Папки-передвижки

План по самообразованию «Экспериментирование» в старшей группе

Демьянова Виктория
План по самообразованию «Экспериментирование» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 22 г. Шахты

Программа По самообразованию

Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

2022-2023уч. г

Воспитатель:

Демьянова. В. И

г. Шахты

Пояснительная записка.

В Законе об образовании сказано, что в современном мире «…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения…». Основы этих качеств закладываются и развиваются в младшем школьном возрасте.

Публикация «План по самообразованию „Экспериментирование“ в старшей группе» размещена в разделах

В детях есть врожденное стремление к постижению предметов, явлений окружающего мира и их исследованию. Задача педагога – не погасить, а наоборот, развить эту искру живого интереса. Исследование – это одна из форм человеческой деятельности, в основе которой лежит интерес и любознательность, активное отношение к окружающему миру с целью его изменения и преобразования. К сожалению, жёсткие требования учебных программ и ограниченность учебного времени приводят к тому, что основной акцент на уроках в школе все-таки делается на усвоение знаний. Поэтому, исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования.

Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него пробуждается инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и радоваться достижениям своего товарища и готовность прийти к нему на помощь. Опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера. Данная программа является современным педагогическим средством формирования творческих способностей учащихся

Актуальность выбранной темы.

Определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы естественнонаучного образования младших школьников. Большое значение при изучении предметов естественнонаучного цикла имеют экспериментальные умения и навыки, которые формируются при проведении практических и лабораторных работ по решению научных явлений и процессов, жизненных проблем с привлечением методов разных наук, то есть целостного видения явлений. Обучение по программе «Экспериментариум» – это прекрасная возможность, не перегружая детей, используя игровые формы, привить интерес к предметам естественного цикла и постепенно подготовить их к дальнейшей исследовательской деятельности.

Актуальность программы «Экспериментариум» опирается на необходимость подготовки многосторонне образованной и отлично социализированной личности, которая имеет возможность составить конкуренцию, думать и мыслить неординарно, творчески подходя к решению поставленных перед ним задач.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих в этой области является то, что она выполняет пропедевтическую функцию.

Физика, химия, биология, экология – одни из самых сложных предметов школьной программы. Поэтому делать первые шаги по формированию интереса подростков к серьезной науке в 6-8 классах уже поздно. Программа «Экспериментариум» дает возможность начать формирование интереса к этим наукам с младшего школьного возраста. В результате развивается интерес к ним, понимание и желание углубиться в дальнейшее изучение на следующих ступенях обучения.

Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов младших школьников.

Серьезная наука в этом возрасте кажется детям романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к «игре во взрослых» еще сильна. Если в этот момент предложить им заняться настоящей научной деятельностью, то она станет для них потребностью. Привлечение детей к изучению дисциплин естественнонаучного цикла путём экспериментальной и игровой деятельности, является одним из способов формирования исследовательских навыков у детей младшего школьного возраста и делает

данную программу современной и целесообразной.

Цели: создать оптимальные условия для развития познавательно- исследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность

- помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.

Задачи:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

-Проведение экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности.

- Посадка лука, укропа, в группе.

- «Откуда берётся песок»

Работа с детьми начинается со знакомства с оборудованием и их назначением, правилами поведения. Экспериментальная зоне предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Данная китайская мудрость является основополагающей в работе с детьми. Эксперименты предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Овладение дошкольниками разными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Форма работы:

- Совместная деятельность детей и воспитателя.

- подгрупповая работа

План работы на 2022-2023 учебный год

Работа с детьми.

Месяц

Содержание

Задачи

Сентябрь

«Откуда берётся песок»

«Из чего состоит песок»

«Лепим из песка»

«Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Закрепить представления детей о песке.

Показать, что мокрый песок может принимать любую нужную форму и пока не высохнет, из него можно лепить.

Октябрь

ознакомлению с понятием неньютоновская жидкость и выявлению ее свойств опытно-исследовательским путем; способствовать развитию познавательной активности.

- познакомить детей с понятиями «ньютоновской» и «неньютоновской» жидкости;

- создать условия для ознакомления детей со свойствами крахмала и неньютоновской жидкости;

- познакомить детей со способом изготовления неньютоновской жидкости и вариантом ее применения в повседневной жизни.

- способствовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления; наглядно-образного мышления;

- способствовать развитию речи, умения сравнивать и делать выводы в процессе совместной исследовательской деятельности;

- способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук;

Ноябрь

Что притягивается?

Как достать скрепки из воды, не замочив руки?

Скрепочная веревка

Шарик-магнит

Познакомить со свойством магнита – притягивать железные предметы.

Показать свойство магнита – действовать на расстоянии.

Доказать, что магниты умеют передавать свои свойства другим предметам.

Наглядно продемонстрировать существование статического электричества

Ноябрь

Выращивание кристаллов соли»

Познакомить детей с понятием кристалл, Изучить условия образования кристаллов;

Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли; Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;

Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах;

Развивать умение действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения.

Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов;

Обогащать словарь (сл. игра «Что бывает солёным, сладким»);

Формировать грамматический строй речи ( согласование существительных с прилагательными: словарная игра «Скажи наоборот»);

Развивать диалогическую речь (беседа по вопросам).

Декабрь

Откуда берётся иней?

Нужен ли растениям снег?

Снег и лёд – это тоже вода

Таяние льда в воде

Выявление механизма образования инея.

Доказать, что снег сохраняет тепло.

Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда и воды.

Самореализация :

Изучение литературы по заданной теме,

Подбор материала по заданной теме,

Оформить картотеку по экспериментированию с детьми,

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго. Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Показать взаимосвязь количества и качества от размера

Январь

дать представления о химических веществах сода и лимонная кислота.

Как они себя ведут при соприкосновении с водой и друг с другом.

Можно ли надуть воздушный шар без физических усилий»

закреплять знания детей о разнообразных свойствах предметов (воздушный шар – легкий, внутри – воздух, бывает разного цвета); устанавливать причинно-следственные связи в опыте с шариком (если шарик потереть шерстяной тканью, то он притягивает кусочки бумаги); способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств предмета;

Февраль

Лавовая лампа

- Вызвать интерес к исследованиям и опытам.

- Формировать у детей навык смешивания жидкостей.

- Познакомить со свойствами растительного масла и сока;

- Закрепить умения составлять и работать с алгоритмами

- Вызвать познавательный интерес

Март

Воздух. Атмосферное давление

познакомить детей с атмосферным давлением;

- закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья;

- продолжать учить детей пользоваться не стандартным оборудованием, схемами;

- продолжать учить детей видеть проблему, строить гипотезы, делать обобщения;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

Апрель

«Удивительное яйцо»

Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.

2. Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.

3. Развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.

4. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребё нка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность,саморегуляцию своих действий.

Май

Самозатухающая свеча

Создать условий для развития познавательной активности детей, через продуктивную и исследовательскую деятельность.

Создание условий для выражения детьми своего мнения способствование развитию логического мышления, наблюдательности, внимания, умения выявлять несколько свойств материл.

Публикации по теме:

Перспективный план по самообразованию Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

План по самообразованию музыкального руководителя на 2020–2021 учебный год План по самообразованию музыкального руководителя на 2020-2021 учебный год Продолжить работу по теме: Информационно-коммуникативные технологии.

План работы по самообразованию на 2015–2016 годПлан работы по самообразованию на 2015–2016 год Тема самообразования: Развитие творческих способностей детей раннего дошкольного возраста через продуктивную деятельность в соответствии.

План по самообразованию на 2017–2018 учебный год План по самообразованию на 2017-2018 учебный годТема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Цель: Дальнейшее.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

План по самообразованию в подготовительной группе «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Возраст обучающихся : 6-7 лет Актуальность: происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

План работы по самообразованию на 2018–2019 учебный год в старшей группе Тема: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники Цель: Выявить эффективность использования.

План работы по самообразованию в соответствии с ФГОС План работы по самообразованию Воспитатель высшей квалификационной категории: Никифорова Елена Валентиновна Группа первая младшая МДОУ №16.

План работы по самообразованию в подготовительной группе «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей» Тема «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу» Цель: Систематизировать и обобщать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Экспериментирование» в старшей группе
Опубликовано: 6 июня 2022 в 10:46
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию «Экспериментирование» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Демьянова Виктория (УИ 1875847) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД