Горшенина Галина Викторовна
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №179
Тема:
«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через пластилинографию»
2021-2022 учебный год
Составила
воспитатель высшей квалификационной
категории Горшенина Галина Викторовна
Актуальность выбранной темы.
Публикация «План по самообразованию „Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Планирование
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Рисование пластилином (пластилинография) - один из наиболее редко применяемых на практике видов изобразительной деятельности, так как является не обязательным в программе дошкольного образования. Впервые, с этим видом изобразительной деятельности, я познакомилась в программе И. А. Лыковой «Разноцветные ладошки».
Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующее предположение. Использование комплекса художественно – творческой деятельности по пластилинографии способствует развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Пластилин используется как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребёнка, а именно руки подготавливают детей к овладению учебным и трудовым умениям и навыкам.
К тому же пластилинография способствует, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает мелкую моторику пальцев рук, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. У детей формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла.
Исходя из этого, были определены основные цели и задачи обучения детей пластилинографии :
Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пластилинографию.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
2. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
5. Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином.
6. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
Этапы
• Подготовительный.
Изучение авторских подходов к пластилиновой живописи. Проведение начальной диагностики детей. Анкетирование родителей. Создание в группе предметно-развивающей среды.
• Практический. Организация и проведения занятий. Консультации для родителей. Обогащение развивающей среды в группе. Оформление выставок детских работ.
• Итоговый.
Итоговая диагностика детей.
Оформление фотовыставки работ.
Основной формой обучения детей рисованию пластилином является занятие.
Форма самообразования : индивидуальная.
Формы работы:
• совместная работа с детьми;
• индивидуальная работа;
• работа с родителями
Перспективный план работы
по пластилинографии
Этапы Сроки Содержание деятельности Форма предоставления результатов Взаимодействие с родителями
1 этап
Подготовительный
Сентябрь-октябрь
Подбор и изучение литературы, проведение первичной диагностики, составление перспективного плана работы, составление списка педагогической литературы, конспектов НОД, создание в группе предметно-развивающей среды.
Список литературы,
Картотека НОД по
пластилинографии. Консультация
«Все дети любят пластилин»
Помощь в сборе материала для работы (глина, пластилин и т. д.)
Анкетирование «Пластилинография – как средство развития мелкой моторики рук и творческих способностей у дошкольников"
Практический
2 этап
Ноябрь «Осень по лесочку ходила»
Учить создавать цветное изображение «Осеннего леса» на плоскости при помощи пластилина; закреплять умение и навыки- отщипывание, скатывание шариков и жгутиков. Побуждать в самостоятельном выборе цвета.
Конспект НОД Выставка работ.
Консультация «Игры, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук детей»
Декабрь «Новогодняя елка»
Формировать у детей обобщённое представление о ёлочных игрушках. Продолжать осваивать навык мозаичной пластилинографии – скатывать мелкие шарики нужного цвета, заполняя поверхность объекта, прижимая.
Оформление памятки для педагогов. Выставка детских работ
Конспект НОД
Январь Индивидуальная работа с детьми, имеющими затруднения: раскатывать кусочки пластилина в «жгутики», «маленькие шарики», сплющивать шарики на плоскости изображения. Практическая деятельность
Февраль
«Кораблик для папы» Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Учить создавать на плоскости объект «кораблик» сочетая разные приёмы техники. Закреплять знания о российской армии, развивать творческие способности, внимание, общую и мелкую моторику, воспитывать самостоятельность.
Конспект НОД Выставка детских работ. Статья в родительский уголок «Важные секреты по работе с пластилином»
Март «Цветы для мамы» Формирование композиционных навыков. Учить создавать выразительный образ посредством передачи объёма и цвета; использовать в работе стеку. Конспект НОД
Апрель «Там и тут одуванчики цветут»
Учить создавать выразительный образ весенних цветов «Одуванчики» посредством передачи формы цветка и листьев, развивать фантазию, сенсорную сферу, воспитывать любознательность.
Конспект НОД Консультация для родителей «Занятия с пластилином в домашних условиях»
3 этап
Итоговый Май
Итоговая диагностика.
Отчет по теме самообразования Презентация «Пластилиновая живопись»
Галерея лучших детских работ.
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через пластилинографию»;
2. Продолжить работу по разработке новых конспектов НОД, игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы по пластилинографии;
4. В работу с родителями включить беседы, анкетирование, консультации.
5. Создать развивающую среду : пополнить запас различными видами пластилиновых масс, пластилином, песочной массой, полимерной глиной, бусинками, крупным бисером, крупами различных видов, различными видами печаток, трафаретов, альбомами с образцами, алгоритмами, моделями и схемами.
Список литературы
• Давыдова Г. Н Пластилинография. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
• Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М. :Издательство «Скрипторий», 2007.
• Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. – 144 с., 8 л. вкл.
• Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации/ И. А. Лыкова- М. : Карапуз, 2007.
• Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998г.
• Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М. : Эксмо, 2006г.
• Гаврина С. Е., Кутявина Н. П. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать - Ярославль: Академия развития, 1997г.
• Морозова О. А. «Волшебный пластилин». - М. : Мозаика-Синтез, 2008г.
• Интернет ресурсы.