Юля Афанасьева
План по самообразованию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение своего профессионального уровня, создание оптимальных условий для экологического развития детей, обогащение и углубление знаний в развитии детей через дидактические игры в старшем дошкольном возрасте.
Задачи:
1Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства экологического воспитания ребенка-дошкольника.
Публикация «План по самообразованию „Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Уточнить и систематизировать знания детей о домашних и диких животных, расширять представления о зимующих и перелетных птицах, расширять знания о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся, насекомых.
3. Знакомить с многообразием родной природы: деревьями, кустарниками, травянистыми растениями, растениям луга, сада, леса.
4. Формировать представления о чередовании времен года.
5. Конкретизировать представления детей о комнатных растениях, об условиях жизни комнатных растений.
6. Показать взаимодействие живой и неживой природы. Развивать знания о неразрывной связи человека с природой, воспитывать экологическое сознание, желание оказывать посильную помощь природе.
7. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и самого ребенка.
8. Определить эффективность работы по применению дидактических игр как средства формирования экологической культуры.
9. Повышать уровень знаний у родителей по данной теме
10. Создавать предметно-развивающую среду в группе по теме.
11. Провести анализ эффективности проделанной работы.
раздел плана сроки формы работы практические
выходы
Изучение литературы в течение года подборка литературы
Консультации для педагогов
Консультации для педагогов.
1. «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
2. «Путешествие в экологию».
Оценка уровня развития экодогических
способностей Сентябрь 2021,
Май 2022. тестовые
задания
Заполнение индивидуальных карт развития
Внедрение плана работы с детьми
в течения года
организационная деятельность
1. Развлечения по экологии :
2. Беседы
Чтение загадок, стихотворений, рассказов.
3. Практические задания
4. Дидактические игры
5. Выставка детских работ
6. Пальчиковая гимнастика
7. Сюжетно – ролевые игры
8. Рассматривание картин, иллюстраций.
Сентябрь.
Д/и. Найди такой листок, с какого дерева"
"Кто быстрее соберет"
"Какая сегодня погода.
-Пальчиковая гимнастика
-Игра «Дорисуй овощ»,
«Что в моей корзинке».
-Рассматривание картины
"Времена года"
-Рисование
"Золотая осень"
Беседы:
«Осень. Что ты о ней знаешь?»
«Почему у березы листья желтые, а у осины красные?»
«Почему птицы осенью улетают?»
Октябрь.
Что такое природа? Живая и неживая?»
Беседы
1.«Как дышит человек?»
2 «Путешествие растений»
3.«Отчего небо голубое?»
4.«А если позвать ветер, он прилетит?»
Компьютерных презентаций
«Земля наш общий дом»;
«Значение почвы и воды в жизни всего живого»;
Игра «Живое - неживое»
«Летает-не летает»
«Угадай, что в мешочке»,
«Съедобное - несъедобное»
-Наблюдения
-Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев
-Отгадывание загадок
Мир растений
Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений
Беседа "Мой любимый цветок"
-Д/ и: «Собери букет»
«Узнай растение»
-Рисование "Поляна цветов"
-Опыт "Что любят растения",
«Как развивается растение»
-Раскраски для детей на экологические темы.
Ноябрь
На бабушкином дворе
Беседы
1.«Кто стал первым домашним животным?»
2.«А почему кошка так часто умывается?»
3.«А животные умеют разговаривать?
-Дидактические игры :
"Назови детёнышей"
"Какая польза от домашних животных"
2. Лесные жители
Беседы:
Экология в картинках
«Олени и хищники»,
«Что делать с кроликами»,
«Почему белые медведи не живут в лесу»
-Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"
-Игра- имитация "Звериная зарядка"
-Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"
-Д/ и: «Кто как голос подает?
«Кто где живет?»,
«Узнай зверя по описанию»,
«Кто у кого?»,
«Четвертый лишний»,
«Сложи картинку
-Слайды "Времена года"
-Рисование "животные в лесу" (трафарет)
Декабрь
Зимушка-зима
Беседы
1.«Нужно ли человеку готовиться к зиме?»
2. «Живые ли деревья зимой?»
3.«С кем дружит ель?»
4.«Что снится зимой растениям?»
5.«Где рождается снег и иней?
Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)
-Игра "Жидкое - твёрдое"
-Чтение пословиц, поговорок
-Игры - забавы с санками
-Подвижные игры "Берегись, заморожу"
Д/и «Определи время года»
Опыт. Деятельность.
Белый снег, пушистый
Опыт со снегом
"Нужен ли зимой растениям снег?"
Цветные льдинки
-Рисование "Снежинки"
-Постройка горки с помощью взрослых
-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
-Изготовление цветных льдинок
-Взаимодействие воды и снега
Январь
В гостях у птиц
Беседа о зимующих и перелётных птицах
компьютерных презентаций
«Синичкин день»;
«Покормим птиц зимой»;
-Отгадывание загадок
-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц
-Наблюдения за птицами на участке
-Дидактические игры :
"Кто, где живёт"
"Нарисуй птицам дорожку в сказку"
-Рассматривание альбома "Пернатые друзья"
Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")
Устройство птичьей столовой
Февраль
Путешествие в царство комнатных растений
Беседы
1. «Как растения пьют воду?»
2.«Почему некоторые цветы с колючками?»
3.«А где растения берут воду в пустыне?»
4.«Мир комнатных растений»
5.«Почему не все комнатные растения любят солнышко»
-Игра "Какого растения не стало"
-Рассматривание растений
-Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание)
-Игра "Цветы"
-Дидактические игры "Живые картинки",
Экологические пазлы
Март
Беседа
«На нашей улице весна»
Д/и «Любимое время года»
-Дидактические игры :
"Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает",
"Найди детёныша"
- Где будут первые проталинки?
-Где снег не тает?
-Где быстрее наступит весна?
-Рисование "Волшебница весна"
-Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной"
-П/и "Зайцы и волк", "Птицы и лиса"
Береги живое!
Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли"
-Игра "Где живут животные"
-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"
-Рассматривание Красной книги, беседа
Апрель
Насекомые - наши помощники
Рассматривание иллюстраций
Д/ и
"Найди насекомых, поедающих листья"
"Как спрятаться бабочкам
-Рисование "Божья коровка" –
Наблюдения за насекомыми
-Рассматривание иллюстраций
Беседы:Млекопитающие – это кто.
-Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.
-Игра "Мы весёлые рыбки"
Экологические пазлы
«Разрезные картинки»;
Май
Земля - мой дом
Беседа "Где я живу"
-Сравнение речки, болота, моря
-Д/ игры:
"Рассели животных"
"Кто живёт на суше, а кто вводе"
2. Экологическая тропинка
-Целевая прогулка по экологической тропинке станция – Клен.
Игра "Что ты сделал доброе для природы?"
-Игра "Что будет, если?"
-Дидактическая игра "Кто больше"
-Игра "Опиши, а мы отгадаем
Беседа «Лето красное пришло»
3. Проведение развлечения Экологический квест.
в течения года с сентября по май 1. Консультации
2. Родительские собрания
3. Папки передвижки
4. Акция
5. Выставка рисунков
6. Памятка для родителей
7. Игровой досуг
8. Рекомендации Сентябрь
Родительское собрание
Создание Лепбука Осень
Конкурс поделок
«Поделки из природного материала».
Октябрь
Проектная деятельность
Лепбука Осень
Ноябрь
Выставка рисунков
Наш дом – Земля
Разовая акция
«Сбор крышек».
Декабрь
Папка – передвижка
«Стихи о зиме»
Проектная деятельность
«Экология»
Экологическая акция
«Защитим ёлочку – колючую иголочку»
Январь.
Консультация
«Птичья столовая»
Экологическая акция
«Поможем зимующим птицам»
Фотостенд «Зимняя прогулка»
Февраль
Консультация
«Игры экологического содержания».
Проектная деятельность
Полезные свойства лимона»
Март.
Привлечь родителей к изготовлению лепбука «Экология».
Апрель
Консультация
«Экологические игры с детьми дома».
Май
Развлечение «Экологический квест»
Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе за год.
Создание развивающей среды в группе В течения года 1. Оформление пособий для работы
2. Изготовление игр
3. Презетация
4. Продолжать оформлять в группе уголок по экологии Пополнение картотеки дидактических игр
Изготовление
Развивающих пособий Лепбуков -
«Осень, зима, весна, лето»,
«Экология».
Презентация
«Дидактические игр по экологии»
Анализ проведенной работы май 2022 Сравнительная оценка уровня развития экологических способностей детей Выявление уровня развития навыков и умений, для определения дальнейшей работы по теме.