Получи документы

План-программа по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Анна Ходусова
План-программа по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Паспорт программы

1 Наименование Программы План-программа по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

2 Основные разработчики Программы Ходусова Анна Юрьевна

3 Основная цель Программы Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

4 Основные задачи Программы 1. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро.

2. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе).

3. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

4. Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

5 Срок реализации Программы

6 Структура программы паспорт;

пояснительная записка;

цель, задачи;

содержание программы;

перспективный план;

мониторинг качества реализации Программы;

литература.

7 Исполнители Программы Воспитатели подготовительной к школе группы

Воспитанники подготовительной к школе группы

8 Ожидаемые результаты Программы

Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.

Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

Субъективное психо - эмоциональное благополучие.

Воспитание чувства патриотизма.

Деятельное отношение к труду.

Ответственность за свои дела и поступки.

Пояснительная записка

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, воспитание нравственных чувств было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед воспитателем детского сада.

На основе анализа теоретических положений мы рассматриваем духовное развитие дошкольника как становление в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей:

1) идеальная потребность в познании мира;

2) социальная потребность – жить, действовать для других.

Причем первая из этих потребностей определяет такое личностное качество, как духовность. Духовность предполагает стремление личности к познанию мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. В дошкольном возрасте предпосылкой становления данной потребности (в познании мира в широко смысле) является развитие познавательного интереса как мотива познавательной деятельности и самосознания.

Со второй потребностью связано такое личностное качество, как душевность. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью, т. е. «с душой». Поэтому предпосылками становления данного личностного качества в дошкольном возрасте является развитие способности к проявлению сопереживания, сочувствия, а также воспитание добросовестности, ответственности.

Духовно-нравственное воспитание сформирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

В программе по духовно – нравственному воспитанию прослеживается несколько направлений работы:

1. Духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (игры подвижные и назидательные, ролевые, прогулки).

3. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста. Назначение программы – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами,

эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.

Программа не ведет к увеличению учебной нагрузки на детей. Она может реализоваться через разделы примерной программы «От рождения до школы»» под редакцией Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой в образовательных областях: труд, познание, музыка и как дополнение к любой программе к разделу «Социально – нравственное развитие».

Программа строится на принципах:

- культуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании);

- принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;

- принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты.

- принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.

Цель:

Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

Задачи:

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро.

2. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе).

3. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

4. Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

Содержание программы.

Содержание программы включает два раздела:

разделы задачи

Познай себя 1. Познакомить детей с правилами доброй, совестливой нравственной жизни с людьми и миром, с правилами этикета.

2. Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним, доброжелательность и добросердечность; воспитывать чувства почтения и любви к родителям, послушания и благодарности к родителям и педагогам; воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда.

Познай окружающий мир 1. Воспитывать у детей чувства любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре, бережного отношения к родной природе.

2. Воспитывать позитивное отношение к миру, жизнерадостность и доверие.

3. Развивать у детей способности различать нравственное и безнравственное («хорошее и плохое») в сказке, рассказе и в жизни путем приобщения к традициям православной духовной культуры и традиционному укладу жизни.

4. Развивать социальную сферу, формировать способности к сопереживанию.

Первый раздел программы «Познай себя» вводит дошкольников в самопознание. Они осмысливают и понимают самих себя, вырабатывают умения выражать свои эмоции, сопоставлять личные черты характера и воспитание в себе доброжелательности и сочувствия. Успешному выполнению этих задач способствует восприятие дошкольниками нравственных ценностей через игровую деятельность. Полученные знания позволяют детям понять необходимость проявления заботы и внимания по отношению друг к другу. Выработанные навыки этикетного поведения будут способствовать формированию у дошкольников доброты, чуткости, доброжелательности.

Поскольку духовно – нравственное воспитание предполагает усвоение ребенком нравственных ценностей, то данный раздел включает развитие оценочной сферы личности с опорой на эмоции и целенаправленное культивирование чувств. Основное внимание уделено: развитию коммуникативных умений и навыков (умение слушать, понимать, адекватно оценивать себя и других, взаимодействовать, умение строить равноправные, добрые взаимоотношения со сверстниками; умение настраивать себя на позитивный лад, выражать свои чувства и распознавать чувства других; развитию социальной активности. Методические приемы направлены на формирование и развитие умений детей любить друг друга, прощать, проявлять снисходительность, терпимость, благородство. В результате совместной творческой работы дети научаться видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих людей, поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам, подражать хорошим манерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогут ребенку вырабатывать в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность по отношению к себе, позволят формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт личности.

Содержание второго раздела программы «Познай окружающий мир» ориентировано на формирование ориентации дошкольников на духовно – нравственные ценности, воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания. В данный раздел включено знакомство детей с образами и жизнью святых людей, известных и почитаемых в России: Николай Чудотворец, Серафим Саровский, Святой Георгий Победоносец. Изучение жития святых, доступное дошкольникам, очень важно, так как формирует в детях определенный идеал, образ человека, примеру жизни которого нужно следовать, воспринимая их как образец. В ребенке закладывается понимание, что святость — это не есть нечто недостижимое для него. Оно вполне достижимо, как нравственное и умственное развитие, как будущая профессиональная деятельность человека с добрым сердцем и чистыми помыслами.

Особое значение в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста имеет художественная культура. В процессе освоения художественной культуры создаются условия для духовно-нравственного развития личности ребенка путем освоения эстетических норм языка и поведения. Освоение нравственных знаний происходит путем формирования нравственных представлений как эталонов. Духовно-нравственные принципы и ценности закреплены и в устном народном творчестве, а проявляются в реальных отношениях, в труде и праздниках. Эти отношения составляли основу гармоничных взаимоотношений ребенка в семье и в социуме.

Духовно-нравственные смыслы жизни и нормы дети у всех народов традиционно осваивали через сказки.

Роль русских народных сказок в воспитании ребенка, становлении его духовного и нравственного мира неоценима. В них поднимаются вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и его жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, верили в их преображающую силу. Через нее старшее поколение учит детей строить жизнь по законам добра и красоты. Данная Программа включает народные сказки, поговорки и пословицы, таким образом создавая естественные условия для морально-этического развития ребенка, для развития его представлений о дружеских отношениях и настоящей дружбе. Занятия морально-этического содержания направлены на то, чтобы помочь ребенку в детском саду среди сверстников понять причины возникновения ссор, которыми являются личное непослушание, нетерпение, самолюбие, невнимание к другому человеку.

Введение детей в литературную, музыкальную и изобразительную культуру заметно гармонизирует эмоциональное развитие детей, содействует развитию их речи: обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

Таким образом, художественная культура способствует более полному и успешному духовно-нравственному развитию ребенка-дошкольника.

Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учим жить в согласии с собой и совестью, развиваем чувство собственного достоинства.

Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время:

чтения педагогом рассказов, сказок;

наблюдений;

показа сказок (детьми);

рассматривания книжных иллюстраций, предметов;

проведения дидактических игр.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

бесед с элементами диалога, обобщающих рассказ воспитателя;

ответов на вопросы педагога, детей;

проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

сообщения дополнительного материала воспитателем;

загадывания загадок;

рассматривания наглядного материала;

разбора житейских ситуаций.

Практический метод используется, когда необходимо:

организовывать продуктивную деятельность;

провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

провести праздники;

изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Принцип духовно-нравственного воспитания.

Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»).

Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Предполагаемая программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов.

Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.

Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

Субъективное психо - эмоциональное благополучие.

Воспитание чувства патриотизма.

Деятельное отношение к труду.

Ответственность за свои дела и поступки.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

с детьми старшего дошкольного возраста

№ п/п Месяц Тема и содержание

1 Февраль Проведение анкетирования

Добро и зло

Цель: Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и не красоту злых. Учить сопереживать.

2 Правда и ложь

Цель: расширить понятие о правде, закрепить у детей понятие о том, что сказать правду само по себе хороший поступок, углубить понятие о причинно – следственных связях, учить переходить от частных примеров к обобщающим выводам, закреплять умение говорить по очереди, развивать культуру диалогической речи.

3 Россия – Родина моя

Цель: формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране

4 Русские богатыри – защитники Отечества

Цель: воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить Отечеству, защищать тех, кто нуждается в защите, содействовать воспитанию любви к Родине-России, поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей.

5 Март «Моя семья»

Цель: формировать в детях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях; воспитывать интерес к истории своей семьи и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним; помогать ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи.

6 «Смекалка – второе счастье» (по сказке «Каша из топора»)

Цель: воспитывать доброту, отзывчивость, гостеприимство, умение находить выход из сложной ситуации.

7 Трудолюбие и лень

Цель: обобщать понятия детей о труде. Познакомить с понятием трудолюбие. Вызвать стремление детей трудиться. Поощрять стремление совершать добрые поступки.

8 «Кому работа не в тягость, тому доступна и радость» (по сказке «Как рубашка в поле

выросла»).

Цель: воспитывать доброту, отзывчивость, гостеприимство, умение находить выход из сложной ситуации; воспитывать в детях любовь к труду, терпение, аккуратность.

9

Апрель

Щедрость и жадность

Цель: формирование социальных представлений о человеческих качествах.

10 Подготовка к празднованию Пасхи

Цель: познакомить детей с таинством Пасхи. Прививать чувство уважения к народным традициям.

11 Празднование Светлого Воскресения Христова

Цель: продолжить знакомство с традициями духовной культуры русского народа на примере празднования православного праздника Пасха.

12 Преподобный Серафим Саровский

Цель: познакомить детей с событиями жизни преподобного Серафима Саровского, его отношением к людям и животным.

