Ирина Григорьевна Горковчук
Развитие творческих способностей посредством ознакомления с нетрадиционными видами в ИЗО деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: творческий.
Время проекта: долгосрочный.
“Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки,
которые питают источник творческой мысли. Другими словами,
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
В. А. Сухомлинский
Творчество является важнейшей характеристикой личности и развивать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. В процессе продуктивной творческой деятельности у ребенка появляются и развиваются воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, эстетический вкус.
Публикация «Развитие творческих способностей посредством ознакомления с нетрадиционными видами в ИЗО деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2024
Цель: развитие творческих способностей младших дошкольников посредством ознакомления с нетрадиционными видами в изобразительной деятельности и создание условий для этого.
Задачи:
1. Проанализировать методическую и психологическую литературу по данной теме и расширить представление о многообразии нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
2. Охарактеризовать особенности младшего дошкольного возраста.
3. Разработать и провести занятия по изобразительной деятельности на основе ознакомления с нетрадиционными видами.
4. Совершенствовать технические умения и навыки рисования опираясь на данные в диагностической карте.
5. Развивать интерес к рисованию, мышление и стремление к открытиям.
6. Воспитывать свободу воображения и живость ума.
7. Привлечь в работу родителей и других членов семьи ребенка и организовать выставку творческих работ.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость.
Актуальность данной темы заключается в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных видов в изобразительной деятельности, их особенностями и многообразием материалов. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в разных ситуациях.
В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности, как:
- картотека с нетрадиционными видами в изобразительной деятельности;
- диагностическая карта с результатами ответов детей на начало и конец года на тему “Проявление интереса детей к занятиям по рисованию”;
- печатные материалы для родителей “Младшие дошкольники рисуют”;
- конспекты занятий по нетрадиционным видам в изобразительной деятельности;
- выставка работ “Вот что мы умеем”;
- презентация для сотрудников “Учите детей рисовать”.
План работы по самообразованию:
Октябрь - изучение методической литературы и электронных ресурсов;
“Проявление интереса детей к занятиям по рисованию” диагностика на начало года.
Ноябрь - работа с родителями “Младшие дошкольники рисуют” (печатные материалы); картотека с нетрадиционными видами в изобразительной деятельности; работа с детьми “Цветные льдинки” - рисование льдинками.
Декабрь - работа с детьми “Елочка” - пальчиковое рисование.
Январь - работа с детьми “Рождественская звезда” - рисование поролоном.
Февраль - работа с детьми “Загорелся кошкин дом” - рисование ладошками.
Март - работа с детьми “Цветы в подарок маме” - пальчиковое рисование.
Апрель - работа с детьми “Белая береза” - пальчиковое рисование.
Май - работа с детьми “Солнышко”; работа с детьми “Насекомые” и выставка работ; проявление интереса детей к занятиям по рисованию” диагностика на начало года; презентация для сотрудников “Учите детей рисовать”- рисование ватными палочками, пальчиковое рисование и рисование ладошками.
В конце учебного года планируется получить следующие результаты: проанализировав всю необходимую литературу по текущей теме, учитывая возрастные особенности детей, проведя ряд занятий с использованием нетрадиционных видов изобразительной деятельности, малыши совершенствуют свои технические умения и навыки рисования, у них будет развито мышление и стремление к открытиям, воспитана свобода воображения и живость ума, а также будет повышен интерес родителей и других членов семьи ребенка в организации совместной деятельности.
Литература
1. Бурмецкая Г. В., Слуцкий В. М. кандидаты психологических наук “Одаренные дети”. - М. : “Прогресс” 1991, с 111.
2. Выгодский Л. С. “Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя”. 3-е изд. - М. : Просвещение, 1991.- с. 93
3. Давыдова Г. Н. “Нетрадиционные техники рисования в детском саду”. – М. : Скрипторий, 2003. – с. 80
4. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И. “Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий”. – М. : Сфера, 2005.- с. 155
5. КомароваТ. С. “Изобразительная деятельность в детском саду”.-М. : Педагогика, 2006.-с 328
6. Лыкова И. А. “Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации”. – М. : ТЦ «Сфера», 2007.- с. 208
7. Маханева М. “Ищем новые формы развития творчества дошкольников”, - Дошкольное воспитание, 1991 № 7. с. 12-16
8. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. Пособие под ред. Коротких О. В. – Елец ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008-с. 320
9. Никитина А. В. “Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей”, - СПБ. : КАРО, 2008.- с. 90
10. “Рефлексия как механизм личностного развития”, - Дошкольное воспитание №4, 2007г. - с. 10
11. Фатеева А. А. “Рисуем без кисточки”. - Академия развития, 2007
12. Художественное творчество в детском саду/под. Ред. Ветлугиной. -М: Просвещение,2004г. - с. 347
13. Интернет ресурсы.
Содержание приложения
1. Картотека с нетрадиционными видами в изобразительной деятельности.
2. Диагностическая карта с результатами ответов детей на начало и конец года на тему “Проявление интереса детей к занятиям по рисованию”.
3. Печатные материалы для родителей “Младшие дошкольники рисуют”.
4. Презентация для сотрудников “Учите детей рисовать”.