Анастасия Колчерина
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №217
ПЛАН
по самообразованию
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
2022-2023 гг.
Выполнила воспитатель:
Колчерина А. А.
г. Ижевск
2023г.
Пояснительная записка
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» размещена в разделах
Давно признано, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности является мощным стимулом для развития восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети с хорошо развитой мелкой моторикой рук имеют более развитый мозг, особенно ту его часть, которая отвечает за речь. Пальцы рук оснащены многочисленными рецепторами, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно развивать мелкую моторику у детей. Однако простое занятие гимнастикой может наскучить ребенку. С развитием мелкой моторики у детей также улучшается память, внимание и словарный запас. Под мелкой моторикой понимается ряд движений пальцами и ладонями. Дома должны быть разнообразные игрушки, с которыми дети и родители могут с удовольствием играть. Гибкость пальцев и тактильную чувствительность можно развивать, планируя развивающие игры для детей с использованием обычных бытовых предметов. Самое главное, что для игры с ребенком не нужно покупать ничего особенного - пуговицы, крышки, ручки, прищепки, бумага – все под рукой. Уровень развития мелкой моторики рук является одним из показателей умственной готовности к обучению. Дети с высоким уровнем развития моторики обычно могут логически мыслить, имеют хорошо развитую память и внимательность, обладают связной речью. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции мозга и расширяются возможности для знакомства с внешним миром. Важно, чтобы органы чувств, составляющие основу познания ребенка, активизировались посредством разнообразной деятельности с использованием предметов, игрушек и природных объектов, и чтобы его учили получать информацию об окружающем мире с помощью различных чувств, таких как зрение, слух, обоняние и осязание. Другими словами, ум и интеллект ребенка развиваются путем формирования и развития мелкой моторики кончиков пальцев. Обычные занятия в этой программе проводятся в форме игр. В игре максимально реализуется состояние достижения, чтобы работа протекала естественно и не возникало психического напряжения.
Актуальность выбранной темы :
На ранних этапах жизни именно мелкая моторика отражает развитие ребенка и свидетельствует о его умственных способностях. Ребенок с плохо развитой мелкой моторикой может неловко держать ложку или карандаш, не уметь застегивать молнию. Им также может быть трудно собрать воедино разрозненные части поделок или работать над пазлами и мозаикой. Они неохотно занимаются лепкой или рисованием, которые нравятся другим детям, и не могут угнаться за детьми на занятиях.
Таким образом, способность детей осваивать окружающий мир становится проблематичной. Дети часто чувствуют себя неполноценными в основных видах деятельности, которые могут выполнять их сверстники. Это влияет на эмоциональное благополучие и самооценку ребенка. Со временем уровень их развития формирует их трудности в школе.
И конечно, в дошкольном возрасте работа над развитием мелкой моторики и зрительно-моторной координации должна быть важной частью развития речи ребенка, навыков самообслуживания и подготовки к письму. Дальнейшее развитие ребенка зависит оттого, насколько ловко и быстро он умеет пользоваться своими пальцами. Помимо развития моторики пальцев, развивается память, внимание и словарный запас.
Что происходит, когда дети делают пальчиковую гимнастику?
Пальчиковая гимнастика и ритмичные движения стимулируют и активизируют языковые центры мозга, значительно повышают координированную активность языковой области и в конечном итоге способствуют развитию речи. Пальчиковая игра создает благоприятный эмоциональный фон, развивает способность подражать взрослым, учит слушать и понимать речь, повышает речевую активность ребенка. Ребенок учится концентрировать и правильно распределять внимание. Когда ребенок выполняет упражнения и сопровождает их короткими стишками, речь становится более четкой, ритмичной и живой, повышается контроль над движениями. Улучшается память, так как ребенок запоминает положение определенных рук и последовательность движений. Развивается воображение и фантазия. Многие упражнения позволяют им «рассказывать истории» с помощью рук. В результате пальчиковой гимнастики руки и пальцы становятся сильными, ловкими и гибкими, что облегчает изучение букв.
Цель: расширение общепедагогических и психологических знаний по теме развития мелкой моторики у детей, расширение знаний о различных методах, получение педагогических результатов и лучших методов обучения, .
Задачи:
1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,
Основные направления работы.
1. Общение с высококлассными педагогами.
2. Изучение методической литературы
3. Изучение интернет-ресурсов.
4. Вебинары.
План работы на 2022-2023 учебный год
Изучение методической литературы:
1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ «Сфера», 2016.
2. Бычкова Е. Н., Перминова Е. В. «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики» - СПб: Издательский Дом «Литера», 2013.
3. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей.»
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2016.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2018.
6. Поддубная Е. А. «Музыкальные пальчиковые игры»
7. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : ООО «ЭКСМО», 2006.
8. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2017.
9. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М. : Мозаика-Синтез, 2009.
Изучение интернет статей
1. : https://педпроект. рф/белая-и-в-публикация/
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольников
2. https://www.art-talant.org/publikacii/36460-razvitie-melkoy-motoriki-ruk-u-detey-cherez-razlichnye-vidy-deyatelynosti
Развитие мелкой моторики рук у детей через различные виды деятельности
3. https://melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou
Развитие мелкой моторики в детском саду
4. https://rom31.ru/wp-content/uploads/2019/08/Развитие-мелкой-моторики-у-детей-дошкольного-возраста-через-различные-виды-деятельностиопыт-работы-Воспитатель-Полоротова-О. Г. pdf
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Опыт работы.
5. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/razvitie_melkoj_motoriki_ruk_u_detej_doshkolnogo_vozrasta_cherez_produktivnyie_vidyi_deyatelnosti/
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности
6. https://www.kras-dou.ru/303/images/16-17/str-ped/kolman/metod/9.pdf
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
7. https://www.7ya.ru/article/Sbornik-igr-i-zadanij-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki-Chast-I/
Сборник игр и заданий для развития мелкой моторики
8. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/razvitiie_mielkoi_motoriki_mladshikh_doshkol_nikov_chieriez_razlichnyie_vidy_die
Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности
9. https://www.vospitatelru.ru/categories/6/articles/1274
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности
10. https://baby-club.ru/babylibrary/edublog/kak-razvivat-melkuiu-motoriku-u-rebenka/
Как развивать мелкую моторику у ребенка
11. https://umnazia.ru/blog/all-articles/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej
Развитие мелкой моторики у детей.
Вебинары:
Дата название
14.09.2022 Влияние сформированности мелкой моторики на речевое развитие детей
16.09.2022 Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
21.10.2022 Развитие речи детей
28.10.2022 Квест-игра как эффективная форма для решения задач по развитию речи
01.11.2022 Речевое развитие детей дошкольного возраста : обогащение активного словаря
11.11.2022 Мир живописи и открытий своего "Я"
29.11.2022 Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей дошкольного возраста
02.12.2022 Пескография как инновационная технология в развитии дошкольников
13.01.2023 Мозаика как игровая технология с дошкольниками
24.01.2023 Как развивать речь дошкольников на занятиях по различным видам деятельности
03.02.2023 Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации у детей при подготовке к школе
15.03.2023 Пальчиковый театр как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
24.03.2023 Нетрадиционное средство развития речи : су-джок терапия
27.03.2023 Зеркальное рисование как эффективное средство развития мелкой моторики у детей и метод синхронизации работы полушарий головного мозга
25.04.2023 Использование нейропсихологических игр для развития мышления дошкольников
07.05.2023 Влияние мелкой моторики на интеллектуальное развитие ребенка
Олимпиады:
Развитие мелкой моторики дошкольников (1 место) 18.04.2023.
КПК
Арт-терапия как метод работы с эмоциональными проблемами детей дошкольного и младшего школьного возраста.