Надежда Шикова
План-программа по развитию речи детей раннего возраста с ОВЗ с использованием элементов русского фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
План-программа
по развитию речи детей раннего
возраста, имеющих
ограниченные возможности
здоровья, с использованием
элементов русского фольклора (сказки, песенки, потешки, прибаутки, пестушки, игры-хороводы и т. д.)
Подготовила воспитатель:
Н. М. Шикова
ГКУЗ СК «СС Дом ребенка»
г. Ставрополь
2018
С 2- до 3-х лет
1) Знакомить детей с детским фольклором : колыбельные песенки, пес-тушки, потешки, потешки, байки, сказочки, прибаутки;
Публикация «План-программа по развитию речи детей раннего возраста с ОВЗ с использованием элементов русского фольклора» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Планы
- Развитие речи. Программы
- Темочки
2) Учить детей, слушая песенку (пестушку., улавливать различные ин-тонации и понимать их смысл (обращение, просьба и т. д.);
3) По средством малых фольклорных жанров (МФЖ, устанавливать в начале эмоциональный контакт (взрослый-ребенок, а затем и эмоциональное общение;
4) Развивать интерес к произведениям русского народного искусства. В процессе чтения потешек (сказок, активизировать детей, привлекая к действенному участию;
5) Формировать первоначальные навыки интонационной выразительно-сти;
6) Развивать положительно – эмоционально –отношения к произведения МФЖ (пестушки, потешки);
7) Закреплять и уточнять знания детей о человеке и его действиях (умы-вание, одевание, прием пищи и т. д.);
8) Учить детей воспринимать небольшие по объму потешки (сказки) без наглядного сопровождения;
9) Учить детей, слушая песенку (сказку) следить за развитием действия, понимать содержание.
С 3-х до 4-х лет
1) Донести до сознания детей занимательность фольклорных произведений, чтобы они вселяли в ребят уверенность, сближали их с товарищами, помогали преодолевать нерешительность, робость в общении, воспитывали любовь к труду;
2) Побуждать к активной речи, используя прием повышенной наглядностью – костюмы, иллюстрации, игрушки и т. д. – и артистичностью;
3) Учить выразительно читать наизусть небольшие потешки;
4) Учить замечать яркость цветовых образов в картинке, народной игрушке (филимоновской, дымковской, матрешке и др.);
5) Вызывать эмоциональную отзывчивость на народную игрушку, сказочную иллюстрацию;
6) Знакомить с фольклорными произведениями, в которых занима-тельно показана особненность живых существ (людей и зверей);
7) Побуждать детей участвовать в драматизации знакомых сказок.
С 4-х до 5-х лет
1) Воспитывать через образы русских народных сказок понятия добра и зла, лени и трудолюбия;
2) Учить детей ориентироваться в окружающем мире: человек, его действия, или животные, действующие, как человек – собака на кухне пироги печет;
3) Знакомить детей с игровым фольклором : считалки, народные игры, приметы, дразнилки, докучные сказки и т. д. Приобщать малышей к выразительности русской речи, знакомить с предметами крестьянского быта, элементарными нравоучениями;
4) Продолжать учить детей выразительно читать потешки;
5) Знакомить с предметами одежды русского народного костюма : мальчика (шаровары, рубашка-косоворотка, кушак, девочки (сарафан, кокошник, ленты). Вызывать у детей радостные и добрые эмоции;
6) По средством произведений МФЖ помочь детям освоить характерные, доступные их пониманию особенности всего живого: перемещение в пространстве, потребность в пище, сне (кисонька-мурысонька на меленке была). Эмоционально почувствовать общий колорит гуманного отношения человека ко всему живому, его доброту;
7) Развивать интерес у детей к народному творчеству, используя раз-личные формы представлений (чтение потешек, игры-драматизации, кукольный спектакль, исполнение народных танцев, песен, в т. ч. ко-лыбельных по мотивам народных сказок);
8) Знакомить детей с народными игрушками: дфмковской, богород-ской, матрешкой, ванькой-встанькой и др., соответствующими возрасту детей. Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и т. д., их форму, цветовое оформление, выделять некоторые элементы узора (кружок, колечко, пятнышко).