Анна Морозова
План профессионального развития воспитателя «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ФИО: Морозова Анна Алексеевна
Специальность: воспитатель
Место работы: «Детский сад «Лучик» - филиал МБДОУ «Детский сад «Ивушка»
Стаж: 20
Образование: высшее
Дата начала работы над темой: сентябрь 2024 г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2025 г.
Тема по самообразованию «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через различные виды деятельности».
Срок реализации: 2024 - 2025 учебный год
Публикация «План профессионального развития воспитателя „Развитие мелкой моторики у младших дошкольников“» размещена в разделах
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности, для овладения новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения научно-методической литературы по данной теме.
2. Совершенствовать условия для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, используя современные направления.
3. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мел-кой моторики
4. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей.
5. Содействовать нормализации речевой функции.
6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зри-тельное и слуховое восприятие.
7. Создавать эмоционально - комфортную обстановку в общении со сверстника-ми и взрослыми.
8. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.
Срок реализации: 1 год (2024-2025 учебный год).
Участники: дети младшей разновозрастной группы, воспитатель, родители, пе-дагоги.
Литература:
1. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на раз-витие мелкой моторики. Издательство: СПб. : КОРОНА-ВекГод: 2007
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упраж-нения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Ткаченко т. а. развиваем мелкую моторику. - М. : ЭКСМО, 2007.
4. Османова Г. А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики : КАРО: 2008
5. Османова Г. А. : Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую мо-торику
6. Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речи : Эксмо, 2011 Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
7. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
8. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
9. Изучение передового педагогического опыта
Интернет – ресурсы
Актуальность выбранной темы
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как раз-вивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно со-брать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными па-лочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обеднен-ными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных дейст-виях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, пе-редавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие ско-ординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной сис-темой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связа-ны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близ-ко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую дея-тельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентриро-вать внимание и воображение.
И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зави-сит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развива-ются память, внимание, а также словарный запас.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми
- индивидуальная работа с детьми
- самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы: объяснение, показ, беседа, игра.
Основные направления работы с детьми на занятиях:
- Пальчиковые гимнастики и физкультминутки
- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
- Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, вы-кладывание узоров).
- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
- Нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, тычкова-ние, рисование на крупе.
- Лепка из пластилина: отщипывание, раскатывание, сплющивание, вдав-ливание
- Игры в «сухом бассейне», наполненном фасолью или цветными крыш-ками.
- Массаж кистей рук.
Форма отчета:
- фотоотчет для родителей;
- составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик.
План по самообразованию на 2023-2024 уч. год
Изучение методической литературы Сентябрь-май
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб. : КОРОНА-Век Г: 2007
Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М. : ЭКСМО, 2007.
Османова Г. А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики : КАРО:2008
Османова Г. А. : Превращение ладошки. Иг-раем и развиваем мелкую моторику
Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речи Эксмо, 2011 г.
Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
Ермакова И. А. Развиваем мелкую мотори-ку у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Рос-тов-на-Дону: Феникс, 2007.
Изучение передового педагогического опыта.
Работа с детьми
Сентябрь-май Организация работы кружка «Развивай-ка. Наши руки не для скуки».
Сентябрь-май Выставка детских работ
Работа с семьёй
Октябрь Консультация: «Игры и упражнения для развития мелкой».
Ноябрь Оформление фотовыставки «Рисуем без кисточки».
Декабрь Выставка совместных работ детей и роди-телей «Новогодние поделки. Зимняя сказка».
Январь Памятка для родителей: «Пальчиковые игры для малышей».
Февраль Папка-передвижка «Развитие мелкой мо-торики или несколько идей, чем занять ре-бенка дома».
Март Консультация «Развитие мелкой моторики
посредством использования крупы».
Апрель Копилка советов для родителей: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания».
Самореализация
Октябрь Деловая игра «Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать».
Ноябрь Семинар - практикум «Использование не-стандартного оборудование для развития детей дошкольного возраста».
Декабрь Деловая игра «Путешествие по Стране пальчиковых игр».
Январь Мастер - класс «Развитие мелкой моторики в домашних условиях».
Февраль Квест - игра «Путешествие в страну ловких пальчиков».
Март Педагогическая мастерская «Развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности».
Апрель Мастер - класс «Развитие мелкой моторики рук, как основа становления речи».
Май Презентация опыта работы «Развитие мел-кой моторики у младших дошкольников через различные виды деятельности».
Сентябрь-май Печатание на интернет - сайте воспитателя.