Светлана Карловна Соболева
Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Экологическое воспитание - это уникальное воздействие на детей, которое охватывает все психические процессы детского развития. Это и развитие памяти, различных видов мышления, речи, внимания, восприятия, воображения, творчества и т. д.
Публикация «Отчет по самообразованию „Экологическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Самой основной целью экологического воспитания является приобщение детей к общечеловеческим ценностям - любовь, доверие, дружба, гуманность, сочувствие, миролюбие. Как же сформировать у детей эти качества? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку взглянуть на жизнь других живых существ изнутри.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Поэтому я взяла тему по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Дата начала работы над темой: сентябрь 2016год
Дата окончания работы над темой: май 2018 года
Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну, по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Перед собой я ставлю следующие задачи:
- изучить особенности познавательной активности через игровую деятельность, а именно экологические игры;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;
- воспитывать экологическую грамотность дошкольника.
Работу веду по трем направлениям:
• Повышение собственной квалификации;
• Экологическое воспитание детей;
• Пропаганда экологических знаний для родителей.
В своей работе я использую следующие формы и методы работы:
- наблюдение в природе;
- работа в уголке природы
- экскурсии ;
- НОД;
- дидактические игры;
- ознакомление с художественной литературой;
- участие в конкурсах;
- работа с родителями;
-опытно-экспериментальная деятельность
- методическая деятельность.
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования на мой взгляд, является организация развивающей предметной среды.
В нашей группе экологически развивающая среда организована как традиционный Уголок природы и Лаборатория природы.
Главная особенность уголка природы – его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжение всего учебного года. В нашем уголке природы собраны комнатные растения, дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними, также в уголке природе есть календарь погоды со схемами изображений. На протяжении всего учебного года проводился ежедневный уход за и наблюдение за комнатными растениями. В группе был создан огород на подоконнике, и мы наблюдали за ростом лука на подоконнике, редиса, за ветками деревьев в вазе (март– апрель, за пробуждениями одуванчиков на участке (май). Проращивали зерна ячменя. Дети принесли из дома, красиво украшенные, вместе с родителями «грядочки» с посеянными растениями, за которыми ухаживали в детском саду. Систематически проводятся наблюдения за погодой –одну неделю в месяц ежедневно ребята рассматривают небо, уточняют характер осадков. Регулярно фиксируем погоду и состояние живой природы.
Так же в группе организован игровой уголок: здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие экологические игры. Использование развивающих игр помогает мне развивать в детях умение систематизации представлений о живой природе, понять многие экологические закономерности; воспитывать эмоционально бережное отношение к живому, сопереживать всем живым существам и желание защищать их
Большую помощь в работе по экологии оказывают книги:
Нравятся детям рассказы Э. Шума, Константина Паустовского, Георгия Скребицкого, Виталия Бианки, в которых идёт интересный разговор о растениях, о животных, о природе, об отношении к ним. Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Описание русской природы можно найти в стихотворениях Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Сурикова, Бунина, Тютчева, Блока. Помогают в работе демонстрационные материалы.
В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков» Времена года», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.
Также была проведена следующая работа:
1. НОД по теме: "Как живут наши пернатые зимой " развлечение «Как март с февралем поссорились», викторина «Знатоки природы»
2. в течении года знакомились с «Красной книгой»
3. «Птичья столовая» (изготовление кормушек)
4 Проводила беседы с детьми: «Что спряталось под сугробами». «У кого какие шубки»,«Зимние забавы». «Холодно ли птицам зимой».«Новогодний праздник дома».«Если не хочешь заболеть». (знакомство с лекарственными растениями). Рассматривали иллюстрации; с изображением различных растений, животных, деревьев и цветов.
5. подготовила родительское собрание «Не навреди себе и природе».
6. Проект «Птицы – наши друзья»
7. Просмотр презентации «Космос», викторина «Что мы знаем о космосе».
В результате проделанной работы:
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
• сформированы начала экологической культуры детей;
• дети получают практические знания по охране природы;
• развиваются речевые навыки детей;
• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Перспективы: продолжить работу по этой теме, на основе анализа деятельности в данном направлении откорректировать задачи на следующий учебный год, обновить развивающую предметно – пространственную среду в группе по данной теме, спланировать совместную работу с педагогами, родителями, детьми по данному направлению.