Светлана Ильина
План самообразования «Коррекция нарушений фонематического восприятия у детей с ФФНР через использование игровых технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
«Коррекция нарушений фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи через использование игровых технологий»
Актуальность.
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с речевыми расстройствами, в том числе и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Особую остроту эта проблема приобретает для детей и их родителей к старшему дошкольному возрасту детей. Все родители хотят, чтобы ребёнок хорошо учился в школе и при этом не испытывал трудности при обучении письму. Но если у ребёнка нарушен или недостаточно сформированы фонематический слух, фонематическое восприятие, это может помешать овладению процессами чтения и письма. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки устной речи перейдут в письменную. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четкое представление о звуковом составе слова, научить умению анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков. Вот почему так важна роль фонематического слуха.
Публикация «План самообразования „Коррекция нарушений фонематического восприятия у детей с ФФНР через использование игровых технологий“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие фонематического слуха
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи. Дети могут испытывать трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Чем раньше начата логопедическая работа по коррекции и развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребёнка, тем грамотнее ребенок будет писать и читать.
Цель: повысить эффективность работы над речевым развитием детей путем коррекции фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематического недоразвития речи с использованием игровых технологий.
Задачи:
• Повышать собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования, обзор информации в интернет ресурсах по изучаемой теме.
• Разработать перспективный план работы с детьми.
• Подготовить мониторинг логопедического обследования на начало и конец учебного года.
• Поиск и подбор наиболее интересных детям игр для повышения мотивации на занятиях
• Исследовать состояние фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
• Помогать педагогам ДОУ повышать уровень компетенции в области речевого развития детей.
• Активно привлекать родителей к работе над речевым развитием детей : консультировать, давать домашние задания и рекомендации
• Разрабатывать и использовать дидактический материал для формирования и развития фонематического слуха и восприятия в речи детей и экспериментально проверить его эффективность.
• При помощи дидактических игр вызвать интерес к логопедической работе.
Предполагаемый результат:
• повышение интереса к учебному материалу на логопедических занятиях;
• развитие навыков самостоятельной работы и самоконтроля;
• повышение эффективности работы над звукопроизношением
• развитие внимания, слухоречевой памяти, познавательной активности;
Месяц Формы работы
С детьми С педагогами Самообразование С родителями
Сентябрь логопедическое обследование
Словесные игры для детей - Подготовить мониторинг логопедического обследования на начало учебного года;
-разработать календарный, перспективные планы коррекционной работы;
-составить комплекс упражнений, дидактических игр и материала;
-изучение методической литературы Выступление на родительском собрании.
Знакомство родителей с результатами диагностики: раскрываются основные отклонения в речевом развитии, причины их возникновения.
Октябрь Подгрупповые и индивидуальные занятия в соответствии с календарным планом работы Развитие неречевого и речевого слуха.
Игры, направленные на развитие звукового анализа и синтеза
Ноябрь Консультации для родителей по запросу, домашние задание для выполнения детьми совместно с родителями
Декабрь - изучение методической литературы
- участие в вебинарах и конкурсах на https://www.defectologiya.pro
https://logopedprofiportal.ru
- разработка и изготовление дидактических игр для работы над фонематическим восприятием
- разработка игр для работы над фонематическим восприятием с использованием ИКТ технологий (презентации в PowerPoint)
Январь
Февраль Подготовить (провести) консультацию для педагогов по теме: «Формирование фонематического слуха и восприятия в речи у детей дошкольного возраста»
Март
Апрель
Май логопедическое обследование
Подготовить мониторинг логопедического обследования на конец учебного года.
Выступление на родительском собрании.
Консультация для родителей:
«Чем и как развивать речь ребёнка летом»
Автоматизация поставленных звуков
• развитие произвольной регуляции деятельности учащихся: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков;
• подготовка к освоению школьной программы и развития навыков письменной речи в будущем.
Список литературы:
1. Александрова Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников / Т. В. Александрова. – СПб. : Детство-пресс, 2005. – 48 с.
2. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Н. В. Дурова. – М. : Мозаика-Синтез, – 112 с.
3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. - М. : Гном
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (6-й год жизни, Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. - М. : МГОПИ, 1993
5. Филичёва Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М. : 1987
6. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - Изд. 2-е -Ростов р/ Д: Феникс, 2022. - 54 с. ил. - (логопедическая школа Ткаченко).
7. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.
8. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
9. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. - М. : ВЛАДОС, 1994 – 344с.