Анастасия Гришина
План по самообразованию «Экологическое воспитание детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию по теме : «Экологическое воспитание детей младшего возраста».
Актуальность выбранной темы
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план потому что деятельность человека в природе, часто бывает безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Публикация «План по самообразованию „Экологическое воспитание детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сегодня дошкольное образование, направленно в будущее и поэтому экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.
Экологическое воспитание должно начинаться с первых дней поступления ребенка в детский сад. Эта та образовательная область, которая способна объединить разные сферы воспитательно-образовательной деятельности вокруг темы познания ребенком окружающего мира. Системная работа позволяет формировать не только знания, но и экологическую культуру дошкольников. Для детей раннего возраста особенно важен комплексный подход, который может дать возможность малышу многократно в разных видах деятельности повторить изучаемый материал, закрепить его в практической деятельности.
В раннем дошкольном возрасте закладываются основы взаимодействия с природой. Именно на этапе ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому экологическое воспитание детей младшего школьного возраста надо начинать со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Важно заинтересовать ребёнка, что бы у него появилось желание участвовать в исследованиях, выполнять различные задания. Именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, начинает задавать массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания. Любовь к природе и бережное к ней отношения у ребё нка формируется когда он видит каждый день пример со стороны взрослых: воспитателей и родителей.
Цель самообразования :
Изучение особенностей экологического воспитания детей раннего возраста. Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в свою работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей. А также, формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать начальные экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну).
Задачи самообразования :
Изучение учебной, справочной научно – методической литературы. Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование. Создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с младшими дошкольниками. Формировать начальные экологические знания, умения и навыки воспитанников.
Ожидаемый результат:
- Дети проявляют любопытство и активный интерес к познавательно исследовательской деятельности, объектам и явлениям природы.
- Имеют первичные представления об экологических понятиях соответственно возраста (сезонные изменения в природе, животный и растительный мир, объекты неживой природы др.).
План работы с детьми.
Образовательная деятельность по экологическому воспитанию :
Игровая деятельность (сюжетно - ролевые, дидактические)
Опытно исследовательская деятельность
Разучивание песен и небольших стихов.
Просмотр экологических спектаклей.
Досуги и экологические праздники :
День птиц (1 апреля)
День посадки деревьев (13 мая)
Проведения сезонных выставок и поделок из природного материала.
Участие в экологических акциях :
«Синичкин день», «Покормите птиц зимой», «Каждой пичужке по кормушке», «Каждому скворцу по дворцу».
Беседы по теме: «Овощи и фрукты полезные продукты», «Синичкин день»
«Покормите птиц зимой», «Что страшней голод или холод?», «Мы друзья природы», «Поможем природе».
Проекты: огород на подоконнике.
Чтение сказок, пословиц и стихотворений согласно программному содержанию и связанных с экологией.
Работа с родителями: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей через совместную работу: воспитатель – родитель – ребёнок. Через участие в экологических праздниках и акциях, и совместная работа над поделками из природного материала.
Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь
Осень – период сбора урожая
1. Наблюдение за комнатными растениями.
Цель: учить различать растения, закреплять знания об их строении, учить ухаживать за ними (правильно держать лейку, направлять струю воды, удалять пыль с растений). Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.
2. Игра «У бабушки в гостях». Знакомство с овощами.
Цель: учить различать овощи - репу, морковь, свеклу, картофель, помидор, огурец, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса. Развивать сенсорные ощущения детей. Воспитывать любовь к природе.
3. Рисование «Дорисуй морковку»
Цель: через рисование формировать интерес к окружающей природе, учить детей рисовать мелками; формировать интерес к рисованию; развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к природе.
4. Лепка «Огород»
Цель занятия. Через занятия лепкой формировать интерес к окружающей природе. Учить детей вдавливать в основу из пластинчатого материала; формировать интерес к работе с пластилином; учить располагать детали на картоне рядом на ровном расстоянии друг от друга; развивать мелкую моторику.
5. Аппликация на скотч. «Что собрали в огороде».
Программное содержание: побуждать детей выполнять элементарные работы в технике аппликации на скотч, вызывать интерес заниматься изобразительной деятельностью, воспитывать аккуратность в процессе совместной деятельности.
Консультация: «Воспитание экологической культуры детей раннего возраста».
Организация совместной (родителя и ребёнка) выставки поделок из природных материалов. На тему: «Богатая осень урожаями»
Октябрь
Труд человека в природе
1. Наблюдение за комнатными растениями.
Цель: учить среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растений (листья, цветы). Продолжать учить правильно держать лейку, направлять струю воды.
2. Опытно – исследовательская деятельность «Какой водой мы поливаем растения: теплой или холодной?»
3. Наблюдение за изменениями в природе: листопадом. Обратить внимание детей, что на дорожках листья. Беседа на тему: «Кто дорожки нам подметает?». Знакомство с профессией дворник.
4. Лепка. «Дорожка с камушками» учить детей вдавливать в основу из пластилина материал; формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику. Формировать интерес к окружающей природе. Вспомнить про листопад, как явлении в природе. Что листья так же падают на дорожку.
5. Подвижная игра: «Мы дорожки уберем, мы листочки соберём».
Цель: закрепить знания об осенних изменениях в природе, о листопаде, профессии «дворник». Консультация на тему «Уголок природы в экологическом воспитании дошкольника».
Папка-передвижка
Экологическое воспитание детей в семье.
Ноябрь
Птицы
1. Наблюдение за птицами «Кто прилетает на кормушку?»
Цель: познакомить с птицами, которые прилетают на кормушку. Вызвать интерес к поведению птиц, привлекать к подкормке зимующих птиц.
2. Лепка: «Покормим птичек»
Цель занятия: закрепить знания о том что едят птички. Продолжать учить отщипывать маленькие пластилина от большого куска; формировать интерес к работе с пластичным материалом; развивать мелкую моторику.
3. Рисование «Рябинка»
Цель занятия. Формировать интерес к окружающей природе. Закрепить знания о том что птички едят рябину. Учить детей правильно держать в руке фломастер (или карандаш); формировать навык рисование кругов небольшого диаметра; учить располагать круги заданным образом в соответствии с рисунком – основой.
4. Наблюдение на прогулке: за тем как воспитатель кормит птиц. Цели:
прививать желание заботиться о птицах; формировать знания о повадках птиц; воспитывать любовь к природе.
Совместное участие с детьми и воспитателями в экологической акции «Синичкин день».
Размещение информации в родительском уголке: «Как правильно кормить птиц», «Что страшней для птицы: голод или холод?»
Декабрь
Звери и птицы зимой
1. Опытно – исследовательская деятельность: «Снег какой?»
2. Наблюдение на прогулке за птицами.
Цель: Формировать умение вести наблюдение за птицами, прилетающими на участок и на кормушку. Познакомиться понятием «зимующие птицы».
3. Рисование. «Зимняя полянка»
Цель занятия. Закрепить понятия о том, что зайка и лиса дикие животные живут в лесу. Воспитывать любовь к природе. Познакомить детей с новой техникой рисования – рисованием пальцами; формировать интерес и положительное отношения к рисованию.
4. Игра – драматизация «Путешествие в зимний лес».
Цель: об обитателях зимнего леса: птиц и зверей.
Совместное изготовление родителями вместе с детьми кормушки.
Выставка фотографий семейного досуга: «Покормим вместе птичек мы!»
Новый год
1. Наблюдение «Рассмотрим нашу елочку» Цель: познакомить с елкой (зеленая, колючая, есть иголки) учить любоваться елью.
2. Наблюдение «Наша елочка живая»
Цель: воспитывать бережное отношение к живому дереву, желание помогать ему
(стряхивать снег с веток, не ломать ветки)
3. Лепка. «Наряжаем ёлку!»
Цель занятия. Закрепить знания о ё лке: зеленая, колючая, есть иголки. Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них кружочки; учить детей надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе; учить детей размазывать пластилин на основе; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
4. Аппликация из стикеров. Красивые флажки для нашей ёлочки.
Программное содержание. Побуждать детей выполнять элементарные работы в технике аппликация из стикеров, соблюдать алгоритм работы, формировать партнёрские отношения, вызывать эмоциональный настрой заниматься изобразительной деятельностью, воспитывать аккуратность в процессе совместной деятельности. Закрепить понятия о ё лке: зеленая, нарядная, есть иголки.
5. Литературное чтение. Наша ёлочка». Цель: побуждать детей выразительно воспроизводить художественные поэтические тексты. Новогодняя выставка поделок из эко материалов.
Консультация в родительском уголке: «Как знакомить малыша с природой».
Январь
Животные жарких стран и севера, их детеныши
1. Развитие речи. «Животные севера»
Цель. Дать детям представление о животных севера. Знакомство детей с некоторыми видами животных севера, формировать у детей представление об условиях жизни и месте их обитания. Активировать словарный запас по этой теме.
2. Игра «Кто на севере живет?»
Цель. Уточнить и обобщить представления детей о животных Севера.
Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мелкую и общую моторику детей.
3. Развитие речи. «Животные жарких стран». Цель. Дать представления детям о животных жарких стран (слон, жираф, лев). Учить детей внимательно рассматривать игрушки: слона, жирафа и льва, отмечать их особенности. Воспитывать любовь к животным.
4. Художественно – эстетическое развитие.
Прочтение и разбор по вопросам и сюжетной картинке стихотворения А. Барто «Слон». Обратить внимание на то что слон живет в жарких странах.
5. Рисование. «Грива льва».
Цель. Продолжать учить рисовать детей красками, используя кисти; учить рисовать в технике примакивания; формировать интерес и положительное отношения к рисованию. Закрепить знания о том, что лев – это животное жарких стран.
6. Тематическая беседа. «Почему бывает жарко?»
7. Лепка «Солнышко».
Цель занятия. Продолжать учить детей смешивать пластилин разных цветов, закреплять усвоенные навыки работы с пластичными материалами – скатывание, размазывание; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Объяснить, что в жарких странах даже зимой солнышко так «греет» что снега нет. Подборка развивающих мультиков по теме «Животные жарких стран и севера, их детеныши» для родительского уголка.
Февраль
Растём здоровыми
1. Развитие речи. «Овощи и фрукты полезные продукты».
Цель. Продолжать формировать представления об овощах и фруктах, как витаминах, полезных для здоровья. Развивать умение употреблять в речи названия овощей и фруктов
2. Лепка. Румяные яблочки.
Цель занятия: закреплять умение детей скатывать пластилиновых шариков; учить смешивать пластилин разных цветов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
3. Занятие по сенсорному развитию. Определи по запаху. Цель занятия. Развитие обоняния – восприятие и различение на запах фруктов, овощей, ягод и зелени с характерным запахом.
4. Опытно – исследовательская деятельность: «Огород на подоконнике». Цель: уточнить представление о репчатом луке, как овоще, полезном для здоровья. Сообщить, что из него можно растить зеленый лук. Учить сажать луковицы в землю и в воду. Познакомить с те, что для роста зелени нужна вода.
5. Наблюдение за ростом лука
Цель: ежедневно отмечать изменения: появились корни – ими луковица пьет воду, появилась зелень, она растет, потому что в группе тепло и есть вода. Консультация в родительском уголке: «Кризис трёх лет».
Консультация в родительском уголке: «Правильное питания дошкольника – залог здоровья на всю жизнь!»
Привлечение родителей к участию в проекте: «Огород на подоконнике».
Март
Животные и птицы весной
1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Обратить внимание о то что птички стали «веселее петь».
2. Опытно – исследовательская деятельность: «Что произойдёт если растает снег?»
3. Развитие речи. Таня и голуби.
Программное содержание. Побуждать детей воспринимать сюжет картины, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию, повторяя отдельные слова и простые фразы. Формировать способность к обобщению путём упражнения детей в подборке к глаголам соответствующих существительных.
3. Окружающей мир. Что весна нам принесла. Совершенствовать навык наблюдения, выделять основные приметы весны: светит ярче солнце, снег тает, птицы щебечут, чирикают. Развивать зрительное восприятие и воспитывать эстетическое чувства и любви к окружающей природе.
4. Рисование «Утята на прогулке». Продолжать учить детей рисовать в технике штамповки; сенсорное развитие - уточнять и закреплять знания цветов и форм; учить ориентироваться на листе бумаги, располагать отпечатки определённым образом относительно друг друга; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Организация совместной выставки рисунков родителей и детей «Весна красна пришла»
Консультация для родителей
«В мире животных весной».
Апрель
Земля наш общий дом
1. Окружающий мир. «Смотрит солнышко в окошко».
Программное содержание. Формирование представлений о растительном мире и условиях для их роста: деревья, цветы, трава; цветовой гамме: зелёный, красный жёлтый. Развивать мелкую моторику. Воспитывать эстетическое чувство любви к окружающей природе. Консультация в родительском уголке: «Сбережем нашу планету для будущего»
Организация фотовыставки: «Наш семейный отдых в парке!»
Привлечь к участию в акции родителей «Очистим мир».
Май
Насекомые
1. Наблюдение на прогулке за насекомыми.
Цель: формировать реалистические представления о природе. Закрепить желание наблюдать за насекомыми. Формировать представление о насекомых (маленькие, у них много лапок, у некоторых есть крылья, насекомые ползают, летают). Учить различать насекомых и называть некоторых из них. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
2. Лепка. Бабочка - красавица.
Цель. Закрепить знания детей о том что бабочка – это насекомое. Закрепить навыки работы с пластичными материалами – ощипывание, размазывание, смешивание, скатывание маленьких пластиковых шариков (двумя пальцами); освоить новый приём плоскостной лепки – «раскрашивание» контурной картинки при помощи пластилина; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
3. Рисование. Жук.
Цель занятия. Закрепить знания детей о том что жук – это насекомое. Закрепить умение детей пользоваться кисточками и краской, закрепить навыки детей в технике до рисовывания деталей; учить правильно располагать изображение на листе, не выходить за края; формирование интереса и положительного отношения к рисованию. Консультация в родительском уголке: «Что делать если ребёнка укусила пчела?»