Казбекова
План по самообразованию «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию на 2020-2021 учебный год
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».
Воспитатель: Казбекова Залина Викторовна
Работа начата: сентябрь 2020 г.
Предполагается закончить: май 2021 г.
Актуальность
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.
Публикация «План по самообразованию „Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Планы
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспортного травматизма стали актуальной в нашей стране.
Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Много в нашем городе широких, красивых улиц, дорог; большой поток транспорта на дорогах и улицах. По этим же дорогам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети.
Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.
Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила, усвоенные, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение потребностью человека. Поэтому очень важно, как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.
В обучении детей безопасному поведению на улицах, должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Важно еще, что данная тема тесно переплетается с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Все это составляет основу воспитания грамотного и уверенного в себе пешехода и водителя.
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.
С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребенка.
Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию - «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».
Цель:
1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
2. Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.
В соответствии с целью выделены следующие задачи самообразования :
Задачи:
1. Расширять, совершенствовать и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения детей на улице, знакомить с назначением дорожных знаков.
2. Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков, о правилах перехода проезжей части.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.
5. Познакомить с действиями инспектора ГИБД.
6. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
7. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
8. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей.
В результате работы предполагается, что дети узнают об:
• об основных источниках и видах опасности на улице;
• о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков, о правилах перехода проезжей части, о дорожных знаках;
• об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице;
• о безопасном поведении в дорожно-транспортной среде;
• о правилах дорожного движения.
Предполагаемый результат:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и основных правилах поведения на улице и в общественном транспорте.
2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Умение детей проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле).
5. Умение понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.);
6. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Формы работы с детьми :
• Мониторинг детей.
• Совместная деятельность воспитателя с детьми (экскурсии, наблюдения, прогулки, досуги, игры).
• Индивидуальная работа с детьми.
• Образовательная деятельность.
• Свободная самостоятельная деятельность детей ( игры: настольные, театрализованные, строительные, подвижные).
• Работа вне образовательной деятельности.
Формы работы с родителями :
• Консультации для родителей, беседы по теме.
• Оформление папки-передвижки.
• Проведение анкетирования.
• Выступление на родительском собрании.
Формы работы с педагогами ДОУ:
Подготовка консультаций для воспитателей по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения.
• Обобщение опыта на педсовете по теме самообразования.
• Показ образовательной деятельности.
Действия и мероприятия, которые будут проводиться мною в процессе работы над темой:
• Изучение методической литературы по теме.
• Изготовление картотек, оборудования и игр по ПДД.
• Разработка перспективного плана по теме самообразования.
• Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.
• Проведение открытых мероприятий.
• Подборка консультаций для родителей по данной теме.
• Круглый стол с родителями по теме.
• Самоанализ и самооценка своей деятельности в группе.
Форма отчётности :
• Выступление по теме самообразования на педагогическом совете.
• Обобщение результатов на педсовете.
Этапы работы:
1 этап - информационно-аналитический.
Изучение научной и учебно-методической литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность», - СПб. : «Детство-Пресс», 2002
3. Л. Б. Баряева, В. Л. Жевнеров, Е. В. Загребаева «Азбука дорожного движения»,-М. : «Дрофа», 2008.
4. Г. Д. Беляевскова, Е. А. Мартынова «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет», - Волгоград: «Учитель», 2012.
5. П. В. Быстров «Формирование представлений о здоровом образе жизни и основам безопасности жизнедеятельности», - М. : ООО «Группа Компаний «Активное обучение», 2014.
6. Т. И. Данилова «Программа Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД.» - Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
7. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Дорожная азбука», - М. : Издательский дом «Цветной мир». 2015.
8. О. Ю. Старцева «Школа дорожных наук : Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма», - М. : ТЦ Сфера, 2008.
9. Н. В. Коломец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры», - Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.
10. Под ред. Л. Л. Тимофеевой «Формирование Культуры Безопасности. Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе», - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2014.
11. Е. Я. Хабибулина «Дорожная азбука в детском саду», - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2011.
На этом этапе проводится мониторинг знаний детей по ПДД (с использованием иллюстраций).
2 этап – практический (формирования знаний у детей по ПДД).
Оформление предметно- развивающей среды:
1. Подобрать наглядный дидактический материал, дидактические и настольно-печатные игры по правилам дорожного движения.
2. Составление картотек: дидактических игр, сюжетно-ролевых игр.
3. Пополнить книжный уголок литературой по ПДД для детей.
4. Оформление фотоальбома «Дорожные знаки».
5. Подбор материала для презентаций.
6. Составление плана работы с детьми и родителями.
Работа с детьми:
Беседы:
- «Знакомство с городским транспортом»,
- «Правила поведения в транспорте»,
- «Улицы города»,
- «Опасный перекрёсток»,
- «Пешеходный переход. Поведение пешехода на перекрёстке»,
- «Посмотри налево, посмотри направо»,
- «Правила пешехода»,
- «Регулировщик и его работа»,
- «Зачем нужны дорожные знаки»,
- «Запрещающие знаки»
- «Предписывающие знаки»
- «Информационные знаки и знаки особых предписаний»
- «Знаки сервиса»
- «Велосипед на улицах города»,
- «Правила поведения пешеходов»,
- «Зачем нужны правила дорожного движения?».
Дидактические игры: «Внимание дорога!», «Правила дорожного движения», «Светофор и пешеходы», «Разложи правильно дорожные знаки», «Собери светофор», «Подумай, отгадай», «Весёлый жезл», «Говорящие знаки», «Угадай, какой знак», «Улица города».
Настольные игры: «Викторина по правилам дорожного движения», «Лето. Дорожные знаки», «Дорога. Детское домино», «Простоквашино. ОБЖ. Обучающая настольная игра», «Опасно-безопасно», «Большая прогулка», «Законы улиц и дорог»….
Сюжетно-ролевые игры: «Водители и пешеход», «Улица», «Регулировщик», «Шофёр», «Автосалон», «Автобаза», «Семья».
Чтение стихов, рассказов; отгадывание загадок по ПДД.
Рассматривание иллюстраций, плакатов, картинок «Безопасность на дороге», «Как избежать неприятностей?», «Безопасное общение», «Азбука безопасности», «Дети на улице».
Подвижные игры:
- «Цветные автомобили»
- «Светофор»
- «Автомобили» и др.
Просмотр презентаций: «Дорожные знаки», «Наша улица», «Пассажиром быть не просто».
Участие в конкурсе рисунков по ПДД.
Целевые прогулки и экскурсии (к дороге, к светофору, на перекресток, на остановку общественного транспорта).
Развлечения: «Дорожная азбука», «Остановка общественного транспорта» - эстафета, «Правила дорожного движения» - викторины, «Азбука дорожного движения».
Встреча с инспектором ГАИ.
Образовательная деятельность:
1. Художественно-эстетическое развитие:
- «Пешеходы идут по улице» - рисование
- «Знаки ПДД» - рисование
- «Светофор» - рисование
- «На чем ездят люди» - рисование
- «Внимание, светофор!» - аппликация
- «Улица города» - конструирование
- «Транспорт» - конструирование
- «Светофор» -лепка
2. Познавательное развитие:
- «Работа светофора»
- «Мы - пешеходы»
- «Путешествие по стране дорожных знаков»
- «Правила дорожного движения»
Работа с родителями:
• Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»
• Анкетирование родителей «Грамотный пешеход».
• Родительское собрание «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода».
• Консультации: «Азбука дорожного движения», «Дети и дорога», «Безопасность детей в автомобиле», «Мама за рулем: основы безопасности», «Дидактические игры в ходе ознакомления детей с ПДД», «Обучаем ребёнка безопасному поведению на дороге», «Безопасность детей – забота взрослых!», «Ребенок в автомобиле».
• Памятки для родителей: «Как обучать ребенка правилам безопасного поведения на дороге», «Причины дорожно- транспортного травматизма», «Правила поведения на остановках общественного транспорта», «Детское кресло для автомобиля», «Родители – пример для детей в соблюдении правил дорожного движения».
• Папки – передвижки: «Безопасность дорожного движения».
3 этап – заключительный.
Проведение мониторинга.