Юлия Ярова
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию воспитателя Яровой Юлии Сергеевны на тему «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями
Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Нижегородской области через познавательную деятельность»
НАПРАВЛЕНИЕ: познавательное
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ярова Ю. С.
ГРУППА: старшая
ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: сентябрь 2020
Публикация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями» размещена в разделах
ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ: май 2021
ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ: индивидуальная
ЦЕЛЬ: Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности изучаемой темы; воспитание гармонично развитой личности ребенка.
ЗАДАЧИ:
1. Формировать у дошкольников личностную культуру на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
2. Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки в процессе знакомства с произведениями народного творчества.
3. Воспитывать чувство любви к Родине на основе изучения русской народной культуры, традиций.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У детей сформируются : знания детьми различных видов декоративно – прикладного искусства, старинных праздников, традиций, фольклора, художественных промыслов; развитие творческого воображения, речи детей, художественно – творческих способностей дошкольников; воспитание нравственно – патриотического поведения у детей; воспитание уважительного отношения к национальному художественному наследию, к своему народу.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на педсовете с компьютерной презентацией. Размещение опыта на официальном сайте детского сада.
АКТУАЛЬНОСТЬ
«Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен»
Н. М. Карамзин.
Актуальность выбранной мною темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа.
Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.
Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня возникает необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Изучение литературы по теме.
2. Беседы с детьми и родителями по теме.
3. Реализация опыта по данной теме – выставка «Народное искусство, традиции Нижегородского края»
ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
2.. С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга», -М. : «Просвещение», 2016.
3. Бордюг Н. Д. Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в обрядах и играх. – Н. Новгород, 1993.
4. Вятские старинные и нижегородские традиционные загадки / Сост. М. П. Шустов. – Арзамас, 1998. – С. 12.
5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры : учеб. -метод. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.
6. Корепова, К. Е. Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья [Текст] / К. Е. Корепова. – СПб., 2009.
7. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Худ. Г. Соколов, В. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 2007
8. Русские народные игры. Игры в обрядах Нижегородской области. – Н. Новгород, 1992.
9. Рякина И. В. «Народные праздники» Екатеринбург, 2011г
10. Сказки нижегородских сказителей / Сост. М. П. Шустов. – Н. Новгород, 1998. – С. 40.
Вывод по самообразованию на тему
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Нижегородской области через познавательную деятельность»
Использование темы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Нижегородской области через познавательную деятельность» самообразования в обучении и воспитании детей позволило познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями. Так же изучение народных игр. Они вызывали интерес не только как жанр устного народного творчества, в них была заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
Изучение фольклорных игр, песен, хороводов, уходящие своими корнями в древность, помогли прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
Опыт приобретенный в результате самообразования показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку на занятиях.