Татьяна Гладких
План по самообразованию «Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения ГМО и самообразования.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
4. Оформить в группе уголок «Развивающие игры по ФЭМП».
Публикация «План по самообразованию „Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
5. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми старшего дошкольного возраста», выступление на педагогическом совете №1 по теме «Результаты развития детей посредством дидактических игр на занятиях по ФЭМП»,
6. Принять участие в семинаре по теме самообразования.
7. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «Дидактические игры по ФЭМП»
Актуальность проблемы:
В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, коррекционно-образовательных решении.
Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в развивающих играх, которым необходимо уделять большое внимание. Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Исходя из этого, я сформулировала следующую рабочую гипотезу: развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.
Объект исследования – элементарные математические представления у дошкольников;
Предмет исследования – развивающие игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников;
-работа по занимательному математическому материалу;
-развлечения;
-математические (логические) игры, задачи, упражнения;
-дидактические игры и упражнения.
В формировании у детей математических представлений в работе использую занимательный математический материал. Игровой материал включаю в ход самого мероприятия или использую в конце него, когда наблюдается снижение умственной активности детей.
В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры : с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, а именно Палочки Кюизенера и Блоки Дьенеша.
Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях применяю занимательные задачи, загадки.
Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. В качестве «умственной гимнастики» использую несложные занимательные задачи. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я все больше убеждаюсь в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы. Что в очередной раз подтверждает правильность перехода дошкольного образования на Федеральный государственный образовательный стандарт. В работе помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение. Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.
Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок дает основание для их классификации. Классифицировать их можно по разным признакам по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.
В развивающей предметно-пространственной среде группы имеется уголок развивающих игр, в который мы с моим напарником так же включили раздел «Занимательная математика».
В него входят развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. Использовать игры, в которых необходимо бросать кубик и делать ход в соответствии с количеством выпавших очков. Двигаясь по схеме, трассе фишками, каждый ребенок упражняется в запоминании порядка следования чисел. В уголке так же размещен разнообразный занимательный материал, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в уголке мы организуем с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Помогаю освоить игру.
Ожидаемый результат:
• активизация познавательного интереса дошкольников;
• развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
• формирование элементарных математических представлений.
Месяц Формы работы
С детьми Педагогами Самообразование Родителями
Сентябрь - диагностика ЗУН детей -изучение литературы; Проведение индивидуальных консультаций и бесед.
Октябрь занятия, беседы в соответствии с планом работы
Ноябрь Оформление папки передвижки. Тема: «Математика в играх» Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
Декабрь Оформить в группе уголок «Развивающие игры по ФЭМП»;
Создание картотеки дидактических игр по ФЭМП Оформление папки передвижки. «Математика в играх»
Январь Родительское собрание на тему «Развитие дошкольников посредством игры»
Практикум для родителей «Дидактические игры по ФЭМП»
Февраль Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «Дидактические игры по ФЭМП»
Март Консультация для родителей «Влияние развивающих игр на познавательное развитие дошкольников»
Апрель Развлечение «Путешествие в страну математики» Проведение открытого занятия. Тема: «Дидактические игры по ФЭМП»
Май диагностика Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год
Июнь выставка детских работ Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу
Июль
Август
Выход темы:
- Проведение открытого занятия. Тема: «Дидактические игры по ФЭМП» (апрель)
- Принять участие в семинаре. Тема: «Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми старшего дошкольного возраста»
- Провести мастер-класс для педагогов по теме: «Дидактические игры по ФЭМП»
- Оформление папки передвижки. Тема: «Математика в играх» (январь)
- Сборник консультаций для родителей. Тема «Влияние развивающих игр на познавательное развитие дошкольников»
- Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Литература:
1. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М. : Просвещение 1990.
2. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г. — 256 с.
3. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М. : ВАКО, 2005 г. — 208 с.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
6. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.
7. Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,
«Детский сад. Всё для воспитателя».