Кочерова Светлана
Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников через использование инноваций
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Жемчужинка» г. Тамбова
План по самообразованию
Тема: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного
возраста через использование инноваций»
составитель: Кочерова Светлана Владимировна
воспитатель
2024г.
«Чем разнообразнее и содержательнее будет деятельность ребенка, тем
полнее и ярче могут развиваться его способности».
Публикация «Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников через использование инноваций» размещена в разделах
Н. С. Лейтес.
Актуальность:
Ребенок от природы – творец, все дети видят окружающий их мир по-своему. Поэтому нам, взрослым, необходимо как можно больше уделять им внимание, помогать развивать творческие способности, фантазию, воображение, навыки и умения. Неважно, кем станет ребенок, главное – помочь сформировать творческую личность, научить свободному применению способов создания изобразительного образа. Художественное творчество играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Работая над созданием образа, ребенок играет и познает окружающий его мир. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности : формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Цель:
Создание условий для:
- формирования интереса через комплексный подход и интеграцию образовательных областей к эстетической стороне окружающей действительности;
- удовлетворения потребности детей в самовыражении и проявлении своего творческого потенциала;
- формирования творческой личности;
- развития творческого мышления детей.
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний путём изучения программного обеспечения образовательной области «Художественное творчество»;
- разработать перспективный план работы с детьми;
- подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- оформить в группе центр активности «Художественное творчество» : «Народные игрушки, росписи», «Репродукции картин», «Схемы», «Трафареты», «Раскраски», «Дидактические игры», «Цветные ладошки», «Альбомы».
Перспективный план работы с детьми
Месяц
Формы работы
Самообразование с детьми с родителями результат
Сентябрь. Изучение и подбор литературы, интернет источников для реализации плана. Мониторинг на начало года (выявить знания и умения детей по художественно-изобразительной деятельности). Ознакомление родителей с используемыми методиками. Консультация для родителей. Презентация: «Нетрадиционные техники рисования».
Октябрь. Создание предметных и сюжетных композиций из природного материала. Аппликация из природного материала «Осенние картины». Укрепление взаимосвязи родителей с детьми посредством совместного творчества в ДОУ. Выставка детского творчества на тему «Осень» в детском саду и группе.
Ноябрь. Кляксография (https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-risovaniyu-po-tehnike-kljaksografi-dlja-detei-v-podgotovitelnoi-k-shkole-grupy-buket-dlja-mamy.html). Рисование по технике кляксография «Букет для мамы». Рекомендации для родителей по организации самостоятельной творческой деятельности детей дома. Организация выставки ко «Дню матери», размещение на сайте детского сада.
Декабрь. Рисование с использованием ватных дисков (https://www.maam.ru/detskijsad/plan-konspekt-od-po-risovaniyu-s-ispolzovaniem-vatnyh-diskov-derevja-v-snezhnom-kruzheve-v-podgotovitelnoi-logogrupe.html) «Деревья в снежном кружеве» Консультация для родителей: «Как дети воспринимают живопись». Выставка детского творчества: «Деревья зимой».
Январь. Рисование сыпучими веществами (https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/netradicionnoe-risovanie-v-podgotovitelnoy-gruppe.html). Рисование сюжетное, нетрадиционное «Зимушка-зима». Консультация для родителей «Рисуем и лепим вместе с ребёнком». Анализ готовых работ. Организация творческого стенда.
Февраль. Конструирование из бросового материала (https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2019/02/15/konspekt-nash-pomoshchnik-pylesos-po). Досуг по ОБЖ «Его Величество Электричество»
(конструирование и ручной труд «Наш помощник – пылесос». Совместное творчество с детьми: «Его Величество Электричество». Выставка детского творчества.
Фотовыставка.
Март. Аппликация из салфеток. Аппликация «Роза для мамы». Папка-передвижка для родителей
«Как научить любить прекрасное». Создание букета для мам из детских работ. Размещение на сайте детского сада фотоматериала и поздравлений.
Апрель. Занятие по изодеятельности: техника папье-маше (https://www.maam.ru/detskijsad/nod-po-izodejatelnosti-izgotovlenie-globusa-v-tehnike-pape-mashe.html). Ручной труд «Изготовление глобуса из папье-маше» на тему «Наша планета Земля». Консультация для родителей : «Воспитываем культуру труда и положительные взаимоотношения». Выставка: «Рисуем вместе с мамой и папой».
Май. Конструирование из бумаги и картона с элементами аппликации и рисования: скрапбукинг (https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2020/10/15/konspekt-zanyatiya-konstruirovanie-iz-bumagi-i). Ручной художественный труд : «Обложка альбома для рисунков детей» (техника скрапбукинг).
Папка-передвижка для родителей:
«Искусство книжной графики в нравственно-эстетическом воспитании детей».
Провести беседу о роли фотоальбома в истории своей семьи. На примере скрапбукинга сделать вывод о значении семейных хобби.
Июнь-август. Анализ деятельности детей воспитателем. Проведение итогового занятия. Рисование нетрадиционное «Веселые ладошки» (нетрадиционная техника рисования в стиле анимации). Анкета для родителей
«Художественное творчество в жизни дошкольника». Организация мини-выставки творческих работ детей.
Литература:
1. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
2. Грибовская А. А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре. – М. : МИПКРО, 2001.
3. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве. – М. : Просвещение, 2006.
4. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. - М. : Просвещение, 2003.
5. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет. Методическое пособие. /Королева Т. В. - М: Издательство: Сфера, 2010.
6. Интеграция искусств в детском саду (учебно – методическое пособие). Лыкова И. А., Васюкова Н. В. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
7. Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
8. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1985.
9. Казакова Т. Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1996.
10. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. — «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.
11. Коллективные работы на занятиях по изобразительной деятельности в возрасте от 3 до 7 лет. / Саллинен Е. В. - М: Издательство: Каро, 2011.
12. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Г. Н. Давыдова. М., Скрипторий, 2003.
13. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью, метод. пособие А. А. Грибовская, М., П. О. Р., 2004.
14. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники. Казакова Р. Г. и др. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
15. Рисуем без кисточки, практическое приложение, А. А. Фатеева, Ярославль, «Академия развития», 2007.
16. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.