Лучший педагог года

План-программа профориентационной работы с обучающимися ОВЗ (ЗПР) 9 классов

Сухаревская Мария
План-программа профориентационной работы с обучающимися ОВЗ (ЗПР) 9 классов
▼ Скачать + Заказать документы

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

Журавлева О. С___

«___» ___2019 год УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ГШИ №2

Шрамкова Е. В___

«___» ___ 2019 год

План - программа профориентационной работы

с обучающимися ОВЗ (ЗПР) 9-х классов

педагога-психолога МБОУ «Глуховской школы-интернат № 2»

Сухаревской Марии Александровны

на 2019-2020 учебный год

Подготовила педагог-психолог М. А. Сухаревская

г. Ногинск

Пояснительная записка.

Публикация «План-программа профориентационной работы с обучающимися ОВЗ (ЗПР) 9 классов» размещена в разделах

Особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки 9 -классников - как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору.

Основной задачей профориентационной работы в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения.

Перед учеником по окончании им основной школы будет стоять сложная задача не только правильного выбора профиля, но и возможности поступления на данный профиль и возможности реализации обучения на данном профиле. В жизни может возникнуть ситуация, когда профиль, по которому желает учиться подросток, есть только в другом муниципальном округе (районе). Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии

Профориентационная работа в школе осуществляется педагогом-психологом, социальными педагогами, учителями. классными руководителями совместно с учащимися и их родителями.

Профориентационная работа с учащимися в школе подразумевает:

- наблюдение учителей и родителей за учеником (его хобби, любимые занятия в свободное время, сферы общественной жизни);

- совместная работа педагога-психолога и других педагогов с руководителями секций и кружков, учителей внеурочной деятельности (консультации, методическая помощь);

- знакомство учащихся с современным миром профессий и потребностями рынка труда посредством презентаций и экскурсий, организованными социальными педагогами;

- развитие интересов и выявленных способностей в средних классах (посещение учащимся секций, кружков, мероприятий, самообразование).

-в 9 классе проводится психологическое тестирование на выявление готовности к выбору профессии и профессиональных предпочтений;

-психолог помогает подросткам на практических занятиях изучить и «примерить» свои индивидуально-личностные особенности в искусственно смоделированной профессиональной ситуации (занятия с элементами тренинга) и наметить их жизненный и профессиональный путь.

Цель профориентационной работы педагога-психолога : создание условий для формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Задачи профориентационной работы педагога-психолога :

1. Сформировать мотивацию самоизучения и саморазвития, обеспечив ее психологическими ресурсами и средствами;

2. Обобщить сформированные навыки адекватной самооценке своих возможностей и умения на основе этого делать рациональный выбор;

3. Сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях;

4. Оказать морально-психологическую поддержку самоопределяющимся подросткам.

Направления работы педагога-психолога с учащимися 9-х классов :

Психопросвещение – знакомство с выбором профессий и потребностями рынка труда. Инструментарий: беседа «Выбор профессии : первые шаги».

Профдиагностика – выявление типа индивидуально-личностных особенностей, определение мотивации профессионального выбора, оценка профессионально-личностного типа. Инструментарий: Тест на выявление типа темперамента, карта интересов А. Е. Голомштока, опросник «Тип мышления», опросник профессиональных предпочтений (ОПП, «Мотивы выбора профессии», тест-диагностика Т. Холланда.

Развивающие занятия – умение ставить реальные цели и адекватные способы их достижения; помощь в решении проблем профессионального выбора; формирование у подростка готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать в процессе жизни свои профессиональные и жизненные перспективы. Инструментарий: Программа «Я в мире профессий» (Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт. -сост. Е. Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007. -154 с.).

Профконсультирование - оказание подросткам и их родителя помощи в выборе профессий.

Технология работы. Программа рассчитана на 4 занятия для учащихся, которые проходят в течение года, 4 занятия на первичную и повторную диагностику, 2 занятия – на групповую консультацию по итогам тестирования, 1 встреча с родителями на родительском собрании, а также индивидуальные консультации по запросу для учащихся и их родителей. Продолжительность занятия – 1 час. Практические занятие проводятся 1 раз в месяц.

Методы и формы работы : беседы, дискуссии, ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, психотренинг, психодиагностические процедуры.

Содержание программы. Программа рассчитана на 9 класс и носит практическую направленность. Она предполагает изучение внутреннего мира подростка, его личностных особенностей с помощью ролевых игр, психотренинга, психодиагностики. Участвуя в психотренинге, подростки проектируют профессиональный план и самостоятельно его корректируют с учетом современного рынка труда.

Ожидаемые результаты. Занятия с подростками, где действующим лицом выступает их «собственное Я», являются ситуациями личностного риска. Такие занятия могут стать толчком, стимулятором саморазвития и помогут конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы развития.

