Анна Ходусова
План-программа по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт программы
1 Наименование Программы План-программа по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
2 Основные разработчики Программы Ходусова Анна Юрьевна
3 Основная цель Программы Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
Публикация «План-программа по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
4 Основные задачи Программы 1. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро.
2. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе).
3. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
4. Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
5 Срок реализации Программы
6 Структура программы паспорт;
пояснительная записка;
цель, задачи;
содержание программы;
перспективный план;
мониторинг качества реализации Программы;
литература.
7 Исполнители Программы Воспитатели подготовительной к школе группы
Воспитанники подготовительной к школе группы
8 Ожидаемые результаты Программы
Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.
Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
Субъективное психо - эмоциональное благополучие.
Воспитание чувства патриотизма.
Деятельное отношение к труду.
Ответственность за свои дела и поступки.
Пояснительная записка
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, воспитание нравственных чувств было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед воспитателем детского сада.
На основе анализа теоретических положений мы рассматриваем духовное развитие дошкольника как становление в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей:
1) идеальная потребность в познании мира;
2) социальная потребность – жить, действовать для других.
Причем первая из этих потребностей определяет такое личностное качество, как духовность. Духовность предполагает стремление личности к познанию мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. В дошкольном возрасте предпосылкой становления данной потребности (в познании мира в широко смысле) является развитие познавательного интереса как мотива познавательной деятельности и самосознания.
Со второй потребностью связано такое личностное качество, как душевность. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью, т. е. «с душой». Поэтому предпосылками становления данного личностного качества в дошкольном возрасте является развитие способности к проявлению сопереживания, сочувствия, а также воспитание добросовестности, ответственности.
Духовно-нравственное воспитание сформирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
В программе по духовно – нравственному воспитанию прослеживается несколько направлений работы:
1. Духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (игры подвижные и назидательные, ролевые, прогулки).
3. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста. Назначение программы – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами,
эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.
Программа не ведет к увеличению учебной нагрузки на детей. Она может реализоваться через разделы примерной программы «От рождения до школы»» под редакцией Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой в образовательных областях: труд, познание, музыка и как дополнение к любой программе к разделу «Социально – нравственное развитие».
Программа строится на принципах:
- культуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании);
- принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;
- принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты.
- принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.
Цель:
Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
Задачи:
1. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро.
2. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе).
3. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
4. Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
Содержание программы.
Содержание программы включает два раздела:
разделы задачи
Познай себя 1. Познакомить детей с правилами доброй, совестливой нравственной жизни с людьми и миром, с правилами этикета.
2. Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним, доброжелательность и добросердечность; воспитывать чувства почтения и любви к родителям, послушания и благодарности к родителям и педагогам; воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда.
Познай окружающий мир 1. Воспитывать у детей чувства любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре, бережного отношения к родной природе.
2. Воспитывать позитивное отношение к миру, жизнерадостность и доверие.
3. Развивать у детей способности различать нравственное и безнравственное («хорошее и плохое») в сказке, рассказе и в жизни путем приобщения к традициям православной духовной культуры и традиционному укладу жизни.
4. Развивать социальную сферу, формировать способности к сопереживанию.
Первый раздел программы «Познай себя» вводит дошкольников в самопознание. Они осмысливают и понимают самих себя, вырабатывают умения выражать свои эмоции, сопоставлять личные черты характера и воспитание в себе доброжелательности и сочувствия. Успешному выполнению этих задач способствует восприятие дошкольниками нравственных ценностей через игровую деятельность. Полученные знания позволяют детям понять необходимость проявления заботы и внимания по отношению друг к другу. Выработанные навыки этикетного поведения будут способствовать формированию у дошкольников доброты, чуткости, доброжелательности.
Поскольку духовно – нравственное воспитание предполагает усвоение ребенком нравственных ценностей, то данный раздел включает развитие оценочной сферы личности с опорой на эмоции и целенаправленное культивирование чувств. Основное внимание уделено: развитию коммуникативных умений и навыков (умение слушать, понимать, адекватно оценивать себя и других, взаимодействовать, умение строить равноправные, добрые взаимоотношения со сверстниками; умение настраивать себя на позитивный лад, выражать свои чувства и распознавать чувства других; развитию социальной активности. Методические приемы направлены на формирование и развитие умений детей любить друг друга, прощать, проявлять снисходительность, терпимость, благородство. В результате совместной творческой работы дети научаться видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих людей, поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам, подражать хорошим манерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогут ребенку вырабатывать в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность по отношению к себе, позволят формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт личности.
Содержание второго раздела программы «Познай окружающий мир» ориентировано на формирование ориентации дошкольников на духовно – нравственные ценности, воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания. В данный раздел включено знакомство детей с образами и жизнью святых людей, известных и почитаемых в России: Николай Чудотворец, Серафим Саровский, Святой Георгий Победоносец. Изучение жития святых, доступное дошкольникам, очень важно, так как формирует в детях определенный идеал, образ человека, примеру жизни которого нужно следовать, воспринимая их как образец. В ребенке закладывается понимание, что святость — это не есть нечто недостижимое для него. Оно вполне достижимо, как нравственное и умственное развитие, как будущая профессиональная деятельность человека с добрым сердцем и чистыми помыслами.
Особое значение в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста имеет художественная культура. В процессе освоения художественной культуры создаются условия для духовно-нравственного развития личности ребенка путем освоения эстетических норм языка и поведения. Освоение нравственных знаний происходит путем формирования нравственных представлений как эталонов. Духовно-нравственные принципы и ценности закреплены и в устном народном творчестве, а проявляются в реальных отношениях, в труде и праздниках. Эти отношения составляли основу гармоничных взаимоотношений ребенка в семье и в социуме.
Духовно-нравственные смыслы жизни и нормы дети у всех народов традиционно осваивали через сказки.
Роль русских народных сказок в воспитании ребенка, становлении его духовного и нравственного мира неоценима. В них поднимаются вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и его жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.
Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, верили в их преображающую силу. Через нее старшее поколение учит детей строить жизнь по законам добра и красоты. Данная Программа включает народные сказки, поговорки и пословицы, таким образом создавая естественные условия для морально-этического развития ребенка, для развития его представлений о дружеских отношениях и настоящей дружбе. Занятия морально-этического содержания направлены на то, чтобы помочь ребенку в детском саду среди сверстников понять причины возникновения ссор, которыми являются личное непослушание, нетерпение, самолюбие, невнимание к другому человеку.
Введение детей в литературную, музыкальную и изобразительную культуру заметно гармонизирует эмоциональное развитие детей, содействует развитию их речи: обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
Таким образом, художественная культура способствует более полному и успешному духовно-нравственному развитию ребенка-дошкольника.
Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учим жить в согласии с собой и совестью, развиваем чувство собственного достоинства.
Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
чтения педагогом рассказов, сказок;
наблюдений;
показа сказок (детьми);
рассматривания книжных иллюстраций, предметов;
проведения дидактических игр.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказ воспитателя;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
сообщения дополнительного материала воспитателем;
загадывания загадок;
рассматривания наглядного материала;
разбора житейских ситуаций.
Практический метод используется, когда необходимо:
организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
провести праздники;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Принцип духовно-нравственного воспитания.
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»).
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Предполагаемая программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов.
Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.
Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
Субъективное психо - эмоциональное благополучие.
Воспитание чувства патриотизма.
Деятельное отношение к труду.
Ответственность за свои дела и поступки.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
с детьми старшего дошкольного возраста
№ п/п Месяц Тема и содержание
1 Февраль Проведение анкетирования
Добро и зло
Цель: Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и не красоту злых. Учить сопереживать.
2 Правда и ложь
Цель: расширить понятие о правде, закрепить у детей понятие о том, что сказать правду само по себе хороший поступок, углубить понятие о причинно – следственных связях, учить переходить от частных примеров к обобщающим выводам, закреплять умение говорить по очереди, развивать культуру диалогической речи.
3 Россия – Родина моя
Цель: формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране
4 Русские богатыри – защитники Отечества
Цель: воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить Отечеству, защищать тех, кто нуждается в защите, содействовать воспитанию любви к Родине-России, поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей.
5 Март «Моя семья»
Цель: формировать в детях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях; воспитывать интерес к истории своей семьи и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним; помогать ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи.
6 «Смекалка – второе счастье» (по сказке «Каша из топора»)
Цель: воспитывать доброту, отзывчивость, гостеприимство, умение находить выход из сложной ситуации.
7 Трудолюбие и лень
Цель: обобщать понятия детей о труде. Познакомить с понятием трудолюбие. Вызвать стремление детей трудиться. Поощрять стремление совершать добрые поступки.
8 «Кому работа не в тягость, тому доступна и радость» (по сказке «Как рубашка в поле
выросла»).
Цель: воспитывать доброту, отзывчивость, гостеприимство, умение находить выход из сложной ситуации; воспитывать в детях любовь к труду, терпение, аккуратность.
9
Апрель
Щедрость и жадность
Цель: формирование социальных представлений о человеческих качествах.
10 Подготовка к празднованию Пасхи
Цель: познакомить детей с таинством Пасхи. Прививать чувство уважения к народным традициям.
11 Празднование Светлого Воскресения Христова
Цель: продолжить знакомство с традициями духовной культуры русского народа на примере празднования православного праздника Пасха.
12 Преподобный Серафим Саровский
Цель: познакомить детей с событиями жизни преподобного Серафима Саровского, его отношением к людям и животным.
13 Май Николай Чудотворец – жизнь и чудеса
Цель: дать детям доступные сведения о событиях жизни и образе Николая Чудотворца
Прощение обид
Цель: обучение способам поведения в ситуациях, связанных с появлением обиды.
14 «Воин чудесный на белом коне». Святой Георгий Победоносец
Цель: познакомить с образом святого Георгия Победоносца.
15 Дружба
Цель: расширять представления у детей о дружбе, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
Совершенствовать себя, как личность через общение с людьми.
Развивать эмоциональную отзывчивость.
16 Проведение анкетирования
Результативность, эффективность программы можно выявить путем психодиагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год: до проведения данной программы и после – итоговая диагностика, по результатам, которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.
При проведении психодиагностического обследования используется следующий психодиагностический инструментарий:
- Для оценки уровня духовно – нравственного развития дошкольников – «Методика по выявлению степени его соответствия высоким требованиям культуры (метод наблюдения)».
Критерии оценки духовно – нравственного развития:
В установлении критерия оценки являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса, выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей т. е. принятие либо игнорирование их. Учитывая развитие ребенка необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки детей.
Показатели духовно – нравственного развития дошкольников :
1. Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;
2. Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;
3. Культура внешнего вида (аккуратность) - соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.
4. Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, сострадание;
5. Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;
6. Самостоятельность - самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;
7. Любознательность - устойчивый интерес к знаниям;
8. Честность - искренность, умение говорить всегда только правду;
9. Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека;
Уровни развития: высокий, средний, низкий.
- для выявления нарушений в сфере межличностных отношений «ребенок – ребенок» - Детский тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки;
- для диагностики эмоционально - нравственного компонента – Методика «Изучения эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках»
- для диагностики самооценки старших дошкольников - Методика «Какой Я?».
Критериями развития: адекватная оценка ребенка своих способностей, адекватная позиция себя в среде сверстников.
- для диагностики эмоционально-нравственного развития – методика «Сюжетные картинки» Р. Р. Калининой.
Критерии оценки эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
- для диагностики развития нравственной сферы дошкольников – методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Г. М. Фридмана;
Критерии оценки: сформированность нравственных представлений у старших дошкольников и младших школьников.
У детей развиты представления принципиального поступка; зла, сделанного тебе другими; доброго дела, свидетелем которого ты был; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и другое.
Степень сформированости понятий о нравственных качествах оценивается:
Низкий уровень – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
Средний уровень – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
Высокий уровень – если сформировано полное и четкое представление.
- диагностика межличностных отношений в коллективе – социометрическая методика «Выбор в действии»;
В качестве критериев развития взяты: коммуникативная культура, установление связи между поведением и поступками.
- наблюдение, опрос.
Ожидаемые результаты:
Данный процесс реализации программы будет способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; повышению нравственной культуры дошкольников; осмыслению духовно – нравственных ценностей; развитие толерантности, эмпатии, межличностных отношений и повышение самооценки старших дошкольников.
Литература:
1. Феоктистова Т. К., Шестякова Н. П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»
2. Аверина Н. Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников. /Н. Г. Аверина // Начальная школа – 2005 - №11
3. Гладких Л. П., архимандрит Зиновий (А. А. Корзинкин, В. М. Меньшиков. Основы православной культуры: науч. – метод. пособие для педагогов детских садов «Мир-прекрасное творение». – Курск, 2008 г.
4. Натаров В. И. и др. «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель», 2005 г.
5. Н. Е. Веракса, Васильева М. А, Гербова В. В., Комарова Т. С. «От рождения до школы». – М. : Мозаика - синтез, 2012 г
6. Задушевные беседы /приложение к журналу Дошкольник. Младший школьник. – М., Школьная пресса №5,6 – 2005, №1-3, 2006 г.
7. Зацепина Н. Б. Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду – М. ; Мозаика-синтез 2008 г.