Елена Палютина
План-проект «Говорящая стена (ковролинограф)» на основе метода В. В. Воскобовича для младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МДОАУ Детский сад № 142
ПЛАН
по самообразованию
воспитателя
на 2021 -2022 г. г.
Тема: «Использование инновационной
технологии ковралинография – «говорящая стена» на основе метода
Воскобовича В. В. для речевой активности детей
младшего дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель группы № 1 Палютина Е. С.
Публикация «План-проект „Говорящая стена (ковролинограф)“ на основе метода В, В, Воскобовича для младших дошкольников» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Интерактивные, говорящие стены
- Планирование. Планы работ
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Фланелеграф, ковролинограф
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Тема: «Использование инновационной технологии ковралинография – «говорящая стена» на основе метода Воскобовича В. В. для речевой активности детей дошкольного возраста»
Направление: социально-личностное
Группа: вторая младшая
Воспитатель: Палютина Елена Сергеевна
Дата начала работы над темой: сентябрь 2021 г.
Окончание работы: май 2022г.
Форма самообразования: индивидуальная.
Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения современных технологий в развитие речевой активности дошкольников. Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством внедрения инновационной технологии «говорящая стена» на основе метода Воскобовича В. В.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения ГМО, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;
- Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с педагогами, с родителями, систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.);
- Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
- Расширить современную предметно- пространственную среду в группе;
- Создать условия для развития активной речи детей, предусматривающие методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение;
- Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в Интернет –конкурсах.
Ожидаемые результаты:
- У меня, после проделанной работы повысятся основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества: - умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста :
- умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.
- А так же я пополню свою копилку профессиональных достижений, созданием портфолио воспитателя младшей группы. - Создам развивающую предметно-пространственную среду в группе по теме самообразования. - Организую психологически комфортную образовательную среду для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
- разработаю учебно-методический комплект : дидактические игры, сенсорные игры, речевые упражнения, проблемные и игровые ситуации, консультации для родителей и воспитателей,
У детей сформируются:
- интерес к деятельности с ковролинографом – «говорящей стеной»; - речевая активность и речевая творческая самостоятельность;
- осмысление подбирать слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетает в предложении новые слова с уже знакомыми; - заинтересованность слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, сопровождая рассказ показом на ковролинографе –«говорящей стене»;
- с помощью взрослого, использовать фигурки театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок
У родителей воспитанников:
- сближение с детьми и педагогами.
- интерес к событиям, происходящим в детском саду.
- создание в семье благоприятных условий для познавательно-речевого развития детей.
Основные вопросы :
- история и сущность технологии ковролинография – «говорящая стена»;
- актуальность применения ковролинографии – «говорящей стены» в ДОУ;
- цели и задачи речевой активности, путем внедрения технологии ковролинография – «говорящая стена» для детей дошкольного возраста;
- методика организации технологии ковралинографии – «говорящей стены» детей дошкольного возраста;
- этапы работы;
- прогнозируемые результаты;
- группы умений, формируемые технологией ковролинография – «говорящая стена» при развитии речи дошкольников;
- роль родителей в развитии речи детей;
- практическая реализация технологии ковралинография – «говорящая стена»;
- дальнейшее развитие технологии ковралинография – «говорящая стена» .
Актуальность.
Речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего завершения в развитие связной речи. Как гласит народная мудрость «Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы».
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Речевое развитие, на мой взгляд, это одна из важнейших образовательных областей. Можно возразить, что не менее важны другие области. Да, все они важны, но полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей не возможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
В настоящее время в условиях современного детского сада методика воспитания переживает сложный период, связанный с изменением целей и введение ФГОС ДО, который строится на компетентном подходе. Все эти обстоятельства побуждают современного педагога к выбору новых, интересных методик и ставит цели и задачи, решая которые, в первую очередь даёт возможность детям проживать все периоды дошкольного детства интересно и полезно.
Современные педагогические технологии — это разработка и апробация инновационных практико-ориентированных образовательных программ, полагающих повышение результативности образования и достижение положительных результатов в обучении и воспитания детей с разными потенциальными возможностями и образовательными потребностями. Исследование инновационных средств и форм работы с детьми – этот факт не только закономерный, но и необходимый. В связи с этим передо мной стала проблема поиска новых методов и форм работы с детьми по речевому развитию. Одним из таких средств обучения в настоящее время является многофункциональный ковролинограф – «говорящая стена», основанный на технологии В. В. Воскобовича. Ковролинограф – «говорящая стена» обладает рядом характеристик, значительно отличающих его от всеми известного фланелеграфа, прежде всего большим диапазоном возможностей, многофункциональностью, усовершенствуемыми техническими и эстетическими характеристиками. Кроме того, новые элементы ковролинографа – «говорящая стена», обеспечивают разнообразие и наглядность на занятиях. Немаловажным является теория о том, что, ковролинограф – «говорящая стена» позволяет сделать наглядным почти любое занятие или игру. Ковралинограф – «говорящая стена» - универсальное средство речевого и познавательного развития и естественно обогащения словарного запаса детей.
Ковролинограф – «говорящая стена» - представляет собой ковролиновое полотно, которое выполнено по принципу фланелеграфа, но по сравнению с ним обладает рядом несомненных преимуществ, которые хотела бы отметить:
-Современные материалы (ковролин и липучка) и др.
- Прочность прикрепления - эти материалы имеют намного большую силу сцепления, чем фланель. Поэтому игровой материал прочно прикрепляется к ковролину и не падает с полотна во время занятий.
- Разнообразие используемого материала. В ковролинографии особое место занимают различные материалы: мягкие, гладкие, шероховатые и другие для развития осязания ребенка, понимания различий и употребления в речи слов с осознанным содержанием: например: мягкая трава, гладкая дорожка и др.
- Взаимосвязь с другими видами деятельности. Этот метод предполагает интеграцию различных областей: «Познание» (сенсорное развитие, ознакомление с окружающим миром, «Коммуникация» (обогащение словаря, развитие связной речи и др.)
- Изготовление и использование в условиях семьи. Все используемые материалы легко доступны для применения их в домашних условиях, что обеспечивает взаимодействие с семьей.
Таким образом, совместные игры детей с педагогом, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает занятие с ребенком, имеющего нарушение речи, в дошкольном учреждении более продуктивным.
В тоже время, комплекс игр на ковролинографе – «говорящая стена» дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию речи детей всех возрастов.
В контексте сформулированных, таким образом, положительных качеств и характеристик ковролинографа – «говорящая стена» в коррекционно-развивающей работе, можно считать, что использование современной педагогической технологии в педагогическом процессе является перспективным направлением для коррекции, развития речи детей.
План работы по самообразованию во 2 мл. группе на тему: «Использование инновационной технологии ковралинография - «говорящая стена» на основе метода Воскобовича В. В. для речевой активности детей младшего дошкольного возраста». (2021- 2022 уч. год)
Сроки Мероприятия Цель участники
сентябрь «Ковролинограф в работе с детьми младшего возраста» Изучение темы, подбор литературы. Воспитатель
сентябрь «Изготовление ковролинографа» Воспитатель и родители
октябрь Д. игра «Чьи детки» Закрепить знания о домашних животных, их детенышах, кто как кричит. Упражнять в правильном звукопроизношении. Воспитатель и дети
октябрь Д. игра «Заюшкин урожай» Расширять и закреплять представления детей об овощах. Воспитатель, родители и дети
ноябрь Д. игра «Волшебное дерево» Дать детям целостное представление о предмете (форма, цвет, величина, а также формировать представления о временах года Воспитатель, родители, дети
ноябрь Д. игра «Собери яблочки (листочки)». (игра проводится с пособием «Волшебное дерево») Повторить признаки разных времен года, закрепить понятие «один – много» Воспитатель, родители и дети
декабрь Д. игра «Дикие животные» Учить детей называть диких животных; развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе. Воспитатель родители и дети
декабрь Д. игра
«Улица» Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы Воспитатель и дети
январь Д. игра «На чем катаются дети» Активизировать в речи предлога НА. Воспитатель родители и дети
январь Д. игра «Где дикие, где домашние» Закреплять знания детей о диких и домашних животных. способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражаниям. Воспитатель родители и дети
февраль Д. игра. «Кто в домике живет?» Обобщить и систематизировать знания детей об окружающем мире (животные). Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Воспитатель и дети
февраль Театр «Репка» Развивать зрительную память, внимание; воспитывать усидчивость. Воспитатель и дети
март Консультация для педагогов на тему: «Использование ковролинографии в работе с детьми младшего дошкольного возраста». Воспитатель, педагоги
март Игра «Подбери цветочек».(игра проводится с пособием «Сказочный домик») Закрепить основные цвета, развивать мелкую моторику руки Воспитатель и дети
апрель Д. игра. «Лучики для солнышка» Закреплять знания детей о солнце, его форме, цвете, развивать зрительную память, логическое мышление. Воспитатель, родители и дети
апрель Театр «Теремок» развивать зрительную память, внимание; воспитывать усидчивость. Воспитатель, родители и дети
май Д. игра. «Что происходит в природе?» Закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. Воспитатель, дети
май Д. игра.
«Профессии»
упражнять детей в назывании и различии профессий. Совершенствовать умение детей понимать и отвечать на вопросы воспитателя отдельными словами и простыми предложениями Воспитатель, дети
Презентация «Использование ковролинографа в работе с детьми». Воспитатель, дети, родители
Список литературы.
- Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет) / Шипицына Л. М. и др. Издательство: Детство-Пресс,2010/
- Атемаскина Ю. В. Богословец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. - Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс», 2011.
- Воскобович В. В., Харько Г. Г., Балацкая Т. И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры».- СПб. : Гириконт, 2000
- Воскобович В. В., Харько Г. Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» Книга 1 МЕТОДИКА. - СПб. : 2003
- Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. – Система работы во второй младшей группе детского сада. М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 160 3.
- Едакова, И. Б. К вопросу об оценке качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС //Начальная школа плюс До и После. 2013. -№12. С. 17-22.
- Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» : текст с изм. и доп. На 2013 г. - М. : Эксмо, 2013. - 208 с.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 336 с.
- Развивающие игры Воскобовича : Сборник методических материалов / Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. - М. : ТЦ Сфера, 2015
- Развитие речи детей 3-5 лет. 3-е изд., дополн. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 192 с. – (Развиваем речь)
- Речь и речевое общение детей/ Арушанова А. Г.. Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика Синтез, 1999 /
- Сальникова Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М. :ТЦ Сфера, 2005.
- Ушакова О. С. Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. М. : ТЦ Сфера, 2008
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // https://medvejonok52.ucoz.ru/FGOS/fgos_do.pdf
- Харько Т. Г., Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» - СПб. : 2007
- Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы. М. : Гном- пресс,1999 10.
- Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы. М. : Гном- пресс,2000 11.
- Шорыгина Т. А. Птицы, какие они? Путешествие в мир природы. М. : Гном- пресс,2002