Ерошкина Татьяна
План по самообразованию «Обучение грамоте детей с ОНР через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №99 комбинированного вида» г. Саранск
ПЛАН УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Ерошкина Татьяна Федоровна___ ___
(ФИО)
___ __ учитель – логопед___ ___ ___
(должность)
«Обучение грамоте детей с ОНР через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала»
(название темы)
___2019___
Темочки:
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Обучение грамоте. Конспекты
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
(начало изучения темы)
___2024___
(окончание изучения темы)
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
«Сделать серьёзное занятие для
ребёнка занимательным – вот задача
первоначального обучения»
К. Ушинский
1. ФИО педагога – Ерошкина Татьяна Федоровна
2. Образование – высшее педагогическое
3. Тема самообразования : «Обучение грамоте детей с ОНР через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала»
4. Работа начата – сентябрь 2019 года
5. Предполагается закончить – май 2024 года
6. Актуальность:
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду : развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.
В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы остается актуальным и важным.
7. Цель – повышение своего теоретического мастерства, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности, углубление знаний по методике обучения грамоте, изготовление дидактического материала, создание рабочей учебной программы
8. Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний;
2. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблеме обучения грамоте детей с ОНР дошкольного возраста;
3. Изучить способы, методы и приёмы обучение грамоте детей;
4. Обобщить и создать собственную картотеку игр и наглядный материал по обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР;
5. Внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методы и приемы работы по изучаемой теме;
6. Планомерно и систематически совершенствовать методы коррекционно-развивающего логопедического воздействия;
7. Создать рабочую учебную программу;
8. Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;
9. Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;
10. Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме
9. Предполагаемый результат: разработка методических рекомендаций, наглядного материала, игр, создание рабочей учебной программы по данной теме
10. Форма самообразования : консультации на данную тему, мастер-классы, обмен опытом с педагогами, семинары
11. Источники самообразования : интернет, методическая литература, журналы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.
12. Итог: обобщение опыта работы по данной теме, создание рабочей учебной программы.
1. Содержание программы самообразования
Основные этапы деятельности
1 этап – Организационный (1.09.2019 – 31.08.2020)
Цель: Определить проблему исследования, изучить состояние ее разработанности в научно – методической литературе.
Основные задачи:
1. Определить методические предпосылки, цели, задачи программы, сформировать гипотезу, разработать методику программы.
2. Составить план опытно – экспериментальной работы, выделить основные этапы обучения грамоте.
3. Изучить состояние ресурсов в МДОУ: материально – технических, кадровых, нормативно – правовых.
II Этап – Практический (1.09.2020 – 31.08.2023)
Цель: Последовательная реализация деятельности по самообразованию в естественных условиях МДОУ.
Основные задачи:
1. 1. Изучить начальное состояние пед. процесса, отобрать наиболее адекватные методики.
2. 2. Выполнить анализ и обработку материалов исследования.
3. 3. Внести корректировки и внедрить в практику результаты исследования.
III – Обобщающий (1.09.2023 – 31.05.2024)
Цель: Изучить результаты практического этапа и произвести обработку полученных материалов.
Основные задачи:
1. Определить эффективность организации процесса обучения грамоте детей дошкольного возраста с ОНР
2. Выполнить анализ материалов и соотнести результаты с поставленными целями, задачами.
1. 3. Произвести описание результатов и сформировать основные выводы.
2. 4. Обобщить и тиражировать положительный опыт, результатов деятельности в рамках реализации программы.
План работы
№
п\п Форма работы
Срок
Ожидаемый результат
1 1 этап – Организационный:
- Изучение научно-методической литературы по заданной тематике;
- - Посещение семинаров, лекций, изучение научно-методической литературы, детальное ознакомление с вопросом, осуществление проблемно-ориентированного анализа полученных данных;
- Определить методические предпосылки, цели, задачи программы;
- Сформировать гипотезу, разработать методику программы;
- Составить план опытно – экспериментальной работы, выделить основные этапы обучения грамоте;
- Изучить состояние ресурсов в МДОУ: материально – технических, нормативно – правовых;
- Подготовить консультации для воспитателей и родителей.
1.09.2019 – 31.08.2020
Знания, полученные из литературы помогут расширить опыт и применить его на практике
Повышение компетентности воспитателей и родителей по данной проблеме
2 II Этап – Практический:
- Внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методы и приемы работы по изучаемой теме;
- Создать рабочую учебную программу;
- Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;
- Подготовить и провести консультации мастер- классы для педагогов и родителей;
- Планомерно и систематически совершенствовать методы коррекционно-развивающего логопедического воздействия.
- Обобщить и создать собственную картотеку игр и наглядный материал по обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР:
• Подбор и изготовление картотеки дидактических игр и наглядного материала по обучению грамоте;
• Изготовление дидактического материала «Звуковые домики», «Найди место звука в слове», «Схемы слов» и т. д. ;
• Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой. Оформление картотеки с пальчиковыми играми;
• Пополнение коллекции обводок и штриховок;
• Изготовление дидактических игр: «Слоговые таблицы», «Составь слово», «Слоговой паровоз» и т. д. ;
• Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками;
1.09.2020 – 31.08.2023
Повышение усвоения материала по обучению грамоте
Повышение мотивации к занятию
Повышение компетентности воспитателей и родителей по данной проблеме
3. III – Обобщающий:
- Изучить результаты практического этапа и произвести обработку полученных материалов;
- Представить опыт работы- доклад на педсовете, выступления на родительском собрании разработка конспектов;
- Проведение мастер – классов:
• Мастер-класс для родителей «Дидактические игры и пособия по обучению грамоте»;
• Мастер-класс для воспитателей «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте»;
- Составить отчет о проделанной работе.
1.09.2023 – 31.05.2024
Повышение своего теоретического мастерства, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности, углубление знаний по методике обучения грамоте, изготовление дидактического материала, создание рабочей учебной программы.