Уланова Юлия
План по самообразованию «Формирование основ педагогического мастерства»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
по теме: «Формирование основ педагогического мастерства»
Цель: повышать свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, осваивать и внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
Публикация «План по самообразованию „Формирование основ педагогического мастерства“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Определение ожидаемого результата: научиться свободно ориентироваться в ООП «Воспитание» в методической литературе, в инновационных технологиях и применять полученные знания на практике; (реализация творческих проектов в группе, публикации на мини-сайте).
Повысить уровень самореализации по данной теме.
Определение сроков работы по данной теме: в течение учебного года.
План самообразования:
1. Актуальность выбранной темы
2. План работы по самообразованию
3. Вывод
1. Актуальность выбранной темы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) - новый тип документа, который «преследует следующие цели:
• обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
• сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования».
Введение и реализация ФГОС ДО - это инновационная деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольного учреждения, родителями воспитанников, специалистами, руководителями.
Нам, педагогам, необходимо по новому взглянуть на воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении, на условия реализации ФГОС ДО относительно особенностей нашего детского сада, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.
Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования.
Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок должен получать возможность полноценно жить и развиваться, активно участвовать во всех видах детской деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно – исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный трудовой труд, конструирование из разного материала, изобразительной, музыкальной.
Мы, взрослые (педагоги, и что немало важно, родители) обязаны понимать, что ребенок в детском саду не готовится к школе, а развивается. Являясь активным участником разных видов деятельности, ребенок социализируется: осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, учится их использовать.
Все это невозможно без правильного понимания ФГОС ДО и позитивного взаимоотношения между участниками образовательных отношений: нас, педагогов, и родителей (законных представителей).
Реализация требований ФГОС также напрямую зависит от готовности самого педагога дошкольного образования к этому процессу и предполагает наличие у педагога определенных компетенций, которые определяют его готовность и умение:
•обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка;
•организовать конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности, создавать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности и материалов;
•выстраивать развивающее вариативное образование;
•работать в зоне ближайшего развития ребенка;
•работать в зоне ближайшего развития ребенка;
•выстраивать образовательную программу, опираясь на разные варианты примерных, авторских программ поддерживать индивидуальность ребенка и обеспечивать развитие его потенциала, образовательных потребностей;
•оказывать не директивную поддержку детской инициативе, обеспечивать игровое время и пространство трансформируемой полифункциональной среды.
Важнейшим условием развития личности педагога является самообразование, которое заключается в его стремлении к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые трудности.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
• ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
• изучение учебной и научно-методической литературы;
• ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
• изучение новых программ и педагогических технологий;
• ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
• повышение общекультурного уровня.
Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Требования, предъявляемые к воспитателю, очень высокие. Он должен быть мудрым, всё знающим наставником и артистом одновременно, владеть всеми развивающими и воспитывающими малышей знаниями и уметь профессионально использовать их на занятиях с детьми в детском саду. Воспитатель должен обладать такими качествами, как терпеливость, доброжелательность, справедливость, толерантность, начитанность, эрудированность. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике.
Так кто же он — педагог-мастер? В. Даль так определяет понятие «мастер» в своем «толковом словаре». Мастер – это искусный в своем деле человек. Педагогом – мастером можно стать при определенных склонностях к делу воспитания и при постоянной работе над собой. Вот почему так актуальна в наше время выбранная мною тема.
План работы по самообразованию
Сроки Содержание работы Содержание работы
Изменения предметно-развивающей среды Практический выход
С воспитанниками
С родителями
сентябрь Подбор литературы по теме самообразования. В течение года работа групповая, индивидуальная. Пополнение методической литературой уголка воспитателя - Составление перспективного плана работы на учебный год
Октябрь - ноябрь
Знакомство с нормативной базой по вопросам дошкольного воспитания
Развитие творческой активности, приобретение опыта общения со взрослыми и другими малышами. «Детский закон на защите детей». Разработка презентации к родительскому собранию. Пополнение методической литературой уголка воспитателя - Знакомство с ФГОС;
- Конвенция о правах ребенка;
- Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольного образовательного учреждения СанПиН 2.4.1.3049-13 (в ред. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от27.08.2015 №41 - Устав
- Должностные инструкции
в течение года Консультация у зам. зав по УВР Пополнение методичнской литературой уголка воспитателя Применение знаний, формирование умений.
В течение года Чтение пособий Пополнение методичнской литературой уголка воспитателя Изучение методической литературы по теме
В течении года Изучение опыта работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах Применение опыта на своих занятиях с воспитанниками Сотрудничество и взаимодействие. Пополнение методичнской литературой уголка воспитателя Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Дошколенок. ру
maam.ru
В течении года Посещение занятий коллег. Применение опыта на своих занятиях с воспитанниками Консультации, оформление памяток, организация мероприятий. Пополнение методичнской литературой уголка воспитателя Применение опыта работы в своей деятельности
Обобщение полученного опыта Работа над созданием методических папок. Подбор методического оснащения. Сотрудничество и взаимодействие. Пополнение методической литературой уголка воспитателя Систематизация и написание отчета по проделанной работе
Декабрь -январь Профилактика травматизма, охрана жизни и здоровья детей. Оформление памяток и консультаций для родителей, тематические беседы с детьми. Пополнение методической литературой уголка воспитателя Оформление картотеки
Участие в мероприятиях. В течение года Сотрудничество и взаимодействие. Пополнение методической литературой уголка воспитателя Фотоотчёт.
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
Сентябрь
Посещение занятий воспитателей, применяющих новые технологии. В течение года Наблюдение
Работа над модернизацией комнаты. Октябрь-ноябрь Оформление наглядного материала.
Оформленные уголки
Занятия с детьми.
Декабрь-январь
Активизация работы с родителями. Постоянно
Октябрь
По плану
Повышение общекультурного уровня Март Этот удивительный ранний возраст. Консультация, доклад на педсовете.
Оформление накопительной папки
Апрель «Родительские собрания, как одна из форм взаимодействия с родителями»
Май Изучение теории по теме: «Дидактическая игра как средство обучения дошкольников»
Оформление педагогических разработок в виде отчетов.
Август Презентация, фотоотчёты.
Обобщение и анализ собственного опыта педагогической деятельности
Составление планирования с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся Сентябрь
Создание в группе предметно-развивающей среды Октябрь-ноябрь Интернет ресурсы, опыт других педагогов Предметно-развивающая среда
Составление конспектов занятий, развлечений.
В течение года Пополнение накопительной папки
Занятия с детьми. В течение года Групповая, индивидуальная. Развитие творческой активности, приобретение опыта общения со взрослыми и другими малышами.
Работа с родителями Постоянно Консультации, оформление памяток, организация мероприятий. Сотрудничество и взаимодействие.
Профилактика травматизма, охрана жизни и здоровья детей.
Постоянно Изучение литературы, подбор материала. Оформление памяток и консультаций для родителей,тематические беседы с детьми. Протокол родительского собрания с подписями об ознакомлении.
Проведение открытых мероприятий Февраль-март
Определение педагогических проблем методического характера и нахождение способов их решения. Апрель-май Анализ работы по самообразованию Отчёт по самообразованию
Разработка плана по самообразованию на 2018-2019учебный год. Июнь-август Подбор методической литературы. Составление плана
3. Вывод
Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ активно притворяются в действие. Изменения в дошкольном образовании дают воспитателю разнообразные возможности в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста.
Самообразование дает мне возможность повышать уровень профессиональной компетентности, а также понять, что любые упущения в развитии ребенка дошкольного возраста невосполнимы. Считаю, что успешность педагога в самообразовании зависит от его стремлений в профессиональном росте.