Папки-передвижки

План по самообразованию «Шумовой оркестр как средство формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Инна Голуб
План по самообразованию «Шумовой оркестр как средство формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Шумовой оркестр - как средство

формирования музыкальных способностей

детей дошкольного возраста»

Начало работы над темой – 2019 год

Предполагаемая дата окончания работы – 2020 год

1 Матрица индивидуального плана по самообразованию…3

2 Введение…. 4

3 План по самообразованию за 2019-2020 год…. 5

4 Литература…. 6

5 Приложение №1 Консультации для родителей «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ»…. 7

Публикация «План по самообразованию „Шумовой оркестр как средство формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

6 Приложение № 2 Консультация для воспитателей «Игра на ДМИ и развитие чувства ритма в музыкальной деятельности». 8

7 Приложение № 3 «Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду"…. 10

8 Приложение №4 Консультация для родителей «Изготовление шумовых инструментов»…. 17

Отчёт о проделанной работе …. 20

Содержание

Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей и занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста.

Цели:

Образовательные:

- развитие чувства ритма;

- тренировка внутреннего слуха;

- развитие познавательного интереса;

- учить выделять сильную долю такта;

Воспитательные:

- развитие творческого воображение;

- воспитание дружеских отношений между детьми;

- приобщение к исследовательской деятельности.

Задачи:

- осуществить теоретический и музыкально-методический анализ психолого- педагогической литературы по изучаемой проблеме;

- выявить критерии и показатели уровня сформированности чувства ритма у детей;

- разработать систему занятий с применением детских музыкальных инструментов, направленную на развитие чувства ритма.

- использовать в работе теоретический и практический материал по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.

Объектом является процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста, через игру на шумовых инструментах и игре в оркестре.

Предметом — педагогические условия развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах.

Гипотеза - эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах может быть обеспечена при условии: - если будет разработана система работы с детьми, включающая в себя III блока: I блок - ознакомительный (ритмические упражнения; тематические уроки музыки);

II блок - основной (обучающие уроки игре на ДМИ);

III блок - итоговый (игра в детском оркестре, открытые занятия).

Ожидаемый результат: Чувство ритма, через игру на является первоосновой музыкально-исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу. Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех учащихся и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.

ВВЕДЕНИЕ

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с понятием «музыкально ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще».

Наряду с задачей воспитания «музыкально- ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том, в каком отношении друг к другу находятся эти задачи.

Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партерном, т. е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.

Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ансамблевая игра не только даёт взрослому возможность диктовать правильный темп, но и формирует у дошкольника верное темпо ощущение. Требует, прежде всего, синхронности исполнения, метроритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую, слышать друг друга.

Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.

Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру.

Месяц, год Тема Содержание работы Практический выход

Сентябрь 2019 год Приобретение музыкального репертуара и литературы. Разработка система обучения детей на ДМИ.

Изучение теоретического материала по данной теме

Систематическое использование на индивидуальных занятиях

Октябрь Консультации для родителей «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ» Развиваем чувство ритма детей при восприятии музыки, игре на музыкальных инструментах.

Раздача консультаций родителям, беседа.

Ноябрь Консультация для воспитателей: «Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности». Развиваем у детей чувство ритма: игра на ДМИ, как один из видов музыкальной деятельности детей.

Семинары для воспитателей

Декабрь – Февраль «Ударные шумовые музыкальные инструменты» Проводится изучение всех видов ударных шумовых музыкальных инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду. Таких как: барабан, маракас, трещетка, колокольчик, треугольник, бубен, ложки. Систематическое использование на музыкальных занятиях

Март – Апрель

2020 год. «Ударные мелодические музыкальные инструменты» Проводится изучение всех видов ударных мелодических инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду. Таких как: металлафон, ксилофон.

Систематическое использование на музыкальных занятиях, показ презентацй, игра на шумовых инструментах опираясь на схемы рисунки ИКТ

Май.

Консультация для родителей «Изготовление шумовых инструментов на дому»

Примеры и показ изготовления инструментов, применение ИКТ

Раздача консультаций, выступление на родительских собраниях.

Выступление детей на утренниках, концертах

ЛИТЕРАТУРА:

1. М. Александровская "Каждый ребенок – музыкант". 13/2001 г. "Дошкольное образование".

2. Т. Э. Тютюнникова "Педагогика сотрудничества". 5/2000г. "Дошкольное воспитание".

3. Т. Э. Тютюнникова "Движение и музыка". 4/1999г. "Дошкольное воспитание".

4. Т. М. Орлова, С. И. Бекина "Учите детей петь". 1988г. "Просвещение".

5. В. Даль "Толковый словарь русского языка". 2002г. Москва.

6. Н. А. Ветлугина "Музыка в детском саду". Издательство «Музыка», Москва, 1980г.

7. Н. А. Ветлугина "Методика музыкального воспитания в детском саду".

8. Издательство "Просвещение", Москва, 1982г. 9. Журналы "Музыкальный руководитель" за 2004г., 2005г., 2006г., 2007г., 2008г., 2009г.

10. Новикова Г. П. "Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста". Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.

Отчёт по теме самообразования «Шумовой оркестр - как средство

формирования музыкальных способностей

детей дошкольного возраста»

В 2019-2020 учебном году мною была изучена тема «Шумовой оркестр - как средство

формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Целью работы по самообразованию было: развитие чувства ритма, тренировка внутреннего слуха, развитие познавательного интереса у детей; научить детей выделять сильную долю такта; продолжать развивать творческое воображение; воспитывать дружеские отношений между детьми; приобщать к исследовательской деятельности.

Перед собой я ставила следующие задачи: осуществить теоретический и музыкально-методический анализ психолого- педагогической литературы по изучаемой проблеме; выявить критерии и показатели уровня сформированности чувства ритма у детей; разработать систему занятий с применением детских музыкальных инструментов, направленную на развитие чувства ритма, использовать в работе теоретический и практический материал по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.

В течение года я изучала следующую литературу:

1. М. Александровская "Каждый ребенок – музыкант". 13/2001 г. "Дошкольное образование".

2. Т. Э. Тютюнникова "Педагогика сотрудничества". 5/2000г. "Дошкольное воспитание".

3. Т. Э. Тютюнникова "Движение и музыка". 4/1999г. "Дошкольное воспитание".

4. Т. М. Орлова, С. И. Бекина "Учите детей петь". 1988г. "Просвещение".

5. В. Даль "Толковый словарь русского языка". 2002г. Москва.

6. Н. А. Ветлугина "Музыка в детском саду". Издательство «Музыка», Москва, 1980г.

7. Н. А. Ветлугина "Методика музыкального воспитания в детском саду".

8. Издательство "Просвещение", Москва, 1982г.

9. Журналы "Музыкальный руководитель" за 2004г., 2005г., 2006г., 2007г., 2008г., 2009г.

10. Новикова Г. П. "Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста". Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.

11. Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова”-Минск, 1991г.

12. Зимина А. Н. “Мы играем, сочиняем!”-Москва, ЮВЕНТА, 2002г.

Интернет ресурсы, электронные библиотеки.

Благодаря изученной литературе, мне удалось составить картотеки муз. ритмических игр с использованием муз. дидактического материала для средней, старшей, подготовительной групп, которые помогли мне в работе с детьми. Так же изученная литература помогла мне в подготовке материала для родителей и педагогов, данный материал использовался на родительских собраниях, выступлениях на педсовете, индивидуальных консультациях.

В течении года были укомплектованы по всем возрастным группам музыкальные инструменты (свистульки, трещотки, дудки, маракасы, ксилофоны) .Эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах включала в себя знакомство с ритмическими упражнениями, которые использовались на тематических занятиях по музыке.

Постепенно дети научились игре на муз. инструментах, они активно принимали участие в показательных выступлениях. Каждый ребёнок ощутил свою значимость и важность в оркестре, ответственность возложенную на них. Эмоциональное удовольствие от выступлений, дополнительное восхищение со стороны родителей и гостей дало положительную динамику в желании ещё больше выступать, разучивать новые ритмические мелодии.

Особый интерес у детей вызывали шумовые инструменты изготовленные самостоятельно. В течение всего года ребята ходили с концертами к младшим дошкольникам, принимали участие в творческих концертах, музыкальных викторинах. Их игра в оркестре сблизила и превратила группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив. Для ребят создавались благоприятные условия. Их игра на музыкальных инструментах открыла им полноценное восприятия музыки.

В течение года я не только получала знания по данной теме, но я делилась ими со своими коллегами во время выступлений на педагогическом совете, на семинаре-практикуме. В результате работы над темой самообразования мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к изготовлению шумовых инструментов, у детей развить полноценное восприятие музыки.

После проведённого анкетирования, пришла к выводу, что следует поддерживать интерес детей и родителей к данной теме, продолжать и дальше приобщать детей к игре на шумовых инструментах и внедрить совместное выступление детей и родителей. Считаю поставленные цели и задачи успешно нами реализованы.

Публикации по теме:

«Пиццикато» Делиб. Шумовой оркестр для детей 5–7 лет групп ОНР и ЗПР «ПИЦЦИКАТО» ДЕЛИБ. 1 часть из балета «Сильвия» Шумовой оркестр для детей 5-7 лет / групп ОНР и ЗПР / Музыкальные инструменты: металлофоны,.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

План по самообразованию в подготовительной группе «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Возраст обучающихся : 6-7 лет Актуальность: происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» (2 часть) Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Шумовой оркестр как средство формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 11 декабря 2020 в 14:09
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию «Шумовой оркестр как средство формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Голуб в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД