Оксана Балаганская
План воспитателя по самообразованию на 2013–2016 годы «Развитие творческих способностей детей в процессе восприятия музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель старшей группы «Калинки» МАДОУ «Детский сад №14 «Вишенка».
Тема: Развитие творческих способностей в процессе восприятие музыки у детей дошкольного возраста.
Цель:
развивать творческое воображение детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки;
установить взаимосвязь между восприятием музыки и развитием творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Пояснительная записка.
Публикация «План воспитателя по самообразованию на 2013–2016 годы „Развитие творческих способностей детей в процессе восприятия музыки“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Работа музыкального руководителя
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов – воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление»
К. Орф
Музыка – один из видов искусства, который обращён непосредственно к человеческому чувству. Музыка располагает своими специфическими средствами воздействия на состояние человека, она воздействует на человека с самых первых дней его жизни. В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времён и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Музыка помогает в нравственно-эстетическом развитии ребёнка, так как музыка – источник благородства сердца и души, это язык чувств. Музыка помогает открыть в человеке любовь к людям, готовность творить красоту, и, наконец, музыка – это источник мысли и огромное средство самовоспитания.
Мир музыки, музыкальная деятельность очень близки детям. В восприятии музыки, оценке, творчестве ребёнок видит собственную значимость. В процессе музыкальной деятельности дети знакомятся с лучшими образцами народной и классической музыки, что способствует обогащению их духовного мира.
Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная. Музыкально-образовательная деятельность развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно - эмоциональную сферу.
Музыкальная деятельность – сочетание всех видов музыкальной деятельности в процессе музыкального развития. В современной теории и методике воспитания дошкольников развитие творческих способностей путём восприятия музыкальных произведений включает в себя: восприятие музыки, использование разных жанров, разных стилей и эпох; исполнительство (пение, игра на музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения); творчество (песенное, танцевальное и игровое, музицирование на инструментах); музыкально-образовательную деятельность (сообщение сведений общего характера о музыке и специальных знаний о способах исполнительства); музыкально-игровую деятельность (театрализованные музыкальные игры, игры с пением, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические игры).
Музыкальная игра – деятельность детей, связанная с активным слушанием музыки в процессе движения; средство музыкального воспитания, способствующее развитию творческих способностей.
«Человек овладевает и родной речью, и азбукой музыкальной культуры – способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии только в годы детства. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую высоту культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство».
В. А. Сухомлинский.
Задачи:
проанализировать литературу по данной теме;
обогащать духовный мир детей через высокохудожественные образцы
музыкального искусства и приобщение к истокам мировой и русской народной культуры.
развивать эмоциональную сферу детей, способствовать удовлетворению их эстетических потребностей, вкуса, развитию эстетической оценки;
повысить собственный уровень знаний, путём изучения необходимой литературы по теме самообразования;
изучить мониторинги по данной теме;
изучить литературу по улучшению предметно – развивающей среды в группах;
изучить и подобрать песенный материал для разных тематических уголков.
подобрать, изучить и изготовить дидактический материал по теме самообразования для занятий и организации самостоятельной деятельности детей;
изучить и подобрать музыкальный материал для прослушивания на занятиях, составить картотеку музыкальных произведений;
разработать систему творческих заданий, способствующих музыкальному развитию дошкольников
Предполагаемые результаты:
разработать перспективный план проведения мероприятий музыкально – эстетической направленности;
консультации для воспитателей по теме самообразования;
консультации для родителей по теме самообразования;
разработать совместно с воспитателями занятия по различным образовательным областям с интеграцией в них музыкальной деятельности;
обогатить предметно – развивающую среду в группе;
усовершенствовать, обновить пособия и дидактический материал по восприятию музыки для детей дошкольного возраста.
Этапы самообразования :
провести мониторинг, целью которого является - определить особенности организации процесса слушания музыки с детьми;
подобрать методическую литературу по теме самообразования;
изучить подобранную методическую литературу;
выступить с консультациями по теме на педсоветах и родительских собраниях;
помощь в проведении интегрированных и комплексных занятий по различным областям образовательной деятельности;
провести открытое занятие по рисованию, художественному творчеству с использованием музыкальных произведений;
провести итоговый мониторинг.
Список литературы:
Комплексная «Программа воспитания и обучения в детском саду»
под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж : НПО «Модэк», 1998.
Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М. : Линка – Пресс, 1997.
Васина-Гроссман В. А. Первая книжка о музыке. – М., 1976.
Вайнфельд О. А. Музыка, движение, фантазия: методическое пособие для музыкальных руководителей / О. А. Вайнфельд. – СПб., 2000.
Галлеев Б. В. Содружество чувств и синтез искусств. – М., 1982
Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.
Ершова А. П. Искусство в жизни детей. – М., 1994.
Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А. Н. Зимина. – М., 2000.
Клёнов А. С. Там, где музыка живёт. – М., 1994.
Картотека предметных картинок. – М., 2010.
Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.
Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль : Академия развития, 1997.
Осовицкая З. Я., Казаринова А. М. В мире музыки. – М. ; СПб., 1998.
Г. Левашова «Твой друг музыка».
Спенс Кейт. Всё о музыке. Популярная энциклопедия. – М., Белфакс, 1997.
Торшилова Е. М. Эстетическое воспитание в семье. – М., 1989.
Финкельштейн Эмиль. Музыка от А до Я. СПб., Композитор, 1992.
Журналы:
Дошкольная педагогика.
Музыкальный руководитель.
ПедСовет.
Справочник музыкального руководителя.