Юлия Цвет
План по самообразованию «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №37 «Колобок».
План по самообразованию педагога
Рябовой Юлии Васильевны
Стаж работы: 4 года
Тема: Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр
Возрастная группа : средняя
На 2019- 2020 год
Архангельск
2019-2020 год
Публикация «План по самообразованию „Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Тема: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»
Актуальность данной темы
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.
В качестве приоритетов определяются такие задачи как:
- развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился.
Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии речи детей через дидактические игры и пособия.
Задачи:
1. Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр».
2. Интегрировать дидактические игры в речевой деятельности детей.
3. Способствовать активному взаимодействию с родителями воспитанников.
4. Провести анкетирование родителей по данной теме.
5. Составить картотеку дидактических игр.
6. Обобщить и распространить собственный педагогический опыт.
Ожидаемые результаты:
1. Систематизация материала по развитию речи средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.
2. Оптимизировано применение технологий в образовательном процессе.
3. При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.
4. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития речи детей.
5. Пополнение методической копилки дидактическими играми.
6. Обогащение опыта по проблемной тематике.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
- Дети:
- специальные занятия по развитию речи,
- дидактические игры на развитие фонематического строя речи,
- дидактические игры на развитие грамматического строя речи,
- дидактические игры на развитие связной речи,
- дидактические игры на развитие монологической речи,
-дидактические игры на развитие диалогической речи,
-дидактические игры по методике ТРИЗ.
Методы работы:
- словесные
-наглядные
- практические
-игровые
Принципы:
- принцип дифференцированного подхода
- принцип учета интересов всех участников педагогического процесса;
- принцип сотрудничества между воспитателями, детьми и родителями;
-принцип комплексного подхода к организации коррекционно - педагогического процесса.
План работы
1. Знакомство с новыми педагогическими технологиями 2. Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных.
3. Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования, изучение статей в журналах.
4. Подготовка и оформление картотеки.
Через предметные издания и Интернет- ресурс.
Журналы: " Воспитатель ДОУ", " Дошкольное воспитание", " Ребенок в детском саду", " Обруч "
Работа с детьми
Сентябрь
1. Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка.
2. Использование тематических комплексов направленных на развитие речи и мелкой моторики.
3. Использование настольно -печатных игр на занятиях и в свободной игровой деятельности.
Через предметные издания и Интернет- ресурс.
Октябрь
Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи
«Испорченный телефон»
«Светофор»
«Повтори»
Поймай звук»
«Поиграем в сказку»
Ноябрь
Картотека дидактических игр на развитие лексической стороны речи (формирование словаря).
«Вершки-корешки»
«Фрукты и овощи»
«Новоселье»
«В мире растений»
Декабрь
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
Январь
Картотека дидактических игр на развитие грамматического строя речи.
«Живые слова»
«Дополни предложение»
«Размытое письмо»
«Придумай предложение»
«Доскажи словечко»
Февраль
Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи».
Использование приемов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста»
«Где начало рассказа»
«Кто больше заметит небылиц»
«Найди картинке место»
«Исправь ошибку»
«Отгадай-ка»
Март
Картотека дидактических игр и упражнения на развитие монологической речи».
«Мишкины картинки»
«Нарисуем портрет»
«Магазин игрушек»
«Выбери начало»
«Составляем разные рассказы»
«Сочиняем сказку»
Апрель
Дидактические игры и упражнения на развитие диалогической речи».
«Когда можно и нужно звонить?»
«Ведение диалога по телефону»
«Передай письмо»
«Волшебный ключ»
Май
Дидактические игры по методике ТРИЗ.
«Фантазия»
«Маша-растеряша»
«Угадай, что я загадала»
«Черное-белое»
Работа с семьей.
Сентябрь
Анкетирование родителей
Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи дошкольников.
Октябрь
- Составление папок-передвижек и консультаций " Простые советы по развитию речи"
- Оформление речевого уголка, совместное составление картотеки дидактических игр по сенсорике.
Ноябрь
Консультация «Методика организации и руководство дидактическими играми»
Помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр и раскрыть их значение в обучении в семье.
Декабрь
Составление картотеки дидактических игр на развитие лексической и фонематической стороны речи.
Обучение родителей дидактическим играм в домашних условиях.
Январь
Изготовление папки-передвижки «Как наше слово отзовется»
- пополнение библиотеки народными сказками с иллюстрациями разных художников.
Привлечение родителей к работе по развитию речи детей.
Февраль
- Консультация «Речь и весёлый мяч»
- Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы.
Обучение родителей приёмам развития речи в игровой форме.
Март
Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Раскрыть значение речи в развитии личности ребенка.
Апрель
Конкурс с родителями «Любимые дидактические игры своими руками»
Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка дидактических игр.
Май
Открытый показ НОД по развитию речи.
«Пришла весна!»
В течение года
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
Самореализация
Сентябрь, октябрь
Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе Вераксе " От рождения до школы"
Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация»
Ноябрь
Сбор материала для педагогической копилки, изготовление методического пособия по развитию речи.
Участие в семинаре – практикуме «Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса»
Папка- копилка, сайт воспитателя.
Декабрь
Участие в педагогическом квесте «Интересные формы работы с детьми по речевому развитию»
Повышение профессионализма по развитию речи.
Январь
Посещение открытых занятий у воспитателей своего сада и района, посещение педсоветов, семинаров, конференций.
Метод. объединения; просмотр занятий в сети интернет; просмотр вебинаров.
Февраль
Показ открытого занятия для педагогов по развитию речи (рассказывание по картине) «Кукла Таня не боится мороза»
Март
Изучение дидактического пособия «Развивающие игры для детей 2-7 лет. (Е. Н. Михина).
Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка.
Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Апрель
Подготовка материала к публикации в печатных изданиях.
Распространение опыта работы по теме самообразования.
Май
Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию речи. Отчёт о проделанной работе.
Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация»
Подготовленная картотека дидактических игр.
Заключение: Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствует развитию речевой активности детей. необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности- попытка учить детей светло. радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.
Список литературы
1. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.
2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2013 г.
3. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2013г.
4. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.
5. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г
6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-7 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
7. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» -М:Школьная Пресса. 2013г
Интернет –ресурсы.
1. Нормативная база
нормативная база, повышение квалификации
- "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов ( можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.
- Национальный проект "Образование".
1. Скоролупова О. А. Способы поддержки детской инициативы в образовательном процессе детского сада -
https://www.youtube.com/watch?v=5XdLivN4M-o
3. Скоролупова О. А. Формы организации образовательного процесса в современном детском саду: Образовательные квесты - https://www.youtube.com/watch?v=EFN295aHgZ8
4. Скоролупова О. А. Технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста - https://www.youtube.com/watch?v=V5GOTiR1lI8
5. Скоролупова О. А. Проектная деятельность в детском саду- https://www.youtube.com/watch?v=57otlCQCKjs
6. Лыкова И. А. Культурные практики - https://www.youtube.com/watch?v=9aU_MnVvh98
7. Гришаева Н. П. Методы развития детской инициативы в ДОО - https://www.youtube.com/watch?v=aM12btwLWxw
8. Бадулина О. И. Эмоциональное благополучие дошкольников в образовательном процессе - https://www.youtube.com/watch?v=AcyfDxd9Gjs
9. Тимофеева Л. Л. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста - https://www.youtube.com/watch?v=iM8ZExAqoXI
10. Глушкова Г. В. Активные формы взаимодействия семьи и педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО - https://www.youtube.com/watch?v=o3qQJRhOVZc
Периодические издания:
1. И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
2. В. Гербова. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
3. О. С. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г.
4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г