По окончании практических занятий учащиеся должны осознать свои личные, особенности и интересы; научиться пользоваться правилами выбора профессии; определиться в выборе будущей профессии и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда; обрести уверенность в себе и уметь представлять свои возможности потенциальному работодателю.

Календарно - тематическое планирование.

№ Дата

по плану Дата

фактическая Тема занятия Примечание

I. Психопросвещение.

1/1 Декабрь Беседа «Выбор профессии : первые шаги». Профессиональные и жизненные планы. в группе

II. Профдиагностика

2/2 Декабрь

Индивидуально-личностные особенности, их проявления в профессиональной деятельности. Профессиональные интересы, предпочтения и способности. Первичная психодиагностика в группе

3/2 Март Профессиональные интересы, предпочтения и способности. Повторная психодиагностика в группе

III. Профконсультирование

4/1 Декабрь Консультации родителей. Оказание помощи подросткам в выборе профессии. родительское собрание

5/2 Январь, март Консультации учащихся по итогам тестирования. Индивидуально по запросу,

в группе.

IV. Развивающие занятия.

6/1 Январь Знакомство с миром профессий и специальностей. Рынок труда. Профессиограмма. в группе

7/1 Февраль Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры. в группе

8/1 Март Проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда. Устраиваемся на работу по правилам. в группе

Итого: 10 занятий.

Приложение.

Профориентационая программа для старшеклассников

«Я в мире профессий».

Занятие 1. Беседа «Выбор профессии : первые шаги». Профессиональные и жизненные планы.

Анкета. Обсуждение.

Опросник «Мои личные и профессиональные планы». Обсуждение.

Игра «Ловушка-капканчик».

Обратная связь.

Занятие 2. Индивидуально-личностные особенности, их проявления в профессиональной деятельности. Профессиональные интересы, предпочтения и способности.

Диагностика:

• Тест на выявление типа темперамента,

• Опросник «Тип мышления»,

• Тест-диагностика Т. Холланда,

• Опросник «Мотивы выбора профессии».

Занятие 3. Профессиональные интересы, предпочтения и способности.

Диагностика:

• Карта интересов А. Е. Голомштока,

• Опросник профессиональных предпочтений (ОПП).

Занятие 4. Консультации учащихся по итогам тестирования.

Обратная связь.

Занятие 5. Знакомство с миром профессий и специальностей. Рынок труда. Профессиограмма.

Вступление психолога: понятие профессиограммы и основные характеристики профессии.

Упражнение. Составь профессиограмму по выбранной профессии.

Знакомство со схемой анализа профессии.

Упражнение «Закодируй профессию».

Упражнение «Профессия – необходимое качество».

Обратная связь.

Занятие 6. Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры.

Дискуссия по высказыванию Иммануила Канта.

Упражнение «Факторы, влияющие на выбор профессии».

Игра «Выбор профиля».

Обратная связь.

Занятие 7. Проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда. Устраиваемся на работу по правилам.

Знакомство с правилами выбора профессии, ошибками и затруднениями.

Игра «Советчик».

Построение личного профессионального плана.

Слово психолога «Советы при трудоустройстве»

Составляем резюме.

Сюжетно-ролевая игра «Устраиваемся на работу».

Обратная связь.

Источник: Программа «Я в мире профессий» (Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт. -сост. Е. Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007. -154 с.).

Публикации по теме:

Игровая программа для обучающихся 1–4 классов «Я имею право» Правовая игра Ведущий: Здравствуйте, ребята! Очень рада нашей встрече. Сегодня мы отправимся в необычную страну. А о чем пойдет речь в.

Перспективно-тематический план по ранней профориентационной работе сентябрь 2019 г в подготовительной к школе группе Сентябрь 2019 г Тема недели /профессии для знакомства 1 неделя сентября - Педагогическая диагностика 2 неделя сентября - Педагогическая.

План мероприятий профориентационной деятельности в ДОУ План мероприятий профориентационной деятельности в МБДОУ «Детский сад №.» на 2020-2021 учебный год Цель: Выстраивание целенаправленной,.

План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.

Программа кружка «Творческая мастерская» для учащихся 1–4 классов и 5–8 классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Протокол № ___ Директор МАОУ гимназии №.

Рабочая программа для летних пришкольных оздоровительных лагерей для 1–7 классов 1. Информационная карта Полное название программы Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Колосок».

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 5–9 классов по ФГОС Содержание учебного предмета. ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских.

Рабочая программа по преодолению нарушения звукопроизношения у учащихся 1–4 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном.

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Воспитательское мероприятие. Конкурсная программа среди 2 х и 3 х классов «А ну-ка, девочки!» Воспит. Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас вновь в этом зале. Сегодня 1 марта, первый день весны. Ребята, назовите мне весенние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-программа профориентационной работы с обучающимися ОВЗ (ЗПР) 9 классов
Опубликовано: 1 марта 2021 в 19:11
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-программа профориентационной работы с обучающимися ОВЗ (ЗПР) 9 классов» (включая файлы) размещена пользователем Сухаревская Мария в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД