АФАНАСЬЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать
Воспитатель :
Афанасьева Т. Н.
Тема самообразования
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» на 2023-2024гг.
Актуальность:
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя, многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Публикация «План по самообразованию „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениям и болеть ее горестями?
Судьбы Родины в руках человека. Родина, такова какой мы ее сами сделаем. Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах и на благо семьи, детского сада, родного поселка, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Но невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.
Цель: Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Знакомить детей с краем, в котором они живут;
• знакомить детей с символами родного края (герб, флаг).
• продолжать воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку, краю;
• продолжать формировать бережное отношение к природе и всему живому;
• продолжать развивать интерес к русским традициям и промыслам;
• формировать благожелательные взаимоотношения в группе, межличностные отношения;
• формировать умение оценивать свои поступки и поступки других.
Ожидаемый результат:
У детей сформируются:
- представления о крае, в котором они живут, о традициях родного края;
- представления о флаге и гербе родного края;
- межличностные отношения;
- умение оценивать свои поступки и поступки других.
- чувства любви к своим близким, дому, посёлку, родному краю, животным, растениям.
У детей появится чувство любви, доброты к окружающим, к своей малой родине, краю в котором они живут.
1 этап – Подготовительный
- Определение цели, задач образовательной деятельности;
- Создание развивающей среды в группе;
- Планирование деятельности;
- Подготовить консультации для родителей;
- Составление перспективного планирования по работе с детьми, их родителями.
2 этап – Основной
- Совместная образовательная деятельность с детьми, родителями;
- Реализация планов.
3 этап – Заключительный
- Обобщение опыта по теме;
- Составление отчёта по результатам перспективного планирования;
- Подготовка и показ презентации коллегам.
Перспективный план работы с детьми в старшей группе на 20023-2024гг.
Тема
Цель
Формы работы
Сентябрь
«Праздник знания»
Формировать у детей знания о празднике. День радостных встреч. Развивать внимание, радость от встреч с друзьями. Воспитывать любовь и уважение к сверстникам и сотрудникам ДОУ.
Праздник «День знаний».
Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад, встречает детей»
«Наш детский сад. Профессии взрослых»
Знать ближайшее окружение сотрудников, обращаться по имени отчеству. Экскурсии в кабинеты ДОУ. Воспитывать уважение к своему труду, труду взрослых в ДОУ.
Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад».
Рисование: «Моя любимая игрушка»
«Осень золотая. Признаки осени»
Продолжать учить детей наблюдать за явлениями природы в родном поселке. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Расширять и уточнять представления о растениях, о природе родного края. Воспитывать уважение к труду взрослых, любовь к поселку и природе.
Конструктивная деятельность:
«Панно из осенних листьев» Выставка детско-родительского творчества: «Дары осени»
«Любимые домашние животные»
Углублять представления детей об условиях жизни домашних животных, о их повадках, условиях проживания, уходе за ними. Воспитывать доброту и сострадание к животным, желание не причинять им вред.
Беседа: «Мое любимое животное» Рисование: «Я и мой питомец»
Октябрь
«Бабушки и дедушки»
Расширение представлений о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.
Беседа: «Бабушка и дедушка в семье»
«Моя семья. Традиции»
Формировать представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи. Закрепить домашний адрес, семейные праздники. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Беседа: «Семья и родной дом»
Чтение сказки «Гуси-лебеди»
«Улицы моего поселка"
Формировать знания детей о соблюдении правил уличного движения в поселке. Закрепить виды пассажирского транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный. Воспитывать любовь к своему поселку.
Беседа: «Мой поселок, мои улицы»
Сюжетно-ролевая игра: «Машины на улице»
Аппликация: «Автобус едет по улице»
«Правила общения детей».
Воспитывать у детей нравственные нормы : умение общаться с детьми разного возраста, использовать вежливые формы обращения, просить помощи и оказывать ее другим, чувствовать настроение близких, оказывать эмоциональную поддержку.
Беседа: «Учимся быть вежливыми и добрыми»
Дидактическая игра: «Вежливые слова».
Чтение: С. Маршак «Мальчики и девочки»
Проведение дня вежливых слов (1 раз в неделю)
Ноябрь
«Родная страна, мой поселок»
Расширять знания о родной стране, поселке, о государственных и народных праздниках, традициях и обычаях. Многонациональность нашей страны: толерантное отношение к людям разных рас и национальностей. Развивать умение называть символы: герб, флаг, гимн; главные, значимые объекты поселка: школа, почта, магазины, сбербанк, больница, памятник войнам ВОВ и т. д. Воспитывать патриотические чувства у детей.
