Демьянова Виктория
План по самообразованию «Экспериментирование» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 22 г. Шахты
Программа По самообразованию
Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
2022-2023уч. г
Воспитатель:
Демьянова. В. И
г. Шахты
Пояснительная записка.
В Законе об образовании сказано, что в современном мире «…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения…». Основы этих качеств закладываются и развиваются в младшем школьном возрасте.
Публикация «План по самообразованию „Экспериментирование“ в старшей группе» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
В детях есть врожденное стремление к постижению предметов, явлений окружающего мира и их исследованию. Задача педагога – не погасить, а наоборот, развить эту искру живого интереса. Исследование – это одна из форм человеческой деятельности, в основе которой лежит интерес и любознательность, активное отношение к окружающему миру с целью его изменения и преобразования. К сожалению, жёсткие требования учебных программ и ограниченность учебного времени приводят к тому, что основной акцент на уроках в школе все-таки делается на усвоение знаний. Поэтому, исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования.
Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него пробуждается инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и радоваться достижениям своего товарища и готовность прийти к нему на помощь. Опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера. Данная программа является современным педагогическим средством формирования творческих способностей учащихся
Актуальность выбранной темы.
Определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы естественнонаучного образования младших школьников. Большое значение при изучении предметов естественнонаучного цикла имеют экспериментальные умения и навыки, которые формируются при проведении практических и лабораторных работ по решению научных явлений и процессов, жизненных проблем с привлечением методов разных наук, то есть целостного видения явлений. Обучение по программе «Экспериментариум» – это прекрасная возможность, не перегружая детей, используя игровые формы, привить интерес к предметам естественного цикла и постепенно подготовить их к дальнейшей исследовательской деятельности.
Актуальность программы «Экспериментариум» опирается на необходимость подготовки многосторонне образованной и отлично социализированной личности, которая имеет возможность составить конкуренцию, думать и мыслить неординарно, творчески подходя к решению поставленных перед ним задач.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих в этой области является то, что она выполняет пропедевтическую функцию.
Физика, химия, биология, экология – одни из самых сложных предметов школьной программы. Поэтому делать первые шаги по формированию интереса подростков к серьезной науке в 6-8 классах уже поздно. Программа «Экспериментариум» дает возможность начать формирование интереса к этим наукам с младшего школьного возраста. В результате развивается интерес к ним, понимание и желание углубиться в дальнейшее изучение на следующих ступенях обучения.
Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов младших школьников.
Серьезная наука в этом возрасте кажется детям романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к «игре во взрослых» еще сильна. Если в этот момент предложить им заняться настоящей научной деятельностью, то она станет для них потребностью. Привлечение детей к изучению дисциплин естественнонаучного цикла путём экспериментальной и игровой деятельности, является одним из способов формирования исследовательских навыков у детей младшего школьного возраста и делает
данную программу современной и целесообразной.
Цели: создать оптимальные условия для развития познавательно- исследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность
- помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.
Задачи:
- создавать условия для исследовательской активности детей;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
-Проведение экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности.
- Посадка лука, укропа, в группе.
- «Откуда берётся песок»
Работа с детьми начинается со знакомства с оборудованием и их назначением, правилами поведения. Экспериментальная зоне предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Данная китайская мудрость является основополагающей в работе с детьми. Эксперименты предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Овладение дошкольниками разными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Форма работы:
- Совместная деятельность детей и воспитателя.
- подгрупповая работа
План работы на 2022-2023 учебный год
Работа с детьми.
Месяц
Содержание
Задачи
Сентябрь
«Откуда берётся песок»
«Из чего состоит песок»
«Лепим из песка»
«Мокрый песок принимает любую нужную форму»
Закрепить представления детей о песке.
Показать, что мокрый песок может принимать любую нужную форму и пока не высохнет, из него можно лепить.
Октябрь
ознакомлению с понятием неньютоновская жидкость и выявлению ее свойств опытно-исследовательским путем; способствовать развитию познавательной активности.
- познакомить детей с понятиями «ньютоновской» и «неньютоновской» жидкости;
- создать условия для ознакомления детей со свойствами крахмала и неньютоновской жидкости;
- познакомить детей со способом изготовления неньютоновской жидкости и вариантом ее применения в повседневной жизни.
- способствовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления; наглядно-образного мышления;
- способствовать развитию речи, умения сравнивать и делать выводы в процессе совместной исследовательской деятельности;
- способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук;
Ноябрь
Что притягивается?
Как достать скрепки из воды, не замочив руки?
Скрепочная веревка
Шарик-магнит
Познакомить со свойством магнита – притягивать железные предметы.
Показать свойство магнита – действовать на расстоянии.
Доказать, что магниты умеют передавать свои свойства другим предметам.
Наглядно продемонстрировать существование статического электричества
Ноябрь
Выращивание кристаллов соли»
Познакомить детей с понятием кристалл, Изучить условия образования кристаллов;
Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли; Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах;
Развивать умение действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения.
Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов;
Обогащать словарь (сл. игра «Что бывает солёным, сладким»);
Формировать грамматический строй речи ( согласование существительных с прилагательными: словарная игра «Скажи наоборот»);
Развивать диалогическую речь (беседа по вопросам).
Декабрь
Откуда берётся иней?
Нужен ли растениям снег?
Снег и лёд – это тоже вода
Таяние льда в воде
Выявление механизма образования инея.
Доказать, что снег сохраняет тепло.
Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда и воды.
Самореализация :
Изучение литературы по заданной теме,
Подбор материала по заданной теме,
Оформить картотеку по экспериментированию с детьми,
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго. Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:
- создавать условия для исследовательской активности детей;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
Показать взаимосвязь количества и качества от размера
Январь
дать представления о химических веществах сода и лимонная кислота.
Как они себя ведут при соприкосновении с водой и друг с другом.
Можно ли надуть воздушный шар без физических усилий»
закреплять знания детей о разнообразных свойствах предметов (воздушный шар – легкий, внутри – воздух, бывает разного цвета); устанавливать причинно-следственные связи в опыте с шариком (если шарик потереть шерстяной тканью, то он притягивает кусочки бумаги); способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств предмета;
Февраль
Лавовая лампа
- Вызвать интерес к исследованиям и опытам.
- Формировать у детей навык смешивания жидкостей.
- Познакомить со свойствами растительного масла и сока;
- Закрепить умения составлять и работать с алгоритмами
- Вызвать познавательный интерес
Март
Воздух. Атмосферное давление
познакомить детей с атмосферным давлением;
- закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья;
- продолжать учить детей пользоваться не стандартным оборудованием, схемами;
- продолжать учить детей видеть проблему, строить гипотезы, делать обобщения;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
Апрель
«Удивительное яйцо»
Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.
2. Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
3. Развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.
4. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребё нка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность,саморегуляцию своих действий.
Май
Самозатухающая свеча
Создать условий для развития познавательной активности детей, через продуктивную и исследовательскую деятельность.
Создание условий для выражения детьми своего мнения способствование развитию логического мышления, наблюдательности, внимания, умения выявлять несколько свойств материл.