Инна Голуб
План по самообразованию «Шумовой оркестр как средство формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Шумовой оркестр - как средство
формирования музыкальных способностей
детей дошкольного возраста»
Начало работы над темой – 2019 год
Предполагаемая дата окончания работы – 2020 год
1 Матрица индивидуального плана по самообразованию…3
2 Введение…. 4
3 План по самообразованию за 2019-2020 год…. 5
4 Литература…. 6
5 Приложение №1 Консультации для родителей «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ»…. 7
Публикация «План по самообразованию „Шумовой оркестр как средство формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Оркестр для детей
- Планирование. Планы работ
- Работа музыкального руководителя
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
6 Приложение № 2 Консультация для воспитателей «Игра на ДМИ и развитие чувства ритма в музыкальной деятельности». 8
7 Приложение № 3 «Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду"…. 10
8 Приложение №4 Консультация для родителей «Изготовление шумовых инструментов»…. 17
Отчёт о проделанной работе …. 20
Содержание
Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей и занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста.
Цели:
Образовательные:
- развитие чувства ритма;
- тренировка внутреннего слуха;
- развитие познавательного интереса;
- учить выделять сильную долю такта;
Воспитательные:
- развитие творческого воображение;
- воспитание дружеских отношений между детьми;
- приобщение к исследовательской деятельности.
Задачи:
- осуществить теоретический и музыкально-методический анализ психолого- педагогической литературы по изучаемой проблеме;
- выявить критерии и показатели уровня сформированности чувства ритма у детей;
- разработать систему занятий с применением детских музыкальных инструментов, направленную на развитие чувства ритма.
- использовать в работе теоретический и практический материал по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.
Объектом является процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста, через игру на шумовых инструментах и игре в оркестре.
Предметом — педагогические условия развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах.
Гипотеза - эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах может быть обеспечена при условии: - если будет разработана система работы с детьми, включающая в себя III блока: I блок - ознакомительный (ритмические упражнения; тематические уроки музыки);
II блок - основной (обучающие уроки игре на ДМИ);
III блок - итоговый (игра в детском оркестре, открытые занятия).
Ожидаемый результат: Чувство ритма, через игру на является первоосновой музыкально-исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу. Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех учащихся и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.
ВВЕДЕНИЕ
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с понятием «музыкально ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще».
Наряду с задачей воспитания «музыкально- ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том, в каком отношении друг к другу находятся эти задачи.
Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партерном, т. е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.
Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ансамблевая игра не только даёт взрослому возможность диктовать правильный темп, но и формирует у дошкольника верное темпо ощущение. Требует, прежде всего, синхронности исполнения, метроритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую, слышать друг друга.
Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.
Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру.
Месяц, год Тема Содержание работы Практический выход
Сентябрь 2019 год Приобретение музыкального репертуара и литературы. Разработка система обучения детей на ДМИ.
Изучение теоретического материала по данной теме
Систематическое использование на индивидуальных занятиях
Октябрь Консультации для родителей «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ» Развиваем чувство ритма детей при восприятии музыки, игре на музыкальных инструментах.
Раздача консультаций родителям, беседа.
Ноябрь Консультация для воспитателей: «Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности». Развиваем у детей чувство ритма: игра на ДМИ, как один из видов музыкальной деятельности детей.
Семинары для воспитателей
Декабрь – Февраль «Ударные шумовые музыкальные инструменты» Проводится изучение всех видов ударных шумовых музыкальных инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду. Таких как: барабан, маракас, трещетка, колокольчик, треугольник, бубен, ложки. Систематическое использование на музыкальных занятиях
Март – Апрель
2020 год. «Ударные мелодические музыкальные инструменты» Проводится изучение всех видов ударных мелодических инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду. Таких как: металлафон, ксилофон.
Систематическое использование на музыкальных занятиях, показ презентацй, игра на шумовых инструментах опираясь на схемы рисунки ИКТ
Май.
Консультация для родителей «Изготовление шумовых инструментов на дому»
Примеры и показ изготовления инструментов, применение ИКТ
Раздача консультаций, выступление на родительских собраниях.
Выступление детей на утренниках, концертах
ЛИТЕРАТУРА:
1. М. Александровская "Каждый ребенок – музыкант". 13/2001 г. "Дошкольное образование".
2. Т. Э. Тютюнникова "Педагогика сотрудничества". 5/2000г. "Дошкольное воспитание".
3. Т. Э. Тютюнникова "Движение и музыка". 4/1999г. "Дошкольное воспитание".
