Папки-передвижки

План по самообразованию «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Юлия Цвет
План по самообразованию «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №37 «Колобок».

План по самообразованию педагога

Рябовой Юлии Васильевны

Стаж работы: 4 года

Тема: Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр

Возрастная группа : средняя

На 2019- 2020 год

Архангельск

2019-2020 год

Публикация «План по самообразованию „Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр“» размещена в разделах

Тема: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Актуальность данной темы

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.

В качестве приоритетов определяются такие задачи как:

- развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи;

- развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился.

Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии речи детей через дидактические игры и пособия.

Задачи:

1. Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр».

2. Интегрировать дидактические игры в речевой деятельности детей.

3. Способствовать активному взаимодействию с родителями воспитанников.

4. Провести анкетирование родителей по данной теме.

5. Составить картотеку дидактических игр.

6. Обобщить и распространить собственный педагогический опыт.

Ожидаемые результаты:

1. Систематизация материала по развитию речи средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.

2. Оптимизировано применение технологий в образовательном процессе.

3. При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.

4. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития речи детей.

5. Пополнение методической копилки дидактическими играми.

6. Обогащение опыта по проблемной тематике.

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

- Дети:

- специальные занятия по развитию речи,

- дидактические игры на развитие фонематического строя речи,

- дидактические игры на развитие грамматического строя речи,

- дидактические игры на развитие связной речи,

- дидактические игры на развитие монологической речи,

-дидактические игры на развитие диалогической речи,

-дидактические игры по методике ТРИЗ.

Методы работы:

- словесные

-наглядные

- практические

-игровые

Принципы:

- принцип дифференцированного подхода

- принцип учета интересов всех участников педагогического процесса;

- принцип сотрудничества между воспитателями, детьми и родителями;

-принцип комплексного подхода к организации коррекционно - педагогического процесса.

План работы

1. Знакомство с новыми педагогическими технологиями 2. Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных.

3. Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования, изучение статей в журналах.

4. Подготовка и оформление картотеки.

Через предметные издания и Интернет- ресурс.

Журналы: " Воспитатель ДОУ", " Дошкольное воспитание", " Ребенок в детском саду", " Обруч "

Работа с детьми

Сентябрь

1. Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка.

2. Использование тематических комплексов направленных на развитие речи и мелкой моторики.

3. Использование настольно -печатных игр на занятиях и в свободной игровой деятельности.

Через предметные издания и Интернет- ресурс.

Октябрь

Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи

«Испорченный телефон»

«Светофор»

«Повтори»

Поймай звук»

«Поиграем в сказку»

Ноябрь

Картотека дидактических игр на развитие лексической стороны речи (формирование словаря).

«Вершки-корешки»

«Фрукты и овощи»

«Новоселье»

«В мире растений»

Декабрь

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

Январь

Картотека дидактических игр на развитие грамматического строя речи.

«Живые слова»

«Дополни предложение»

«Размытое письмо»

«Придумай предложение»

«Доскажи словечко»

Февраль

Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи».

Использование приемов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

«Где начало рассказа»

«Кто больше заметит небылиц»

«Найди картинке место»

«Исправь ошибку»

«Отгадай-ка»

Март

Картотека дидактических игр и упражнения на развитие монологической речи».

«Мишкины картинки»

«Нарисуем портрет»

«Магазин игрушек»

«Выбери начало»

«Составляем разные рассказы»

«Сочиняем сказку»

Апрель

Дидактические игры и упражнения на развитие диалогической речи».

«Когда можно и нужно звонить?»

«Ведение диалога по телефону»

«Передай письмо»

«Волшебный ключ»

Май

Дидактические игры по методике ТРИЗ.

«Фантазия»

«Маша-растеряша»

«Угадай, что я загадала»

«Черное-белое»

Работа с семьей.

Сентябрь

Анкетирование родителей

Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи дошкольников.

Октябрь

- Составление папок-передвижек и консультаций " Простые советы по развитию речи"

- Оформление речевого уголка, совместное составление картотеки дидактических игр по сенсорике.

Ноябрь

Консультация «Методика организации и руководство дидактическими играми»

Помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр и раскрыть их значение в обучении в семье.

