Сухаревская Мария
План-программа профориентационной работы с обучающимися ОВЗ (ЗПР) 9 классов
▼ Скачать + Заказать документы
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Журавлева О. С___
«___» ___2019 год УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ГШИ №2
Шрамкова Е. В___
«___» ___ 2019 год
План - программа профориентационной работы
с обучающимися ОВЗ (ЗПР) 9-х классов
педагога-психолога МБОУ «Глуховской школы-интернат № 2»
Сухаревской Марии Александровны
на 2019-2020 учебный год
Подготовила педагог-психолог М. А. Сухаревская
г. Ногинск
Пояснительная записка.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Планы, тематические недели
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
Особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки 9 -классников - как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору.
Основной задачей профориентационной работы в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения.
Перед учеником по окончании им основной школы будет стоять сложная задача не только правильного выбора профиля, но и возможности поступления на данный профиль и возможности реализации обучения на данном профиле. В жизни может возникнуть ситуация, когда профиль, по которому желает учиться подросток, есть только в другом муниципальном округе (районе). Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии
Профориентационная работа в школе осуществляется педагогом-психологом, социальными педагогами, учителями. классными руководителями совместно с учащимися и их родителями.
Профориентационная работа с учащимися в школе подразумевает:
- наблюдение учителей и родителей за учеником (его хобби, любимые занятия в свободное время, сферы общественной жизни);
- совместная работа педагога-психолога и других педагогов с руководителями секций и кружков, учителей внеурочной деятельности (консультации, методическая помощь);
- знакомство учащихся с современным миром профессий и потребностями рынка труда посредством презентаций и экскурсий, организованными социальными педагогами;
- развитие интересов и выявленных способностей в средних классах (посещение учащимся секций, кружков, мероприятий, самообразование).
-в 9 классе проводится психологическое тестирование на выявление готовности к выбору профессии и профессиональных предпочтений;
-психолог помогает подросткам на практических занятиях изучить и «примерить» свои индивидуально-личностные особенности в искусственно смоделированной профессиональной ситуации (занятия с элементами тренинга) и наметить их жизненный и профессиональный путь.
Цель профориентационной работы педагога-психолога : создание условий для формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Задачи профориентационной работы педагога-психолога :
1. Сформировать мотивацию самоизучения и саморазвития, обеспечив ее психологическими ресурсами и средствами;
2. Обобщить сформированные навыки адекватной самооценке своих возможностей и умения на основе этого делать рациональный выбор;
3. Сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях;
4. Оказать морально-психологическую поддержку самоопределяющимся подросткам.
Направления работы педагога-психолога с учащимися 9-х классов :
Психопросвещение – знакомство с выбором профессий и потребностями рынка труда. Инструментарий: беседа «Выбор профессии : первые шаги».
Профдиагностика – выявление типа индивидуально-личностных особенностей, определение мотивации профессионального выбора, оценка профессионально-личностного типа. Инструментарий: Тест на выявление типа темперамента, карта интересов А. Е. Голомштока, опросник «Тип мышления», опросник профессиональных предпочтений (ОПП, «Мотивы выбора профессии», тест-диагностика Т. Холланда.
Развивающие занятия – умение ставить реальные цели и адекватные способы их достижения; помощь в решении проблем профессионального выбора; формирование у подростка готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать в процессе жизни свои профессиональные и жизненные перспективы. Инструментарий: Программа «Я в мире профессий» (Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт. -сост. Е. Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007. -154 с.).
Профконсультирование - оказание подросткам и их родителя помощи в выборе профессий.
Технология работы. Программа рассчитана на 4 занятия для учащихся, которые проходят в течение года, 4 занятия на первичную и повторную диагностику, 2 занятия – на групповую консультацию по итогам тестирования, 1 встреча с родителями на родительском собрании, а также индивидуальные консультации по запросу для учащихся и их родителей. Продолжительность занятия – 1 час. Практические занятие проводятся 1 раз в месяц.
Методы и формы работы : беседы, дискуссии, ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, психотренинг, психодиагностические процедуры.
Содержание программы. Программа рассчитана на 9 класс и носит практическую направленность. Она предполагает изучение внутреннего мира подростка, его личностных особенностей с помощью ролевых игр, психотренинга, психодиагностики. Участвуя в психотренинге, подростки проектируют профессиональный план и самостоятельно его корректируют с учетом современного рынка труда.
Ожидаемые результаты. Занятия с подростками, где действующим лицом выступает их «собственное Я», являются ситуациями личностного риска. Такие занятия могут стать толчком, стимулятором саморазвития и помогут конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы развития.
По окончании практических занятий учащиеся должны осознать свои личные, особенности и интересы; научиться пользоваться правилами выбора профессии; определиться в выборе будущей профессии и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда; обрести уверенность в себе и уметь представлять свои возможности потенциальному работодателю.
Календарно - тематическое планирование.
№ Дата
по плану Дата
фактическая Тема занятия Примечание
I. Психопросвещение.
1/1 Декабрь Беседа «Выбор профессии : первые шаги». Профессиональные и жизненные планы. в группе
II. Профдиагностика
2/2 Декабрь
Индивидуально-личностные особенности, их проявления в профессиональной деятельности. Профессиональные интересы, предпочтения и способности. Первичная психодиагностика в группе
3/2 Март Профессиональные интересы, предпочтения и способности. Повторная психодиагностика в группе
III. Профконсультирование
4/1 Декабрь Консультации родителей. Оказание помощи подросткам в выборе профессии. родительское собрание
5/2 Январь, март Консультации учащихся по итогам тестирования. Индивидуально по запросу,
в группе.
IV. Развивающие занятия.
6/1 Январь Знакомство с миром профессий и специальностей. Рынок труда. Профессиограмма. в группе
7/1 Февраль Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры. в группе
8/1 Март Проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда. Устраиваемся на работу по правилам. в группе
Итого: 10 занятий.
Приложение.
Профориентационая программа для старшеклассников
«Я в мире профессий».
Занятие 1. Беседа «Выбор профессии : первые шаги». Профессиональные и жизненные планы.
Анкета. Обсуждение.
Опросник «Мои личные и профессиональные планы». Обсуждение.
Игра «Ловушка-капканчик».
Обратная связь.
Занятие 2. Индивидуально-личностные особенности, их проявления в профессиональной деятельности. Профессиональные интересы, предпочтения и способности.
Диагностика:
• Тест на выявление типа темперамента,
• Опросник «Тип мышления»,
• Тест-диагностика Т. Холланда,
• Опросник «Мотивы выбора профессии».
Занятие 3. Профессиональные интересы, предпочтения и способности.
Диагностика:
• Карта интересов А. Е. Голомштока,
• Опросник профессиональных предпочтений (ОПП).
Занятие 4. Консультации учащихся по итогам тестирования.
Обратная связь.
Занятие 5. Знакомство с миром профессий и специальностей. Рынок труда. Профессиограмма.
Вступление психолога: понятие профессиограммы и основные характеристики профессии.
Упражнение. Составь профессиограмму по выбранной профессии.
Знакомство со схемой анализа профессии.
Упражнение «Закодируй профессию».
Упражнение «Профессия – необходимое качество».
Обратная связь.
Занятие 6. Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры.
Дискуссия по высказыванию Иммануила Канта.
Упражнение «Факторы, влияющие на выбор профессии».
Игра «Выбор профиля».
Обратная связь.
Занятие 7. Проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда. Устраиваемся на работу по правилам.
Знакомство с правилами выбора профессии, ошибками и затруднениями.
Игра «Советчик».
Построение личного профессионального плана.
Слово психолога «Советы при трудоустройстве»
Составляем резюме.
Сюжетно-ролевая игра «Устраиваемся на работу».
Обратная связь.
Источник: Программа «Я в мире профессий» (Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт. -сост. Е. Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007. -154 с.).