«Беседа «Государственные символы России».
Коллективная аппликация «Флаг России»
Раскраски «Символы России»
«Поздняя осень»
Продолжать учить детей наблюдать за явлениями природы. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Расширять и уточнять представления о животных и растениях. Развивать у детей умение различать деревья по окрасу ствола, главное дерево России – березку. Воспитывать любовь к природе, патриотические чувства.
Рисование: «Белая берёза».
Дидактическая игра: «Животные леса», «Деревья»
«Свойство материалов»
Совершенствовать умение самостоятельно определять материалы и их свойства и качества. Выявление общих качеств и свойство предметов из разных материалов: горят, намокают, мнутся, рвутся, режутся. Развивать умение сравнивать, группировать, классифицировать предметы по их назначению для человека, предметы, сделанные руками человека. Воспитывать уважение к людям труда.
Беседа: «Расскажите из чего это сделано»
Дидактическая игра: «Предметы, которые нас окружают»
Исследовательская деятельность
«Тонет, не тонет».
Декабрь
«Народная русская игрушка»
Знакомить детей с историей создания матрёшки в России. Формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки; воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
Беседа «Русская игрушка – матрёшка!»
Аппликация «Украсим матрёшку»
«Что за чудо - эти сказки»
Формировать умение отличать сказку от рассказа, определять поэтическое произведение. Через русские народные сказки закладывать основы нравственности, понимать, где правда, а где вымысел, где зло противостоит добру, почему в сказках добро побеждает, воспитывать любовь к художественной литературе.
Изготовление мини-книжек «По сказкам А. С. Пушкина».
«Зимушка - зима»
Формировать основы экологической культуры. Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Побуждать детей замечать красоту зимних пейзажей, рассказывать об изменениях в природе. Воспитывать любовь к окружающему миру.
Беседа: «Зимушка - зима»
Рисование «Зима пришла» Дидактическая игра:
«Животные и птицы России»
Акция «Покормим птиц зимой»
«Новый год у ворот. Традиции русского народа»
Формировать понятие о празднике Нового года. Воспитывать любовь к окружающему миру, традициям.
Рисование: «Наряжаем елку»
Сюжетно-ролевая игра: «Едем в гости на праздник»
Январь
«Рождество Христово»
Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования христианского праздника – Рождества. Воспитывать уважение, интерес к традициям и культуре России.
Раскраски «Рождество Христово»
Народная культура и традиции.
Знакомить детей с куклами и играми народов Ханты – Манси. Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народных игрушках. Продолжать знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством. Рассказы детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Воспитывать любовь к народным традициям.
Игра – развлечение «История одной куклы»
Аппликация «Украшение национальным узором платья для куклы»
Февраль
«Спорт и человек. Спортсмены-олимпийцы»
Формировать знания о спорте, как об основе здоровья человека, о видах спорта, об олимпийских чемпионах России. Воспитывать любовь к окружающему миру, гордость за людей достигших высоких наград государства и мира, в области спорта.
Беседа: «Кто такие спортсмены».
Раскраски на тему «Зимние виды спорта»
«Я и мои друзья».
Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга (разные имена, фамилии, внешность, характеры, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к окружающим людям, детям, независимо от их социального происхождения, внешнего облика, физических недостатков.
Беседа: «Друг в беде не бросит. Наши добрые дела».
Дидактические игры:
«Назови ласково»
Сюжетно-ролевая игра: «Едем с друзьями путешествовать»
«Защитники Отечества. Родная Армия»
Формировать представления детей о российской армии, родах войск: воины охраняют границы Родины, есть пехотинцы, танкисты, моряки, летчики, ракетчики, артиллеристы, пограничники. Познакомить с историей защитников земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение и гордость к защитникам Отечества.
Беседа: «Мой папа -защитник»
Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова;
Чтение пословиц о храбрости, героизме («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой»)
Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики».
Аппликация «Подарок для пап и дедушек»
Рисование:
«Пограничник с собакой»
Март
«Мама – самое прекрасное слово на земле».
Формировать у детей любовь и уважение к маме (бабушке, оказывать помощь в домашних делах, проявлять заботу к ней. Развивать умение рассказывать о маме, о её профессии, о её важности для семьи. Формировать знания о том, что бабушка -мама родителей. Закрепить с детьми женские профессии, их значение. Воспитывать любовь и уважение к женщинам.
Дидактическая игра:
«Профессии женщин»
Праздник для мам и бабушек.
Изготовление поздравительных открыток для мам и бабушек.