Декабрь

Составление картотеки дидактических игр на развитие лексической и фонематической стороны речи.

Обучение родителей дидактическим играм в домашних условиях.

Январь

Изготовление папки-передвижки «Как наше слово отзовется»

- пополнение библиотеки народными сказками с иллюстрациями разных художников.

Привлечение родителей к работе по развитию речи детей.

Февраль

- Консультация «Речь и весёлый мяч»

- Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы.

Обучение родителей приёмам развития речи в игровой форме.

Март

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Раскрыть значение речи в развитии личности ребенка.

Апрель

Конкурс с родителями «Любимые дидактические игры своими руками»

Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка дидактических игр.

Май

Открытый показ НОД по развитию речи.

«Пришла весна!»

В течение года

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Самореализация

Сентябрь, октябрь

Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе Вераксе " От рождения до школы"

Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация»

Ноябрь

Сбор материала для педагогической копилки, изготовление методического пособия по развитию речи.

Участие в семинаре – практикуме «Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса»

Папка- копилка, сайт воспитателя.

Декабрь

Участие в педагогическом квесте «Интересные формы работы с детьми по речевому развитию»

Повышение профессионализма по развитию речи.

Январь

Посещение открытых занятий у воспитателей своего сада и района, посещение педсоветов, семинаров, конференций.

Метод. объединения; просмотр занятий в сети интернет; просмотр вебинаров.

Февраль

Показ открытого занятия для педагогов по развитию речи (рассказывание по картине) «Кукла Таня не боится мороза»

Март

Изучение дидактического пособия «Развивающие игры для детей 2-7 лет. (Е. Н. Михина).

Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка.

Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Апрель

Подготовка материала к публикации в печатных изданиях.

Распространение опыта работы по теме самообразования.

Май

Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию речи. Отчёт о проделанной работе.

Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация»

Подготовленная картотека дидактических игр.

Заключение: Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствует развитию речевой активности детей. необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности- попытка учить детей светло. радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.

Список литературы

1. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.

2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2013 г.

3. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2013г.

4. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» : Дрофа. -2013 г.

5. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г

6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-7 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.

7. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» :Школьная Пресса. 2013г

Интернет –ресурсы.

1. Нормативная база

нормативная база, повышение квалификации

- "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов ( можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.

- Национальный проект "Образование".

1. Скоролупова О. А. Способы поддержки детской инициативы в образовательном процессе детского сада -

https://www.youtube.com/watch?v=5XdLivN4M-o

3. Скоролупова О. А. Формы организации образовательного процесса в современном детском саду: Образовательные квесты - https://www.youtube.com/watch?v=EFN295aHgZ8

4. Скоролупова О. А. Технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста - https://www.youtube.com/watch?v=V5GOTiR1lI8

5. Скоролупова О. А. Проектная деятельность в детском саду- https://www.youtube.com/watch?v=57otlCQCKjs

6. Лыкова И. А. Культурные практики - https://www.youtube.com/watch?v=9aU_MnVvh98

7. Гришаева Н. П. Методы развития детской инициативы в ДОО - https://www.youtube.com/watch?v=aM12btwLWxw

8. Бадулина О. И. Эмоциональное благополучие дошкольников в образовательном процессе - https://www.youtube.com/watch?v=AcyfDxd9Gjs

9. Тимофеева Л. Л. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста - https://www.youtube.com/watch?v=iM8ZExAqoXI

10. Глушкова Г. В. Активные формы взаимодействия семьи и педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО - https://www.youtube.com/watch?v=o3qQJRhOVZc

Периодические издания:

1. И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.

2. В. Гербова. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.

3. О. С. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г.

4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Отчет по самообразованию тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры». Целью нашей работы по.

План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности»План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности» План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей через синтез искусств и проектную деятельность» Актуальность: Третья.

План по самообразованию музыкального руководителя «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств« План по самообразованию музыкального руководителя «Художественно-эстетическое развитие детей через синтез искусств и проектную деятельность»Цель.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Дидактическая игра является одним из методов развития познавательного интереса детей дошкольного возраста к различным видам деятельности.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»
Опубликовано: 19 июня 2024 в 22:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Цвет в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД