Яковлева Наталья
Ознакомление дошкольников с культурой чувашского народа через фольклор и народные календарные праздники
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №61»
ПЛАН
по самообразованию
воспитателя Яковлевой Н. Н.
г. Стерлитамак
2018-19 уч. год
Тема: Ознакомление дошкольников с культурой чувашского народа через фольклор и народные календарные праздники.
Актуальность:
Публикация «Ознакомление дошкольников с культурой чувашского народа через фольклор и народные календарные праздники» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев.
Актуальность поликультурного воспитания связана с требованием времени. Существование успешного человека в конкурентном мире невозможно представить без знания языков. Сегодня ценится свободная, развитая и образованная личность, способная творить в условиях постоянно меняющегося мира, что в свою очередь требует полного развития личности, ее коммуникативных способностей, позволяющих войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нем.
Сегодня, когда в мире происходят различные межнациональные распри, самым главным качеством личности является толерантность, т. е. терпимость, любовь, прощение, уважение к представителям других народностей. Формирование толерантного отношения детей к окружающим. Отсюда вытекает важная задача перед педагогом и семьей это
Цель: Знакомство детей дошкольного возраста с традициями и культурой чувашского народа.
Задачи:
Повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы, посещения ГМО.
Изучение и подбор научно – методической и художественной литературы по данной теме.
Разработка перспективного плана работы с детьми.
Знакомство детей с культурой и фольклором чувашского народа : календарными обрядами, обычаями, традициями, произведениями УНТ, элементами чувашского орнамента, чувашскими народными играми.
Развитие у детей любознательности, интереса к культуре чувашского народа.
Подбор картотеки для воспитателей по теме «Чувашские игры».
Создание информационного фонда «Чувашские загадки, пословицы, поговорки, считалки», «Чувашские игры» .(папки, картотеки)
Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
Обобщение опыта работы по теме самообразования.
Предполагаемый результат:
Знание чувашских календарных праздников, сказов, считалок.
Уважительное отношение к обычаям, традициям предков чувашского народа.
Проявление активности со стороны дошкольников.
План работы с родителями.
1. Беседа «Поликультурное воспитание детей». Сентябрь 2018г
2. Анкетирование родителей. Ноябрь 2018г
3. Формировать интерес к изготовлению атрибутов для чувашских игр и желание участвовать в жизни детского сада. Апрель 2019г.
План работы с педагогами.
№ Форма представлений результатов Сроки реализации
Сообщение на тему «Поликультурное воспитание дошкольников»
Апрель 2019г
Консультация на тему: «Чувашские подвижные игры»Апрель 2019г
Просмотр творческого выступления на чувашском конкурсе «Сурхи уяв» от 15.03.18 с музыкальной композицией «Выляр-и, кулар-и». Коллективный просмотр. Март 2019 г
Мастер- класс для педагогов «Аппликация из ткани "Украсим фартук чувашским орнаментом" (заготовки фартуков из белой ткани, разноцветные ленточки, чувашские узоры)Май 2019 г
1. Изучение литературы по проблеме.
№п/п Содержание деятельности по саморазвитию Сроки Формы представления саморазвития
Подбор литературы по теме самообразования. Работа с документацией
Журнал для родителей и педагогов «Дошкольный мир», май 2018 г, стр. 32-33
Журнал для родителей и педагогов «Дошкольный мир», апрель 2017 г, стр. 28-30
Белая К. Ю. Самообразование для педагогов ДОУ
Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников : Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н., и др. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004Изучение опыта работы педагогов ДОУ
Интернет-ресурсы
Сентябрь
Беседы с заведующей и старшим воспитателем
Составление перспективного плана
Выступление на педсовете
Методические рекомендации для педагогов ДОУ
2. Изучение состояния избранной проблемы в практике работы с детьми
Планирование работы с детьми на новый учебный год.
Мониторинг знаний и умений детей в разделе «Художественная литература»
Программа «От рождения до школы»
Изучение ПРС по этнокультурному развитию детей в разных возрастных группах
Взаимопосещение занятий, мероприятий коллег по данной теме
Собеседование со старшим воспитателем
Диалоги с коллегами и администрацией детского сада
Отчет о взаимопосещении занятий, мероприятий на педсовете
3. Проектирование собственной деятельности по данной проблеме
Подготовка презентации по теме «Чувашская Республика».
Составление рекомендаций по проведению игр, мероприятий, папок
Подборка дидактического материала и оборудования
Д/и «Сложи узор», «Чувашское лото», «Чувашское домино»
Изучение разнообразия методов и приемов в работе по ознакомлению с УНТ. Создание папки «Чувашские загадки, пословицы, считалки»
Подбор картотеки чувашских подвижных и хороводных игр
Рассказ воспитателя
Обмен опытом
Обсуждение с воспитателями, работающих по данному направлению
Консультация для педагогов
Методическая копилка
4. Опытно - экспериментальная апробация собственных проектов саморазвития
В работе с воспитателями:
Взаимопосещение по параллелям.
В работе с детьми:
Мероприятия Проведение открытого развлечения «В гостях у куклы Илемпи»(просмотр презентации, прослушивание аудиозаписей чувашских песен) с использованием перспективного плана по теме самообразования.
Чувашские подвижные и хороводные игры. («Дети ветра», «Осы», «Рабочие»)
Выставка чувашской национальной одежды : (головной убор, платье, фартук)
Заучивание чувашского стихотворения А. Есхеле «Пукане», «Анне», разучивание чувашского танца «Ташши, ташши» (Яковлева Яна)
Самостоятельная деятельность: раскрашивание чувашских узоров, рисование чувашского орнамента с помощью трафаретов
В работе с родителями:
Беседа по данной теме.
Поиск анкет для родителей. Анкетирование родителей
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр (пошив чувашской национальной куклы) В течение года
Отчет о взаимопосещений
Выступление для воспитателей
Выступление на педсовете
Отчет о проделанной работе на итоговом педсовете. Анализ результатов.
5. Рефлексия: разработка методических рекомендаций
Разработка методической рекомендации для воспитателей по данной теме
Организация фото, видео и раздаточных материалов.
Мониторинг Январь 2019г
Май 2019г
Декабрь 2018г-май 2019г Представление для воспитателей
Отчет о проделанной работе на педсовете.
Обмен опытом о положительных результатах данной работы.
Перспектива развития:
- Подготовка и проведение календарного чувашского праздника.
- Выступление на родительском собрании. Консультация для родителей «Роль семьи в поликультурном воспитании дошкольников».
- Пополнение картотеки чувашских подвижных игр.
Продолжать дальнейшую работу по:
- Изучению художественной литературы.
-Организации досуговых мероприятий, НОД.
-Использованию современных технологий в процессе развития детей.
-Организации совместных мероприятий с родителями и детьми.