Ксения Толбаева
План по самообразованию «Формирование умения сравнивать, группировать и классифицировать геометрические фигуры»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
«Формирование умения сравнивать, группировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме и величине у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с блоками Дьенеша»
Воспитатель: Толбаева Ксения Игоревна
Месяц Тема Задачи Форма работы Изменения в
развивающей среде Связь с другими видами деятельности Работа с
родителями
октябрь 1. Продолжаем знакомство с блоками Дъенеша
Публикация «План по самообразованию „Формирование умения сравнивать, группировать и классифицировать геометрические фигуры“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
1. Упражнять в определении цвета, размера, толщины, формы.
2. Развивать конструктивные способности ребенка.
3. Формировать навыки работы с логическими блоками.
4. Воспитывать интерес к новому. подгрупповая
Внести блоки Дьенеша, внести дидактическую игру «Геометрическое лото».
Набор «Давайте вместе поиграем» Игровая ситуация «Поможем героям сказки собрать фигуры»,
физкультминутка «Мы по полю прогулялись». Консультация для родителей «Используем блоки Дьенеша».
Рекомендации для родителей «Игры с использованием блоков Дьенеша».
2. Грузовик
1. Закреплять названия геометрических форм.
2. Развивать мышление, творчество; умение конструировать по замыслу.
3. Расширять и систематизировать знания детей о фруктах, овощах;
4. Вызвать положительные эмоции.
подгрупповая Внести дидактическую игру «Магнитная доска», грузовая машина.
Внести рисунки-модели грузовика.
Макет светофора.
Внести дидактическую игру с использованием блоков Дьенеша «Куда спрятался овощ». Физкультминутка «Как-то вечером на грядке», п/и “Машины», чтение стихотворения «У меня есть грузовик» Ю. Склярова.
Закрепление правил дорожного движения. Рекомендации для родителей «Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста»
ноябрь 1. Спасатели приходят на помощь
1. Формировать у детей умение группировать предметы по размеру, форме, цвету.
2. Учить детей декодировать полученную информацию по знакам-символам выбирать нужные блоки.
3. Развивать внимание, память, творческие способности.
4. Воспитывать самостоятельность, осуществлять самоконтроль.
групповая
Внести дидактические игры «Чудесный мешочек», «Геометрические фигуры».
Внести альбом «Спасатели приходят на помощь».
Внести рисунки-модели грузовика.
Игра-приветствие «Поздороваемся», физкультминутка «Мы едем, едем, едем», игровое упражнение «Кот из геометрических фигур». Попросить изготовить рисунки-модели грузовика на каждого ребенка.
Рекомендации для родителей «Как развивать логику».
2. В гости к Мише 1. Закрепить умение ориентироваться в пространстве, используя понятия "вправо", "влево".
2. Продолжать учить "Читать" карточки-символы, подбирать в соответствии с ними геометрические фигуры.
3. Продолжать развивать умения выявлять сходства в блоках, называть их.
4. Учить изменять несколько свойств блоков по заданному алгоритму.
5. Воспитывать усидчивость, стремление к достижению поставленной цели. подгрупповая Внести дидактическую игру «Геометрическое лото», дидактическую игру на совершенствование пространственных представлений (слева, справа, впереди, позади). Игровая ситуация «Найдем Мишкин дом по карте», физкультминутка «Шли наши ножки по полянке, по дорожке», игра «Фокусы с фигурами». Консультация для родителей «Игры с блоками Дьенеша».
Попросить родителей изготовить карту с «символами».
декабрь 1. Поможем Деду Морозу • 1. Развивать способность к логическим действиям и операциям, кодировать и декодировать информацию.
2. Развивать мышление, память, внимание.
3. Закрепить представление детей о временах года.
4. Воспитывать навыки коллективной работы, желание работать сообща. подгрупповая Внести дидактическую игру «Собери фигуры».
Выставка «Елочные игрушки».
Внести елку. Игровая ситуация «построим мост», чтение стихотворения «Елочка» М. Клокова, физкультминутка «Снеговик», игровое упражнение «Нарядим елочку». Консультация для родителей «Блоки Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста».
Помощь в организации выставки «Елочные игрушки».
январь 1. Новости из Простоквашино 1. Развивать способность к анализу, абстрагированию, умение «читать» схему, кодировать и декодировать информацию.
2. Устанавливать равенство групп предметов.
3. Формировать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (линейный и разветвленный алгоритм).
4. Воспитывать умение принимать поставленную воспитателем задачу; стремиться к результату.
подгрупповая Внести дидактическую игру «Магнитная доска», грузовая машина.
Внести рисунки-модели трактора.
Игра-приветствие «Поздороваемся», игровая ситуация «Новости из Простоквашино», физкультминутка «Бывает-не бывает». Консультация для родителей «Используем блоки Дьенеша».
Попросить изготовить рисунки-модели трактора на каждого ребенка.
февраль 1. Помоги фигуркам выбраться из леса
1. Подвести к пониманию отрицания свойств, умению производить логические операции «не», «и», «или» и с помощью этих операций строить истинные высказывания.
2. Кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.
3. Развивать логическое мышление.
4. Приучать к строгому выполнению правил. подгрупповая Внести дидактическую игру «Геометрические фигуры», внести дидактическую игру «Компьютерное лото», внести дидактическую игру «Счет». Игровая ситуация «Путешествие», игра «Компьютерное лото», физкультминутка «Лесные жители», упражнение «Счет». Консультация для родителей «Для чего используют блоки Дьенеша».
Попросить родителей изготовить схему составления вездехода.
март 1. Путешествие в город разноцветных фигур
1. Формировать умение детей выделять свойства предметов, группировать их по свойствам, абстрагировать их от других.
2. Закреплять умение следовать определенным правилам при решении практических задач, использовать в игре простейший алгоритм.
3. Развивать логическое мышление, память, внимание. подгрупповая Внести дидактическую игру «Найди лишнюю фигуру». Внести дидактическую игру «Геометрические фигуры». Игровая ситуация «Кот Франт и город Разноцветных фигур», физкультминутка «Начинается разминка», дидактическая игра «Магазин», дидактическая игра «Два обруча», дидактическая игра «Найди клад». Консультация для родителей «Простые игры с блоками Дьенеша».
Попросить родителей изготовить таблицы-алгоритмы.
2. Путешествие в страну Игралочку 1. Закреплять знания о геометрических фигурах; совершенствовать навык счета в пределах десяти. 2. Закрепить дни недели, времена года.
3. Формировать умение классифицировать и обобщать предметы по двум, трем признакам (с использованием блоков Дьенеша).
4. Упражнять в определении области пересечения кругов. 5. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
6. Развитие творчества, мышления, речи с помощью игр-небылиц. подгрупповая Набор плоских геометрических фигур, набор объемных цифр, 2 обруча, рисунок с домами, счетные палочки на каждого ребенка.
Игровая ситуация «В стране Игралочке», отгадывание загадок, физкультминутка «Цветы», игры-небылицы, Попросить родителей изготовить венки на голову для физкультминутки и таблицы с домами.
Консультация для родителей «Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи».
апрель 1. Путешествие в страну математику
1. Развивать мыслительные способности детей: воображение, мышление, внимание и речь.
2. Уметь кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов, используя символы отрицания.
3. Приучать к строгому выполнению правил.
4. Воспитывать интерес к играм математического содержания.
индивидуальная Листы бумаги с цифрами по контуру корабля, внести дидактическую игру «Лабиринт». Игровая ситуация «Отправляемся в путешествие», отгадывание загадок, физкультминутка «К морю быстро мы спустились», дидактическая игра «Лабиринт» Консультация для родителей «Простые игры с блоками Дьенеша».
Попросить родителей изготовить билеты на каждого ребенка.
2. Поможем крошке еноту добраться домой 1. Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер) параметров, обозначать словами отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета, следовать определенным правилам при решении практических задач.
2. Вызвать желание помочь сказочному герою выбраться из трудной ситуации.
3. Развивать выдумку, находчивость, сообразительность подгрупповая Внести схемы-карточки, внести книгу Лилиан Мур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду». Игровая ситуация «Как помочь крошке еноту», работа с схемами-карточками, физкультминутка «Мы друзья». Консультация для родителей «Игры-нелепицы с блоками Дьенеша».
май 1. Выкладываем дорожки
1. Развивать умение анализировать, «читать» схему, кодировать и декодировать информацию. 2. Продолжать развивать мыслительные процессы внимания, памяти, навыки самоконтроля, уметь ориентироваться на плоскости. подгрупповая Внести сюжетно-дидактические игры из комплекта «Страна блоков и палочек», внести схемы выкладывания дорожек, внести альбом «Праздник в стране блоков» Игровая ситуация «Откроем волшебные сундучки», физкультминутка «Мы устали,засиделись», игра «Выкладываем дорожки», игра «Наоборот» Консультация для родителей «Почему важно развивать логику».
2. Путешествия со Звездочетом
1. Развивать мыслительные умения : анализировать формы предметов, сравнивать их по свойствам, классифицировать.
2. Развивать пространственное мышление, воображение, комбинаторские способности.
3. Способствовать развитию художественных способностей. подгрупповая Внести карты-схемы : кареты, автомобиля, самолета, ракеты.
Внести набор «Давайте вместе поиграем», эскиз к игре «Художники». Игровая ситуация «Жил был Звездочет», физкультминутка «Чтобы в космос полететь», зарисовка «метеоритов», игра «Художники», Попросить родителей изготовить карты - схемы: кареты, автомобиля, самолета, ракеты. Выставка в родительском уголке «Как мы занимаемся с блоками Дьенеша».