«Одежда. История русского костюма"
Формировать у детей понятие о том, что одежда в разные времена была разной; познакомить с историей русской одежды, учить ценить труд людей, изготовляющих её.
Развивать понимание значимости одежды для человека. Воспитывать у детей уважение к людям труда, русским традициям и наследию.
Рассматривание костюмов и деталей женской одежды на Руси
Беседа: «Русский костюм. Какой он был. Национальная одежда коренных народов».
Рисование: «Роспись рубашки, платья»
Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей.
«Я вырасту здоровым, воспитанным и добрым»
Расширение представлений об особенностях человеческого организма (правильное питание, движение, сон, хорошее настроение, положительные эмоции, о соблюдении правил культуры, вежливого общения с окружающими людьми. Воспитывать любовь и уважение к окружающим.
Беседа: «Уроки культуры и нравственности»
Чтение художественной литературы: «Маленькое дело лучше большого безделья»
Апрель
«Книги - источник знаний».
Формировать знания о том, что книга источник знаний, о том, как она появилась и о необходимости ценить труд многих людей, вложенный в книгу: работников типографии, художников, писателей. Научить понимать ценность книги как объекта познания. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Беседа: «Книжки, для чего они нужны. Как появилась книжка»
Ручной труд:
«Ремонтируем наши книжки»
«Космонавтика. История и люди».
Формировать знания о космосе, о луне, звездах, солнце, планетах, о том, что русский человек первым побывал в космосе, о героическом труде космонавтов для пользы науки страны. Воспитывать любовь к окружающему миру, желание узнавать новое о своей стране, о покорителях космоса.
Беседа: «Первый космонавт. Этот загадочный космос»
Аппликация «Космический корабль»
«Архитектура. Разные дома».
Учить детей различать и называть различные типы и виды домов: каменные, деревянные, кирпичные, высотные, в несколько этажей, деревенская изба, современные здания. Дать детям знание о том, что такое архитектура. Воспитывать чувство восхищения красотой родного поселка, желание сделать его еще красивее.
Беседа: «Архитектура России»
Аппликация «Высотные дома»
Рисование: «Мой родной дом»
«Природа родного края. По страницам «Красной книги»
Формировать знания детей о природе родного края. Познакомить детей с Красной книгой России. Развивать экологическое мышление, бережное отношение к природе
Беседа: «Чем богат наш край родной»
Май
«История Великой Отечественной войны. День Победы»
Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать чувство гордости за Родину, уважения к ветеранам.
Беседа: «9 Мая – День Победы»
Экскурсия и возложение цветов к памятнику павшего война.
Чтение рассказов и стихов о войне.
«Мир искусства России"
Формировать знания о мире искусства России: театры, музеи, выставки, галереи, цирки, балет. О том, как они появилась и о необходимости ценить труд людей, работающих в этой сфере. Научить понимать ценность искусства как объектов познания и истории русского народа. Воспитывать чувство гордости за Родину, за людей, прославивших Россию.
Просмотр презентации «Музеи и театры»
«Законы, по которым мы живем»
Расширять знания детей о правилах и законах в семье, государстве, детском саду; о правах каждого человека. Познакомить с понятием: "Гражданин". Воспитывать любовь к окружающему миру, желание узнавать новое о себе, о своей стране.
Беседа "Мы все разные, но мы все равны".
Рисование: «Я и мои родители» Дидактическая игра: «Права ребенка»
Времена года. "Лето - дивная пора".
Продолжать наблюдать за явлениями природы. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и деревьями. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.
Просмотр презентации «Природа нашего края»
Дидактическая игры:
«Насекомые», «Цветы России», «Птицы»
Конкурс рисунков:
«Здравствуй, лето!»
Работа с родителями
Месяц
Содержание работы
Сентябрь
Консультация: «Роль семьи в приобщении детей к патриотическому и гражданскому воспитанию»
Октябрь
Рекомендации: «Роль сюжетной игры в социальном развитии детей дошкольного возраста»
Ноябрь
Консультация: «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Государственная символика России"
Декабрь
Консультация: «Духовно – нравственное воспитание детей. Правила общения в окружающем мире»
Январь
Стенд: «Познавательное развитие детей через знакомство с окружающим и социальным миром»
Февраль
Консультация: «Семья и семейные ценности. Традиции».
Беседа: "Наши добрые дела, их значение для окружающего мира»
Март
Беседа: «Согласие между родителями - средство в развитие нравственности у детей»
Апрель
Памятка: «Гордись своим именем улица. Известные имена нашего поселка»
Май
Консультация: «Терапия материнской любовью и добротой к окружающему миру»