13 Май Николай Чудотворец – жизнь и чудеса

Цель: дать детям доступные сведения о событиях жизни и образе Николая Чудотворца

Прощение обид

Цель: обучение способам поведения в ситуациях, связанных с появлением обиды.

14 «Воин чудесный на белом коне». Святой Георгий Победоносец

Цель: познакомить с образом святого Георгия Победоносца.

15 Дружба

Цель: расширять представления у детей о дружбе, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Совершенствовать себя, как личность через общение с людьми.

Развивать эмоциональную отзывчивость.

16 Проведение анкетирования

Результативность, эффективность программы можно выявить путем психодиагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год: до проведения данной программы и после – итоговая диагностика, по результатам, которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.

При проведении психодиагностического обследования используется следующий психодиагностический инструментарий:

- Для оценки уровня духовно – нравственного развития дошкольников – «Методика по выявлению степени его соответствия высоким требованиям культуры (метод наблюдения)».

Критерии оценки духовно – нравственного развития:

В установлении критерия оценки являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса, выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей т. е. принятие либо игнорирование их. Учитывая развитие ребенка необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки детей.

Показатели духовно – нравственного развития дошкольников:

1. Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;

2. Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;

3. Культура внешнего вида (аккуратность) - соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.

4. Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, сострадание;

5. Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;

6. Самостоятельность - самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;

7. Любознательность - устойчивый интерес к знаниям;

8. Честность - искренность, умение говорить всегда только правду;

9. Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека;

Уровни развития: высокий, средний, низкий.

- для выявления нарушений в сфере межличностных отношений «ребенок – ребенок» - Детский тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки;

- для диагностики эмоционально - нравственного компонента – Методика «Изучения эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках»

- для диагностики самооценки старших дошкольников - Методика «Какой Я?».

Критериями развития: адекватная оценка ребенка своих способностей, адекватная позиция себя в среде сверстников.

- для диагностики эмоционально-нравственного развития – методика «Сюжетные картинки» Р. Р. Калининой.

Критерии оценки эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

- для диагностики развития нравственной сферы дошкольников – методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Г. М. Фридмана;

Критерии оценки: сформированность нравственных представлений у старших дошкольников и младших школьников.

У детей развиты представления принципиального поступка; зла, сделанного тебе другими; доброго дела, свидетелем которого ты был; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и другое.

Степень сформированости понятий о нравственных качествах оценивается:

Низкий уровень – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

Средний уровень – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

Высокий уровень – если сформировано полное и четкое представление.

- диагностика межличностных отношений в коллективе – социометрическая методика «Выбор в действии»;

В качестве критериев развития взяты: коммуникативная культура, установление связи между поведением и поступками.

- наблюдение, опрос.

Ожидаемые результаты:

Данный процесс реализации программы будет способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; повышению нравственной культуры дошкольников; осмыслению духовно – нравственных ценностей; развитие толерантности, эмпатии, межличностных отношений и повышение самооценки старших дошкольников.

Литература:

1. Феоктистова Т. К., Шестякова Н. П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»

2. Аверина Н. Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников. /Н. Г. Аверина // Начальная школа – 2005 - №11

3. Гладких Л. П., архимандрит Зиновий (А. А. Корзинкин, В. М. Меньшиков. Основы православной культуры: науч. – метод. пособие для педагогов детских садов «Мир-прекрасное творение». – Курск, 2008 г.

4. Натаров В. И. и др. «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель», 2005 г.

5. Н. Е. Веракса, Васильева М. А, Гербова В. В., Комарова Т. С. «От рождения до школы». – М. : Мозаика - синтез, 2012 г

6. Задушевные беседы /приложение к журналу Дошкольник. Младший школьник. – М., Школьная пресса №5,6 – 2005, №1-3, 2006 г.

7. Зацепина Н. Б. Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду – М. ; Мозаика-синтез 2008 г.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей. 1. Является ли традицией Вашей семьи.

Дидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Многие из нас хотят воспитать добрых и отзывчивых детей, однако мы больше уделяем внимания играм развиваюшим интеллектуальные способности,.

Дополнительная программа по культурно-нравственному воспитанию для детей среднего школьного возраста в СРЦНДополнительная программа по культурно-нравственному воспитанию для детей среднего школьного возраста в СРЦН ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ХОРОШИХ МАНЕР И КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ» Возраст обучающихся: от 10 до 14 лет Срок.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
План-программа по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 сентября 2024 в 19:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-программа по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Ходусова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 сентября. Всероссийский день лука. Передвижка «Лук от семи недуг»

 Всероссийский день лука отмечается 9 сентября. О пользе лука известно давно — у этого огородного растения мы едим и вершки, и корешки. А еще лук лечит, дезинфицирует, витаминизирует и укрепляет —...

8 сентября. Международный день грамотности. Папка передвижка

 День грамотности отмечают во всем мире 8 сентября. Грамотностью считается умение читать и писать на родном языке. Дошкольный возраст очень важен для обретения грамотности —...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД