Лучший педагог года

План по самообразованию «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Юлия Цвет
План по самообразованию «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №37 «Колобок».

План по самообразованию педагога

Рябовой Юлии Васильевны

Стаж работы: 4 года

Тема: Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр

Возрастная группа : средняя

На 2019- 2020 год

Архангельск

2019-2020 год

Публикация «План по самообразованию „Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр“» размещена в разделах

Тема: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Актуальность данной темы

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.

В качестве приоритетов определяются такие задачи как:

- развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи;

- развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился.

Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии речи детей через дидактические игры и пособия.

Задачи:

1. Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр».

2. Интегрировать дидактические игры в речевой деятельности детей.

3. Способствовать активному взаимодействию с родителями воспитанников.

4. Провести анкетирование родителей по данной теме.

5. Составить картотеку дидактических игр.

6. Обобщить и распространить собственный педагогический опыт.

Ожидаемые результаты:

1. Систематизация материала по развитию речи средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.

2. Оптимизировано применение технологий в образовательном процессе.

3. При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.

4. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития речи детей.

5. Пополнение методической копилки дидактическими играми.

6. Обогащение опыта по проблемной тематике.

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

- Дети:

- специальные занятия по развитию речи,

- дидактические игры на развитие фонематического строя речи,

- дидактические игры на развитие грамматического строя речи,

- дидактические игры на развитие связной речи,

- дидактические игры на развитие монологической речи,

-дидактические игры на развитие диалогической речи,

-дидактические игры по методике ТРИЗ.

Методы работы:

- словесные

-наглядные

- практические

-игровые

Принципы:

- принцип дифференцированного подхода

- принцип учета интересов всех участников педагогического процесса;

- принцип сотрудничества между воспитателями, детьми и родителями;

-принцип комплексного подхода к организации коррекционно - педагогического процесса.

План работы

1. Знакомство с новыми педагогическими технологиями 2. Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных.

3. Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования, изучение статей в журналах.

4. Подготовка и оформление картотеки.

Через предметные издания и Интернет- ресурс.

Журналы: " Воспитатель ДОУ", " Дошкольное воспитание", " Ребенок в детском саду", " Обруч "

Работа с детьми

Сентябрь

1. Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка.

2. Использование тематических комплексов направленных на развитие речи и мелкой моторики.

3. Использование настольно -печатных игр на занятиях и в свободной игровой деятельности.

Через предметные издания и Интернет- ресурс.

Октябрь

Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи

«Испорченный телефон»

«Светофор»

«Повтори»

Поймай звук»

«Поиграем в сказку»

Ноябрь

Картотека дидактических игр на развитие лексической стороны речи (формирование словаря).

«Вершки-корешки»

«Фрукты и овощи»

«Новоселье»

«В мире растений»

Декабрь

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

Январь

Картотека дидактических игр на развитие грамматического строя речи.

«Живые слова»

«Дополни предложение»

«Размытое письмо»

«Придумай предложение»

«Доскажи словечко»

Февраль

Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи».

Использование приемов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

«Где начало рассказа»

«Кто больше заметит небылиц»

«Найди картинке место»

«Исправь ошибку»

«Отгадай-ка»

Март

Картотека дидактических игр и упражнения на развитие монологической речи».

«Мишкины картинки»

«Нарисуем портрет»

«Магазин игрушек»

«Выбери начало»

«Составляем разные рассказы»

«Сочиняем сказку»

Апрель

Дидактические игры и упражнения на развитие диалогической речи».

«Когда можно и нужно звонить?»

«Ведение диалога по телефону»

«Передай письмо»

«Волшебный ключ»

Май

Дидактические игры по методике ТРИЗ.

«Фантазия»

«Маша-растеряша»

«Угадай, что я загадала»

«Черное-белое»

Работа с семьей.

Сентябрь

Анкетирование родителей

Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи дошкольников.

Октябрь

- Составление папок-передвижек и консультаций " Простые советы по развитию речи"

- Оформление речевого уголка, совместное составление картотеки дидактических игр по сенсорике.

Ноябрь

Консультация «Методика организации и руководство дидактическими играми»

Помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр и раскрыть их значение в обучении в семье.

Декабрь

Составление картотеки дидактических игр на развитие лексической и фонематической стороны речи.

Обучение родителей дидактическим играм в домашних условиях.

Январь

Изготовление папки-передвижки «Как наше слово отзовется»

- пополнение библиотеки народными сказками с иллюстрациями разных художников.

Привлечение родителей к работе по развитию речи детей.

Февраль

- Консультация «Речь и весёлый мяч»

- Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы.

Обучение родителей приёмам развития речи в игровой форме.

Март

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Раскрыть значение речи в развитии личности ребенка.

Апрель

Конкурс с родителями «Любимые дидактические игры своими руками»

Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка дидактических игр.

Май

Открытый показ НОД по развитию речи.

«Пришла весна!»

В течение года

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Самореализация

Сентябрь, октябрь

Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе Вераксе " От рождения до школы"

Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация»

Ноябрь

Сбор материала для педагогической копилки, изготовление методического пособия по развитию речи.

Участие в семинаре – практикуме «Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса»

Папка- копилка, сайт воспитателя.

Декабрь

Участие в педагогическом квесте «Интересные формы работы с детьми по речевому развитию»

Повышение профессионализма по развитию речи.

Январь

Посещение открытых занятий у воспитателей своего сада и района, посещение педсоветов, семинаров, конференций.

Метод. объединения; просмотр занятий в сети интернет; просмотр вебинаров.

Февраль

Показ открытого занятия для педагогов по развитию речи (рассказывание по картине) «Кукла Таня не боится мороза»

Март

Изучение дидактического пособия «Развивающие игры для детей 2-7 лет. (Е. Н. Михина).

Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка.

Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Апрель

Подготовка материала к публикации в печатных изданиях.

Распространение опыта работы по теме самообразования.

Май

Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию речи. Отчёт о проделанной работе.

Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация»

Подготовленная картотека дидактических игр.

Заключение: Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствует развитию речевой активности детей. необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности- попытка учить детей светло. радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.

Список литературы

1. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.

2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2013 г.

3. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2013г.

4. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» : Дрофа. -2013 г.

5. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г

6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-7 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.

7. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» :Школьная Пресса. 2013г

Интернет –ресурсы.

1. Нормативная база

нормативная база, повышение квалификации

- "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов ( можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.

- Национальный проект "Образование".

1. Скоролупова О. А. Способы поддержки детской инициативы в образовательном процессе детского сада -

https://www.youtube.com/watch?v=5XdLivN4M-o

3. Скоролупова О. А. Формы организации образовательного процесса в современном детском саду: Образовательные квесты - https://www.youtube.com/watch?v=EFN295aHgZ8

4. Скоролупова О. А. Технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста - https://www.youtube.com/watch?v=V5GOTiR1lI8

5. Скоролупова О. А. Проектная деятельность в детском саду- https://www.youtube.com/watch?v=57otlCQCKjs

6. Лыкова И. А. Культурные практики - https://www.youtube.com/watch?v=9aU_MnVvh98

7. Гришаева Н. П. Методы развития детской инициативы в ДОО - https://www.youtube.com/watch?v=aM12btwLWxw

8. Бадулина О. И. Эмоциональное благополучие дошкольников в образовательном процессе - https://www.youtube.com/watch?v=AcyfDxd9Gjs

9. Тимофеева Л. Л. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста - https://www.youtube.com/watch?v=iM8ZExAqoXI

10. Глушкова Г. В. Активные формы взаимодействия семьи и педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО - https://www.youtube.com/watch?v=o3qQJRhOVZc

Периодические издания:

1. И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.

2. В. Гербова. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.

3. О. С. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г.

4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Отчет по самообразованию тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры». Целью нашей работы по.

План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности»План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности» План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей через синтез искусств и проектную деятельность» Актуальность: Третья.

План по самообразованию музыкального руководителя «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств« План по самообразованию музыкального руководителя «Художественно-эстетическое развитие детей через синтез искусств и проектную деятельность»Цель.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Дидактическая игра является одним из методов развития познавательного интереса детей дошкольного возраста к различным видам деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»
Опубликовано: 19 июня 2024 в 22:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Цвет в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...

17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД