Безуглова Наталья
План по самообразованию «Нетрадиционная техника рисования для детей смешанно-дошкольной группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Наталья Безуглова
План по самообразованию «Нетрадиционная техника рисования для детей смешанно-дошкольной группы»
Дата начала работы над темой: Январь 2023 г.
Дата окончания работы: Июнь 2023 г.
Цель: повышение профессионального уровня и педагогической компетентности воспитателя по формированию художественно - творческих способностей детей младшего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Публикация «План по самообразованию „Нетрадиционная техника рисования для детей смешанно-дошкольной группы“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Планирование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Задачи:
- познакомить детей с нетрадиционными способами рисования;
- формировать интерес к изобразительной деятельности:
- способствовать овладению простейшими техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами;
- развивать мелкую моторику, тактильное восприятие, речь;
- расширять знания детей об основных цветах;
- содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;
- стимулировать совместному творчеству родителей с детьми;
- способствовать установлению партнёрских отношений родителей и воспитателя в вопросах воспитания и развития детей.
Актуальность темы:
Рисунок ребенка — предмет гордости каждого родителя. Многие удивятся, если узнают, что главное в детском творчестве вовсе не результат, а процесс. Именно поэтому рисование стало такой же важной частью дошкольного и начального образования, как занятия спортом или музыка.
Польза, которую ребенок получает, рисуя, неизмерима. Эти занятия влияют на развитие речевого аппарата, помогают лучше учиться, делают детей устойчивыми к стрессам. И это только начало списка.
Процесс творчества благотворно влияет на психологическую устойчивость, успокаивает, расслабляет. Появляется нужное в жизни качество – целеустремленность, необходимая для признания и исправления ошибок, достижения цели. Если ребёнок заинтересовался рисованием, необходимо поощрять это стремление, приобретать материалы, записать в художественную школу или изостудию для детей
Рисование задействует отделы мозга, связанные с удержанием и преобразованием образов. В каком-то смысле, нарисовать любой предмет — значит вспомнить его. Рисуя с натуры или срисовывая, ребенок много раз обращается к одному и тому же предмету, детально его изучает, фиксирует физические свойства: цвет, объем, фактуру, пропорции.
Именно ради креативности многие родители стремятся приобщить детей к художественному творчеству. Рисование развивает нестандартное мышление и учит видеть разные варианты развития событий. Только подумайте: каждый штрих, каждое движение кисти — это выбор, который приведет к новому результату в будущем. А еще, рисуя, дети учатся использовать свои ошибки как шанс создать что-то новое.
для детей :
- владение детьми простейшими техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами;
- сформированы у детей знания нетрадиционных способах рисования;
- проявление творческой активности детей.
для родителей:
- повышение компетентности родителей в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники;
- приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребёнком;
- становление партнёрских отношений родителей и воспитателя в совместной организации жизни группы.
для педагога:
- формирование информационной компетенции, направленной на самостоятельный поиск знаний;
- пополнение предметно - развивающей среды предметами и материалами для рисования нетрадиционными техниками;
- повышение педагогической компетенции и расширение кругозора по теме.
Практические выходы:
- изучение методик и технологий педагогов в интернете;
- изучение методической литературы;
- участие в конкурсах (интернет - сайтах);
- пополнение центра по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами для рисования;
- подбор иллюстраций для пальчиковых раскрасок;
- изготовление картотеки "Конспекты занятий по нетрадиционной техники рисования с детьми первой младшей группы";
- изготовление штампов для нетрадиционной техники рисования;
- использование методики на занятиях в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми;
- изготовление консультаций для родителей:
"Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста",
"Какими цветами рисует ваш ребёнок?"
"Как научить ребёнка рисовать?" (игры с красками)
- собрание на тему "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего возраста";
- выставки детских и совместных работ.
Работа с детьми
Январь - Июнь.
Пальчиковые раскраски.
Цель: развивать воображение, образное мышление и творческие способности детей, умение чувствовать границы, развивать цветовое восприятие.
Январь.
1 "Вот какой мухомор" (рисование пальцем).
Цель: учить аккуратно и ритмично наносить точки в определённый контур пальцем.
2 "Разноцветные мячики" (рисование пальцем).
Цель: учить рисовать предметы круглой формы пальчиком.
3 "Мой любимый дождик" (рисование пальцем).
Цель: учить рисовать из тучек дождик пальчиком, правильно располагать элементы рисунка на листе.
4 "Дождик" (рисование ватной палочкой).
Цель: учить рисовать дождик ватной палочкой, передавая его характер, воспитывать аккуратность.
Февраль.
1 "Осеннее дерево" (рисование пальчиком).
Цель: учить рисовать пальчиком осенние листья, ориентироваться на листе бумаги, расширять словарный запас.
2 "Мячики" (рисование оттиском пробки).
Цель: познакомить с техникой рисования - оттиск пробкой, умение обхватывать предмет всеми пальчиками.
3 "Платье для куклы" (рисование ватной палочкой).
Цель: учить рисовать точки ("горошки") ватной палочкой, передавать ритм пятен, точек.
Март.
1 "Горошек для петушка" (рисование пальчиком).
Цель: продолжать учить рисовать пальчиком, располагая рисунок по всей длине листа, знакомить с зелёным и жёлтым цветами.
2 "На деревья, на лужок, тихо падает снежок" (рисование ватной палочкой).
Цель: учить ритмично располагать следы от ватной палочки на листе бумаги (на земле, деревьях) при рисовании снега, вызвать интерес к образу зимы.
3 "Шарики воздушные" (рисование отпечатком картофеля).
Цель: познакомить с новой техникой рисования - штампом, учить рисовать красками с помощью штампа, используя разрезные овощи, ориентироваться на листе бумаги, продолжать знакомить с основными цветами и формой - круг.
Апрель.
1 "Ягоды на тарелочке" (рисование пальчиком).
Цель: учить рисовать ягоды рябины методом "тычка" пальчиком, продолжать знакомить с красным цветом, воспитывать любовь к природе и к птицам.
2 "Ёлочка нарядная" (рисование ватной палочкой).
Цель: учить украшать ёлочку ватной палочкой, продолжать знакомить с красным, жёлтым и синим цветами.
3 "Рукавичка" (рисование ватной палочкой).
Цель: умение ориентироваться на шаблоне рукавички при рисовании ватной палочкой.
Май.
1 "Украсим фартук для Кати" (рисование пальчиком).
Цель: учить украшать фартук пальчиком, продолжать знакомить с основными цветами.
2 "Покорми зайчика травкой" (рисование пальчиком).
Цель: познакомить детей с приёмом рисования пальчиком линии, формировать интерес и положительные отношения к рисованию.
3 "Снег идёт" (рисование ватой).
Цель: обучение умению рисовать кусочком ваты.
4 "Картофель для зайчат" (рисование отпечатком картофеля).
Цель: вызвать интерес к рисованию картофелем, продолжать знакомить с предметами круглой формы.
Июнь.
1 "Звёздочки в небе" (рисование ватной палочкой).
Цель: учить рисовать звёздочки ватной палочкой.
2 "Солнышко" коллективная работа (рисование ладошкой).
Цель: продолжать знакомить с техникой рисования ладошками, вызвать радость от результатов совместного творчества.
Вывод:
Результат творческого процесса — готовая работа. Рисуя, дети учатся важному умению заканчивать начатое и исправлять те ошибки, на которые им указывает преподаватель.
Если же ошибку исправить нельзя, ребенок научится принимать это философски. Всегда можно начать рисунок заново. Во-второй раз и с учетом предыдущего опыта работа обязательно пойдет легче.
Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Следует также оценить порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе.
Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи.
Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность.
А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник.
Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка.
Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок.
Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены каким-то общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате. Весьма значимым показателем психологической близости является реальное расстояние между изображенными фигурами.
Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может «сигнализировать» о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это может свидетельствовать о проблемах в общении.
Размер изображения говорит о том, какое место занимает этот человек в эмоциональной жизни семьи. Например, если младшего по возрасту брата или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание к нему со стороны близких. Он «занимает много места в их жизни».
Отсутствие на рисунке самого маленького художника – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему «нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Бывает, что даже прямое указание: «Ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «Не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.
Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких малышу людей или о его потребности в таких связях.