческого.

Рекомендации для воспитателей по оформлению проектов 1. Титульный лист. 2. Тип проекта (исследовательский, творческий, игровой 3. Вид проекта (продолжительность) 4. Участники проекта 5. Краткая.

Автор публикации:
План-программа по краеведению «В гостях у Югорки»
Опубликовано: 7 марта 2013 в 01:47
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.

13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД