Оксана Шведенко
План-программа по краеведению «В гостях у Югорки»
▼ Скачать + Заказать документы
В гостях у Югорки
(участие в городском конкурсе учебно-методических материалов. Диплом I степени)
Содержание программы:
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи программы
3. Этапы и сроки реализации
4. Механизм реализации программы
5. Формы работы
6. Тематическое содержание программы проходит через основные блоки
7. Связи, устанавливаемые для реализации программы
8. План – график мероприятий в старшей группе
9. План – график мероприятий в подготовительной к школе группе
10. Взаимодействие с участниками образовательного процесса
Публикация «План-программа по краеведению „В гостях у Югорки“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
11. Диагностическое обследование детей
12. Результат работы
13. Используемая литература
14. Приложение
Северу, с его резкими контрастами
тепла и холода, льда, снега и воды,
с его пушистыми зверями и нахохлившимися птицами,
с его красивыми легендами и какой-то
"морозной стерильностью" и спокойствием"
Николай Фомин
Пояснительная записка.
Краеведение одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
С позиции концепции дошкольного воспитания педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от простого к сложному.
Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей малой Родине.
Проблема патриотического воспитания детей обсуждается в настоящее время все чаще. Ее актуальность очевидна, так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, утеряны общие цели, происходит резкое расслоение общества, наблюдается враждебность, эгоизм; у детей искажены представления о добре и милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране.
Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те кто даёт жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
В чём проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?
Знакомство детей с родным краем : с историко – культурными, национальными географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу у него проявляются в чувстве восхищения своим городом. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяет и углубляет от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, города, работниками образовательной школы, детского сада, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребёнка сформировать чувство любви к родному городу, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях - первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы.
Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живёт ребёнок. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом. Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приёмы используются, как организована предметно – развивающая среда в группе, в учреждении.
Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.
Учитывая современное нравственно – патриотическое воспитание и возрастные особенности детей дошкольного возраста, проанализировав специальную литературу по формированию нравственно – патриотических качеств у детей дошкольного возраста была поставлена цель, организовать кружковую работу, чтобы познакомить детей с природой нашего края, с коренными жителями ханты и манси. Организован кружок «В гостях у Югорки», занятия организованы один раз в неделю.
Цель: познакомить детей с природой нашего края, с коренными жителями ханты и манси.
Определены задачи:
Образовательные:
- расширить и обогатить знания детей о родном крае, воспитывать любовь к родному краю, его прошлой и настоящей истории:
- познакомить детей с геральдикой ХМАО - Югры и города Югорска;
- формировать представление об исторических корнях города;
- познакомить детей с уникальной и своеобразной жизнью народов ханты и манси: промыслом, бытом, жильём, одеждой, средствами передвижения, устным народным творчеством (пословицами, поговорками, сказками, играми, загадками).
Развивающие:
- развивать познавательную активность у детей;
- логическое мышление, связную речь;
- у детей навыки общения со сверстниками
Воспитательные:
- воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда;
- любовь к природе родного края и чувство сопричастности к её сбережению;
- вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов края, их жизни, быту, культуре, традициям;
- воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
Этапы и сроки реализации программы на 2009 – 2011 учебный год.
Этап Содержание Сроки
Подготовительный Изучение методической литературы по данному вопросу.
Составление перспективного планирования.
Пополнение и оформление предметно-развивающей среды в группе (уголок
«стойбище ханты и манси» полочка красоты, куклы «Акань», создание картотеки игр народов Севера.
Подборка:
- дидактические игры по ознакомлению с природой родного края;
- настольные игры экологической направленности;
- исторической литературы;
- произведения народного творчества;
- наглядный материал (иллюстрации фотографии, предметы быта и т. д.); Июнь – август 2009 - 2010гг.
Август 2009 - 2010гг.
В течение всего года
2009-2010гг. ; 2010-2011гг.
Июнь – август 2009 - 2010гг.
В течение учебного года
2009-2010гг. ; 2010-2011гг.
Основной Организовать воспитательно - образовательный процесс (организация работы по режиму дня, по сетке занятий, целевые прогулки, экскурсии, досуги, организация игровой, познавательной, трудовой, физкультурно-оздоровительной деятельности).
Привлечение семьи и специалистов к решению педагогических задач.
Ежедневная продуктивная деятельность – как итог проведённого занятия;
Создание макета «Наш город Югорск», фотоальбом «Город Югорск», «Музей под открытым небом «Суеват Пауль». Сентябрь – май
2009-2010гг. ; 2010-2011гг.
В течение учебного года
2009-2010гг. ; 2010-2011гг.
Ноябрь 2009-2010гг. ; 2010-
2011гг.
Февраль
Май
Заключительный Отслеживание результатов деятельности по данной теме, проведение диагностики на основе методических рекомендаций О. А. Сафоновой. В ходе диагностики использовать различные методы:
- беседы с детьми;
- педагогические наблюдения;
- дидактические игры;
- продуктивную деятельность.
Оформление фотоматериалов по итогам года.
Пополнение методической копилки работами детей, разработками сценариев мероприятий. Проведение выставок детских работ.
Май 2010г; 2011г.
Апрель, май 2010г; 2011г.
В течение учебного года
2009-2010гг. ; 2010-2011гг.
По окончанию работы блока
Ноябрь 2010г. ;
Февраль 2011г.
Май
Механизм реализации программы.
Программа рассчитана на два учебных года. По продолжительности программа является долгосрочной (в течение двух лет).
Общая цель программы - создание условий для творческого развития дошкольников, самореализации, самосовершенствования, духовно нравственной и физически здоровой личности.
Программа построена на принципах: развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать.
Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города и края, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона. Осознание дошкольников своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона; углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов; формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности дошкольников по сохранению природы родного края.
Формы работы.
Программа предполагает различные методы работы промежуточных и конечных результатов:
тестирование;
творческие задания;
викторины;
конкурсы;
выставки творческих работ дошкольников;
защита проектов
Тематическое содержание программы проходит через основные блоки:
Блок «Моя семья»
Блок «Мой город»
Блок «Мой край»
Блок «Моя семья
Невозможно воспитать достойного человека без памяти о своих предках. Память - это прочный фундамент, защита и поддержка человека в его жизни. И каждый должен знать историю добрых дел, которые совершали его родные. Действительно, каждый должен больше знать о своих родственниках не только близких, но и далёких.
Актуальность изучения истории семьи, своей родословной возрастает, так как в современных условиях идёт историческое отмирание семьи.
Наши дети должны хотеть узнавать историю своей семьи, своей улицы, своего города и края. Изучать свою семью, свой род, своих предков - значит выполнять огромную нравственно-этическую функцию.
Семья - самая сплочённая ячейка общества. Именно семья, дом и дети составляют основу развития человеческой личности.
Цель: расширить знания детей об истоках формирования семьи.
Задачи:
1. Формировать у детей понятия семья, род.
2. Формировать представление о семье, людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о ближних.
3. Прививать любовь к семье через народное творчество.
В результате прохождения программного материала дошкольники будет иметь представление о:
- семейном укладе и традициях семьи;
- о том, где его корни и кто его предки;
- о взаимоотношениях родителей и детей;
знать:
- способы изображения родословных корней, генеалогического древа;
- историю создания своей семьи;
- памятные даты своих близких;
уметь:
-находить, оценивать, отбирать, беречь в семейном архиве наиболее ценные для последующих поколений материалы;
Темы для рассматривания:
«Кто я и моя семья» (генеалогическое древо);
«Семейные традиции»;
«Жилища наших предков»;
«Я – один из рода» (знакомство с понятием «род», «народ»).
Результатом работы дошкольников станет составление генеалогического древа своей семьи, составление версий, подтверждающих историю своей фамилии.
Блок «Мой город»
В соответствии с этим целью данной программы является создание условий для развития устойчивого познавательного интереса к прошлому своего города (в прошлом посёлка, содействие усвоению главных фактов истории Югорска, раскрытие идеи самоценности человека как субъекта социального развития.
Цель: познакомить детей с историей города Югорск.
Задачи:
1. Познакомить детей с символикой, геральдикой нашего города и её значением.
2. Познакомить детей с достопримечательностями города.
3. Воспитывать любовь к родному городу, уважении к людям проживающим в нем.
В результате прохождения программного материала дошкольники будет иметь представление о:
- о символике нашего города, о геральдике и её значении.
- о достопримечательностях нашего города их датами появления;
- о развитии города;
- о первопроходцах земли Югорской;
- о традициях города.
знать:
- важнейшие события и факты;
- историю создания своего города;
- памятные даты образования города, открытие памятников, зданий;
- историческую жизнедеятельность людей, которые определили историю города.
уметь:
- определять свою личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать;
- определять и объяснять понятия;
- владеть приёмами сравнения, анализа, обобщения.
Темы для рассматривания:
«Символика и её обозначение»;
«От поселка Комсомольский, до города Югорск»;
«Путешествие по улицам города»;
«Мой детский сад»;
«Югорск – кто им руководит»;
«Первопроходцы земли Югорской».
Результатом работы дошкольников станет создание мини - макета города Югорска.
Блок «Мой родной край»
Предлагаемый материал о культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Она предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей дошкольников. Изучение своей малой родины способствует осознанию дошкольников важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.
Цель: расширить знания детей о культуре и быте коренных народов нашего края, ханты и манси.
Задачи:
1. Познакомить детей с символикой и геральдикой ХМАО – Югра, её значением.
2. Формировать у детей представления о коренных жителях нашего края о их традициях и обычаях.
3. Продолжить знакомить детей с природой нашего края, растительным и животным миром.
4. Воспитывать любовь к родному краю и бережному отношению к окружающему миру.
В результате прохождения программного материала дошкольники будет иметь представление:
- о геральдике ХМАО, узнавать её среди других символик; о её значении.
- о жителях крайнего Севера Ханты и Манси.
- о культуре, быте, традициях народов Севера.
знать:
- о жилище коренных жителей Ханты и Манси, о средствах их передвижения (олени, собаки, лыжи).
- о промысле народов Севера (охота, рыболовство, оленеводство).
- об орнаменте, который использует народ Ханты и Манси о его значении и священном изображении.
- о природе нашего края: растениях, животных и птицах.
- об устном народном творчестве, играх и сказках народов Ханты и Манси.
уметь:
- узнавать символику края, рассказать о её значении;
- определять свою личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать;
- определять и объяснять понятия;
Результатом работы дошкольников станет создание макета «Стойбище Ханты и Манси».
Формы организации деятельности:
индивидуальные,
групповые,
коллективные.
Связи, устанавливаемые для реализации программы:
Система работы педагогической деятельности по реализации данной программы.
Взаимодействия педагога с детьми:
Этапы работы с родителями:
Родительские собрания.
Информационный стенд.
Этапы работы с педагогами:
Этапы работы с социальным окружением:
План – график мероприятий в старшей группе
сроки направление
Задачи
Содержание
1 квартал
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
«Моя семья» Учить детей составлять небольшой рассказ о своей семье, различать членов семьи, выделять родных; Учить обозначать одним словом «семья». Расширять знания детей о том, что семья – это род, и начинается он от самых истоков – корней формирования семьи. Показать детям зависимость родственников друг от друга. Познакомить со строением генеалогического древа. Учить связывать родственников друг с другом одним общим словом «семья».Учить отображать понятие «семья» в своих рисунках, аппликациях, в создании семейного альбома. Формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о близких. Развивать чувство гордости за свою семью.
Познакомить детей с жилищем наших предков, с их бытом, традициями, обычаями и одеждой. Развивать у детей логическое мышление, диалогическую речь, навыки общения со взрослыми и сверстниками, способность понимать и правильно отвечать на вопросы. Прививать любовь к своей семье через народное творчество (стихи, пословицы, поговорки). Воспитывать интерес к возникновению своей семьи. Прививать любовь, уважение, чувство долга перед своей семьёй. - «Кто я и моя семья» (генеалогическое древо) 2 занятия.
- «Дом в котором я живу» (рисование своего дома)
- «О мамах и детях» (рисование портрета мамы)
- «Мама рукодельница» (выставка работ сделанных мамиными руками)
-«Семейные традиции, обычаи и правила».
-«Портрет моего папы и дедушки» (рисование).
- Альбом «Моя семья» (генеалогическое древо; фото семьи; рисунки; аппликации).
- Лепка: «Домашняя утварь»
- Аппликация: «Украсим платье». (работа с шаблоном).
- Знакомство с устным народным творчеством. (пословицы, поговорки, стихотворения о семье).
-«Геральдика нашей семьи (изготовление герба, флага семьи совместно с родителями).
- «Наша дружная семья» (Чаепитие с родителями, подведение итогов за 1 квартал, выставка детских работ).
2 квартал
Декабрь
Январь
Февраль
«Мой город» Познакомить детей с образованием города Югорска, как строился, рос и развивался. Учить детей составлять описательные рассказы о своём городе, улицах города, находить его на карте ХМАО. Формировать представления детей о символике города Югорска, учить понимать её значение. Развивать познавательную активность и творческое воображение детей, отражая это в своих работах по рисованию, лепке, аппликации. Прививать интерес к развитию города. Воспитывать любовь к родному городу, уважения к людям, проживающим в нём. Прививать интерес к истории его развития. Учить создавать макет города и ориентироваться на нем. Продолжать учить называть самые крупные улицы города, расширять и углублять представления детей нахождении административных, культурно развлекательных и торговых центрах города Югорска. - Беседа: «От посёлка Комсомольский до города Югорск» (история города, его «рождение»).
- Экскурсия «Путешествие по улицам города».
- Рисование: «Город глазами детей».
- Экскурсия в торговый центр «Столичный».
-Рисование: «Достопримечательности нашего города»
-«Мини – макет города Югорска» (2 занятия).
- Экскурсия к крупным зданиям г. Югорска (фото репортаж зданий).
-Аппликация: «Самое красивое здание нашего города»
- Коллаж города Югорска (2 занятия).
-Экскурсия в музей: «Как строился посёлок Комсомольский».
-Викторина «Я и мой город» (использовать стихи, загадки, ребусы).
- Изготовление карты города Югорска (2 занятия, привлечь родителей).
- Беседа: «Мой детский сад» (показ фото до реконструкции, сравнить с тем как он сейчас изменился; рисунки детей).
- Создание фото альбома «Мой любимый город» (2 занятия).
3квартал
Март
Апрель
май
«Мой родной край» Продолжать формировать представления детей о жителях крайнего Севера Ханты и Манси. Познакомить детей с геральдикой, символикой ХМАО, научить узнавать её среди других символик и знать её значение. Расширять знания детей о культуре, быте, традициях народов Севера. Познакомить детей с жилищем коренных жителей Ханты и Манси. Рассказать детям о национальном костюме жителей ХМАО. Развивать интерес к художественному творчеству народов севера, познакомить детей с национальными играми и художественным словом. Познакомить с орнаментом, который использует наром Ханты и Манси о его значении и священном изображении. Развивать творческое воображение и умение отображать его в своих работах (аппликации, рисовании, лепке, ручном труде). Продолжать знакомство с природой нашего края: растениями, животными и птицами. Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к окружающему миру. Закрепить знания детей о коренных жителях Севера с помощью пословиц и поговорок. Активизировать словарь детей: (стойбище, яранга, олени, упряжка, унты, лабаз, малица и т. д). Вызвать интерес у детей к созданию альбома о нашем крае. -Беседа: «Я житель крайнего Севера» (знакомство с крупными городами ХМАО и их символикой).
- Беседа: «Ханты и Манси – коренные жители севера» (просмотр альбома о музее Суеват –Пауль, знакомство с бытом, культурой, традициями и фольклором коренных народов севера).
-Лепка: «Жилище народов Севера» (лабазы, чумы).
- Экскурсия в музей: «Быт народов Ханты и Манси».
- Рисование: «Семья и быт народов Севера).
- Аппликация: «Стойбище народов севера».
- Аппликация: «Украшение одежды Хантов» (работа с цветной бумагой и шаблоном).
- Знакомство с художественным словом народов севера (сказки Угорского края, сказки народов севера).
- Знакомство с национальным костюмом народов Ханты и Манси (аппликация на полосе).
- Рисование: «Быт и промысел народов Ханты и Манси».
- Изготовление коллажа: Что мы знаем о народе севера» (2 занятия).
-«Знакомство с орнаментом народов Ханты и Манси» (общие сведения об орнаменте, его значении, о священном изображении).
- Беседа «Знакомство с природой, животными и птицами нашего края».
-Рисование: «Животные нашего края».
- Экскурсия в «Суеват Пауль» музей под открытым небом.
- Игры народов Ханты и Манси «Тетёра», «Оленья упряжка», «Оленеводы» и др.
- Изготовление альбома «Суеват Пауль – музей под открытым небом».
План – график мероприятий в подготовительной к школе группе.
Сроки Направление Задачи Содержание
1 квартал
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
«Моя семья»
Познакомить детей с понятием семья, общество, история, предки, род, народ, человечество.
Продолжить знакомство с древом семьи. Дать понятие генеалогия, герб семьи, эмблема. Учить детей осознавать себя, как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности находить общее сходство с другими людьми и помнить существенные отличия. Формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о близких. Развивать чувство гордости за свою семью.
Познакомить детей с жилищем наших предков, с их бытом, традициями, обычаями и одеждой. Развивать у детей логическое мышление, диалогическую речь, навыки общения со взрослыми и сверстниками. Прививать любовь к своей семье через народное творчество (стихи, пословицы, поговорки). Воспитывать интерес к возникновению своей семьи. Прививать любовь, уважение, чувство долга перед своей семьёй. -Родина – земля предков». (знакомство с понятиями «история», «предки».
-«Я – один из рода». (знакомство с понятиями «род», «народ», «человечество».
-«Родословное древо семьи». (генеалогия, герб семьи, эмблема).
-Аппликация: «Моя семья». (мама, папа, я, дедушка и бабушка).
-«Жилища наших предков». (дать знания о том, где жили наши предки – восточные славяне).
-Лепка: «Русская изба». (научить детей лепить из пластилина жилище, использовать бросовый, природный материал).
-«Семейные традиции». (знакомство с традициями современной семьи, рассказ детей о традициях в их семье).
-«Одежда восточных славян». (знакомство
с одеждой, головными уборами, обувью).
-Аппликация: «Украсим платье». (работа с шаблоном).
-Знакомство с устным народным творчеством. (пословицы, поговорки, стихотворения о семье).
-«Женщина – мать». (дать понятие, женщина хранительница домашнего очага).
-«Моя мама мастерица» (выставка работ сделанных мамиными руками).
-«Наша семейная символика (изготовление герба семьи совместно с родителями).
-«Моя дружная семейка» (Чаепитие с родителями, подведение итогов за 1 квартал, выставка детских работ).
2квартал
Декабрь
Январь
Февраль
«Мой город» Познакомить детей с символикой нашего края (ХМАО) и нашего города, с геральдикой и её значением. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о своём городе, улицах города. Познакомить с достопримечательностями нашего города их датами появления. Дать понятие, что у города, как в любой другой семье есть глава – мэр города. Познакомить с его биографией и достижениями во время правления городом. Прививать интерес к развитию города. Развивать познавательную активность и творческое воображение детей, отражать это в своих работах по рисованию, лепке, аппликации и ручному труду. Воспитывать любовь к родному городу, уважения к людям, проживающим в нём. -Символика её обозначение» (знакомство с символикой ХМАО и нашего города).
-Лепка: «Геральдика г. Югорска» (использовать приём налепа).
-«Город Югорск, кто им правит» (рассказ о мере города, его биография, достижения).
-«Ода городу» (рассказ о поэтах города, знакомство с их стихами).
-«Виртуальная экскурсия по улицам города» (использование проектора, отгадывание загадок о зданиях города).
-Рисование: «Достопримечательности нашего города»
-«Мини – макет города Югорска» (2 занятия).
-Аппликация: «Самое красивое здание нашего города»
-Экскурсия в музей: «Первопроходцы земли Югорской» (рассказ о людях, которые первыми приняли участие в строительстве города).
-Изготовление карты г. Югорска (2 занятия).
-Викторина «Что я знаю о своём городе» (использовать стихи, загадки, ребусы).
-«Югорский карнавал» (просмотр диска, рассматривание картинок, рисование этого праздника).
3 квартал
Март
Апрель
Май
«Мой родной край» Продолжать формировать представления детей о жителях крайнего Севера Ханты и Манси. Закрепить геральдику ХМАО, умение узнавать её среди других символик и знание значения. Расширять знания детей о культуре, быте, традициях народов Севера. Познакомить детей с жилищем коренных жителей Ханты и Манси со средством их передвижения (олени, собаки, лыжи, рассказать о промысле народов Севера (охота, рыболовство, оленеводство).
Познакомить с орнаментом, который использует народ Ханты и Манси о его значении и священном изображении. Развивать творческое воображение и умение отображать его в своих работах (аппликации, рисовании, лепке, ручном труде). Продолжать знакомство с природой нашего края: растениями, животными и птицами. Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к окружающему миру. Закрепить знания детей о коренных жителях Севера с помощью пословиц и поговорок. Развивать интерес к устному народному творчеству. Познакомить с играми и сказками народов Ханты и Манси. -Ханты и Манси – кто они?» (рассказ о происхождении и истории народов Ханты и Манси).
-«Жилища Ханты и Манси» (просмотр альбома о музее Суеват -Пауль).
-Лепка: «Жилище народов Севера» (лабазы, чумы).
-«Воспитание и образование коренных народов Севера» (рассказ об образовании, о родственных отношениях в семье).
-Рисование: «Семья и быт народов Севера).
-«Традиции, обычаи и обряды народов Севера» (рассказ о традициях и обычаях, знакомство с традиционной одеждой).
-Аппликация: «Украшение одежды Хантов» (работа с цветной бумагой и шаблоном).
-Рисование: «Обувь и головной убор народов Манси» (работа с шаблоном).
-«Средство передвижения народов Ханты и Манси» (беседа о традиционном хозяйстве коренных народов ХМАО, о средствах передвижения).
-Лепка: «Средство передвижения народов Ханты и Манси» (собаки, олени. лыжи, работа с пластилином).
-«Знакомство с орнаментом народов Ханты и Манси» (общие сведения об орнаменте, его значении, о священном изображении).
-Ручной труд: «Изготовление амулетов» (использование бисера, кожи, меха).
-«Знакомство с природой, животными и птицами нашего края».
-Рисование: «Животные нашего края».
-«Знакомство с устным народным творчеством» (пословицы, поговорки, сказки, игры нардов крайнего Севера).
Взаимодействие с участниками образовательного процесса:
Уровень нравственного и патриотического развития дошкольников во многом определяется степенью грамотности их родителей. У ребенка только тогда сформируется позитивное отношение к природе родного края, к окружающему миру, к многонациональности нашего края, когда этому вопросу будут уделять внимание все окружающие его взрослые детском саду, и дома - в семье.
Реализация системы тесного взаимодействия по формированию у детей нравственно – патриотических чувств, к родному краю, городу, к коренным жителям нашего округа, невозможна без привлечения квалифицированных специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
Сроки Содержание работы с педагогами Содержание работы с родителями
1 квартал
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
- Консультация для воспитателей: «Создание предметно-развивающей среды» в группах для развития и обогащения этнических представлений у детей.
- Семинар – практикум: «Что мы знаем о своей семье?»
- Консультация для воспитателей «Воспитание гуманного, бережного отношения к своей семье».
- Анкетирование «Что мы знаем о семье?» - Индивидуальная работа с родителями о продолжении кружковой работы «В гостях у Югорки»(родительское собрание).
- Информация в папку передвижку: «План работы кружка».
- Организовать работу с родителями по созданию «Древо семьи».
- Привлечь родителей к сбору атрибутов по теме «Русская изба».
- Консультация для родителей: «Что такое Генеалогия, герб и флаг семьи?»
- Работа с родителями по созданию альбома «Моя семья».
- Привлечь родителей к участию в выставке «Моя Мама мастерица».
- Организовать выставку детских работ для родителей (поделки, рисунки, лепка и аппликация).
2 квартал
Декабрь
Январь
Февраль
- Консультация для педагогов
«Как знакомить детей с достопримечательностями города».
- Семинар – практикум: «Поэзия о городе Югорске».
- Проведение развлекательных мероприятий для детей совместно со специалистами (муз. руководителем, инструктором по ФИЗО).
- Информация в стенд: «План работы с детьми по теме Мой город».
- Организовать экскурсию совместно с родителями в музей, под названием «Первопроходцы земли Югорской».
- Привлечь родителей к помощи в изготовлении карты г. Югорска.
- Информация для родителей в стенд «Как знакомить детей с достопримечательностями нашего города».
- Предложить родительскому комитету приобрести для группы видео - диск «Югорский карнавал».
- Оформить папку «Ода городу!» (познакомить родителей с поэтами нашего города и их произведениями).
3 квартал
Март
Апрель
Май
- Семинар – практикум с педагогами:
Викторина «Что мы знаем о родном крае?»
-Комплексное занятие по познавательному развитию «День Земли», совместно с музыкальным руководителем.
- Анкетный опрос педагогов: «Что мы знаем о жителях крайнего севера?»
- Информация для родителей в стенд «План работы с детьми по теме «Мой родной край».
- Консультация для родителей «Ханты и Манси – кто они?»
- Информация в папку для родителей «Традиции, обычаи и обряды народов Севера».
- Организовать поездку в музей под открытым небом «Суеват Пауль» на Вороний праздник.
- Информация в папку «Культура, быт и промысел народов Ханты и Манси».
- Привлечь родителей к сбору атрибутов для ручного труда (мех, кожа, бисер).
-Консультация «Как знакомить детей с природой нашего края».
- Изготовление памяток «Как вести себя в природе».
- Организовать выставку детских работ (рисование, лепка, аппликация и ручной труд) за весь год. Пригласить родителей.
Диагностическое обследование детей
Экспресс – анализ и оценка детской деятельности по данной программе проводиться на основе методических рекомендаций О. А. Сафоновой. В ходе диагностики используются различные методы:
беседы с детьми;
педагогические наблюдения;
дидактические игры;
продуктивная деятельность.
Диагностическое обследование уровня знаний детей по разделу «Моя семья».
Ф. И ребёнка Знает понятия Владеет информацией о своей семье Может по древу семьи рассказать родословную Умеет различать и называть родственников Составляет рассказ о семье из 6 и более предложений Знает о традициях Отображает свои знания в продуктивной деятельности (рисов, лепка, аппликация) Итого
род
предки
народ
семьи предков
Диагностическое обследование уровня знаний детей по разделу «Мой город».
Ф. И ребёнка Знает когда и как образовался г. Югорск Знает символику города и её значение Знает главу города и его обязанности (понятие мер) Знает и называет улицы города Знает и называет здания города (административные и культурно-развлекательные Составляет небольшой рассказ о своём городе Отображает свои знания в продуктивной деятельности (рисов, лепка, аппликация) Итого
Диагностическое обследование уровня знаний детей по разделу «Мой край».
Ф. И ребёнка Знает геральдику ХМАО. Имеет представление о жителях крайнего Севера. Знает всё о жилище Ханты и Манси Знает орнамент Ханты и Манси и его значение Знает природу нашего края Составляет рассказ о жителях крайнего Севера Ханты и Манси Отображает свои знания в продуктивной деятельности (рисов, лепка, аппликация) итого
деревья ягоды грибы животные птицы
Используемая литература
1. Мид М. «Культура и мир детства». — М., 1988.
2. Малыгина А. А. «Мир детства у народов Сибири». — Тюмень, 1989.
3. Лукина Н. В. «Формирование материальной культуры хантов». — Томск, 1985
4. Лукина Н. В., Рындина О. М. «Источники по этнографии Западной Сибири». — Томск, 1987
5. Лукина Н. В. «Альбом хантыйских орнаментов». — Томск, 1979.
6. Лесгафт П. Ф. «Семейное воспитание ребенка и его значение». — М., 1991.
7. Кулелезин В. М. «Человек и природа в верованиях хантов». — Томск, 1984
8. Бондаренко А. К. «Дидактические игры».- М. : 2003г
9. Кулелезин В. М., Лукина Н. В. «Знакомьтесь: ханты». — Новосибирск, 1992
10. Круть И. В., Забелин И. М. «Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества». — М., 1988.
11. Кондратьева Н. Н. «Программа экологического образования детей». «Мы» — Азбука экологии. — СПб., 1996.
12. Коменский Я. А. «Педагогическое наследие». — М. : Педагогика, 1989
13. Здравомыслов А. Г. «Потребности, интересы, ценности». — М., 1986
14. Журавлев В. И. «Педагогика в системе наук о человеке». — М., 1990.
15. Шешкин П. Е, Шабалина И. Д «Мансийские орнаменты». – СПб., 2001.
16. Стариков В. П «Млекопитающие ХМАО округа». – Сургут 2003.
17. Молданова Т. А «Орнамент хантов Казымского приобья… - Томск 1999
18. Доронова Т. Н, Якобсон С. Н Комплексная программа «Радуга». - М. : 2003г