Севда Мамедова
План по самообразованию воспитателя «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством ИЗО»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
К сожалению, в последнее время увеличилось число детей, имеющих речевые нарушения.
Общеизвестно, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Учеными доказано большое стимулирующее значение функций руки, так как развитию кисти принадлежит важная роль формирования головного мозга и становления речи. Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и развитие речи. Поэтому чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект она оказывает на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений.
Публикация «План по самообразованию воспитателя „Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством ИЗО“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Планирование
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Средств развития мелкой моторики не мало, и одно из них – изобразительная деятельность. Именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук, что, в свою очередь, влечет за собой стимулирование речевых центров.
Помимо этого, занятия изобразительной деятельность очень интересны детям и вызывают у них массу положительных эмоций.
Чрезмерный интерес к изучению данной темы нашел свое отражение в объемном модуле по самообразованию.
Целью работы над темой стало создание условий для развития речи детей с ОВЗ посредством развития мелкой моторики в изобразительной деятельности.
Цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
Образовательные:
• познакомить с разными способами получения изображения;
• совершенствовать технические умения и навыки рисования, лепки и аппликации;
Развивающие:
• развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
• развивать мелкую моторику;
• совершенствовать зрительно – моторную координацию;
• способствовать развитию речи;
Воспитательные:
•воспитывать любовь к творчеству.
Ожидаемый результат:
1. Движения пальцев рук детей станут более точными.
2. Дети станут сопровождать рисование словами, появится желание рассказать о своих поделках взрослому и сверстникам.
3. За счет развития мелкой моторики речь воспитанников выйдет на новый уровень.
4. Дети станут использовать приобретенные умения и навыки в самостоятельной деятельности.
Этапы работы над темой:
I Диагностический этап работы над темой самообразования:
1. Изучение методической литературы.
2. Анализ опыта коллег.
3. Мониторинг уровня развития мелкой моторики детей на начало года.
4. Знакомство с новыми пед. технологиями через периодические издания, интернет.
5. Прохождение курсов повышения квалификации «Организация обучения, воспитания и коррекции нарушений развития и социальной адаптации воспитанников с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи (ТНР)». «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС». «Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных методов рисования».
II Прогностический этап.
1. Определение целей и задач работы над темой.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблем.
3. Разработка перспективного плана на учебный год.
III Практический этап:
1. Работа с детьми:
НОД:«Мухомор — лекарство для животных»
«Падают, падают листья…»
«Пушистый котёнок»
СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования. Сентябрь
НОД:«Горошинки на зонтике»
«Мой любимый дождик»
«Лошадка»
СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования. Октябрь
НОД:«В волшебном лесу»
«Разноцветные мячи»
«Мяч для Саши»
СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования. Ноябрь
НОД:«Зимние деревья»
«Елочка нарядная на праздник к нам пришла»
«Наряжаем ёлочку»
СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования.
Участие в вебинарах по теме самообразования
Участие в конкурсах рисунков на новогоднюю тематику Декабрь
НОД: «Бусы для куклы»
«Я слепил снеговика»
«Обои для Медведя»
СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования. Январь
НОД:«Осьминожки»
«Снеговик»
«Петушок»
СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования. Февраль
НОД:«Стая птичек»
«Поделись улыбкою своей»
«Птички-невилички»
СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования. Март
НОД:«Помоги маме-курочке найти цыплят»
«Клубочки для котят»
«Жили у бабуси»
СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования. Апрель
НОД:«Праздничный салют над городом».
«Носит одуванчик желтый сарафанчик»
«Корзинка малинки»
СОД: работа с шаблонами для лепки и рисования. Май
2. Работа с родителями:
Анкета для родителей «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?» сентябрь
Консультация для родителей «Пластилинография – это интересно!» ноябрь
Консультация «Развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» февраль
Оформление выставки детских рисунков и поделок для родителей в течение года
3. IV Обобщающий этап.
1. Диагностика уровня развития мелкой моторики детей на конец года.
2. Анализ данных по итогам учебного года.
V Внедренческий этап.
1. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
2. Публикация на сайтах педагогических сообществ.
3. Участие в различных интернет – сообществах (конкурсы, онлайн мероприятия).
Список использованной литературы
1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб. : КАРО, 2008. – 96с.