4. Т. М. Орлова, С. И. Бекина "Учите детей петь". 1988г. "Просвещение".
5. В. Даль "Толковый словарь русского языка". 2002г. Москва.
6. Н. А. Ветлугина "Музыка в детском саду". Издательство «Музыка», Москва, 1980г.
7. Н. А. Ветлугина "Методика музыкального воспитания в детском саду".
8. Издательство "Просвещение", Москва, 1982г. 9. Журналы "Музыкальный руководитель" за 2004г., 2005г., 2006г., 2007г., 2008г., 2009г.
10. Новикова Г. П. "Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста". Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.
Отчёт по теме самообразования «Шумовой оркестр - как средство
формирования музыкальных способностей
детей дошкольного возраста»
В 2019-2020 учебном году мною была изучена тема «Шумовой оркестр - как средство
формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
Целью работы по самообразованию было: развитие чувства ритма, тренировка внутреннего слуха, развитие познавательного интереса у детей; научить детей выделять сильную долю такта; продолжать развивать творческое воображение; воспитывать дружеские отношений между детьми; приобщать к исследовательской деятельности.
Перед собой я ставила следующие задачи: осуществить теоретический и музыкально-методический анализ психолого- педагогической литературы по изучаемой проблеме; выявить критерии и показатели уровня сформированности чувства ритма у детей; разработать систему занятий с применением детских музыкальных инструментов, направленную на развитие чувства ритма, использовать в работе теоретический и практический материал по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.
В течение года я изучала следующую литературу:
1. М. Александровская "Каждый ребенок – музыкант". 13/2001 г. "Дошкольное образование".
2. Т. Э. Тютюнникова "Педагогика сотрудничества". 5/2000г. "Дошкольное воспитание".
3. Т. Э. Тютюнникова "Движение и музыка". 4/1999г. "Дошкольное воспитание".
4. Т. М. Орлова, С. И. Бекина "Учите детей петь". 1988г. "Просвещение".
5. В. Даль "Толковый словарь русского языка". 2002г. Москва.
6. Н. А. Ветлугина "Музыка в детском саду". Издательство «Музыка», Москва, 1980г.
7. Н. А. Ветлугина "Методика музыкального воспитания в детском саду".
8. Издательство "Просвещение", Москва, 1982г.
9. Журналы "Музыкальный руководитель" за 2004г., 2005г., 2006г., 2007г., 2008г., 2009г.
10. Новикова Г. П. "Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста". Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.
11. Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова”-Минск, 1991г.
12. Зимина А. Н. “Мы играем, сочиняем!”-Москва, ЮВЕНТА, 2002г.
Интернет ресурсы, электронные библиотеки.
Благодаря изученной литературе, мне удалось составить картотеки муз. ритмических игр с использованием муз. дидактического материала для средней, старшей, подготовительной групп, которые помогли мне в работе с детьми. Так же изученная литература помогла мне в подготовке материала для родителей и педагогов, данный материал использовался на родительских собраниях, выступлениях на педсовете, индивидуальных консультациях.
В течении года были укомплектованы по всем возрастным группам музыкальные инструменты (свистульки, трещотки, дудки, маракасы, ксилофоны) .Эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах включала в себя знакомство с ритмическими упражнениями, которые использовались на тематических занятиях по музыке.
Постепенно дети научились игре на муз. инструментах, они активно принимали участие в показательных выступлениях. Каждый ребёнок ощутил свою значимость и важность в оркестре, ответственность возложенную на них. Эмоциональное удовольствие от выступлений, дополнительное восхищение со стороны родителей и гостей дало положительную динамику в желании ещё больше выступать, разучивать новые ритмические мелодии.
Особый интерес у детей вызывали шумовые инструменты изготовленные самостоятельно. В течение всего года ребята ходили с концертами к младшим дошкольникам, принимали участие в творческих концертах, музыкальных викторинах. Их игра в оркестре сблизила и превратила группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив. Для ребят создавались благоприятные условия. Их игра на музыкальных инструментах открыла им полноценное восприятия музыки.
В течение года я не только получала знания по данной теме, но я делилась ими со своими коллегами во время выступлений на педагогическом совете, на семинаре-практикуме. В результате работы над темой самообразования мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к изготовлению шумовых инструментов, у детей развить полноценное восприятие музыки.
После проведённого анкетирования, пришла к выводу, что следует поддерживать интерес детей и родителей к данной теме, продолжать и дальше приобщать детей к игре на шумовых инструментах и внедрить совместное выступление детей и родителей. Считаю поставленные цели и задачи успешно нами реализованы.