Анастасия Казанцева
Использование артикуляционной гимнастики в коррекционно-педагогическом процессе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по
самообразованию учителя-логопеда
Казанцевой Анастасии Анатольевны
Методическая тема: Использование артикуляционной гимнастики в коррекционно-педагогическом процессе учителя-логопеда.
Сроки разработки темы: с 2017 года по 2022год.
Цель самообразования: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний;
Разработать перспективный план работы с детьми;
Публикация «Использование артикуляционной гимнастики в коррекционно-педагогическом процессе учителя-логопеда» размещена в разделах
Провести диагностику на начало и конец учебного года;
Создать рабочую учебную программу;
Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;
Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;
Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;
Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.
Обоснование выбранной темы.
Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.
Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).
Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.
План самообразования.
1. Профессионально-педагогическая деятельность.
№ Содержание работы Сроки
1. Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка. Начало учебного года
2. Организация образовательного процесса.
В течение. Года
3. Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО. В течение года
4. Консультирование родителей по вопросам речевого развития. В течение года
5. Помощь музыкальным руководителям, воспитателям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам. По плану ДОУ
6. Консультации для родителей: групповые и индивидуальные: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Сопряженная гимнастика или театр пальчиков и языка», «Артикуляционная гимнастика : с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной» В течение года
7. «Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, творческая мастерская, поиск в магазинах, в сети Интернет, совместные проекты. В течение года
10 Семинары – практикумы, занятия по развитию артикуляционной гимнастики и мелкой моторики дошкольника. В течение года
8. Семинары - практикумы «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» По плану МО.
9. «Профилактика дисграфии у детей 5-7 лет» - подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики В течение года
10. Реализация проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями В течение года
11. Заседание ПМПк. Итоговое обследование детей. Май
12. Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары. В течение года
13. Открытые занятия для родителей. Начало и конец года.
14. Участие в работе РМО учителей-логопедов По плану РМО
15. Наличие, ведение, личной странички на сайте Инфоурок. Постоянно
16. Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ. В течение года
2. Методическая работа.
Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.
№ Содержание работы Сроки
1 Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам. 2017 год и далее.
2 Изучение нормативно-правовой документации по вопросам дошкольного воспитания: Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании»; ПриказМинобразования РФ от 17.10 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»; Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; Примерная основная образовательная программа ДОУ Начало года, регулярно
3 Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя—логопеда на учебный год. Сентябрь
4 Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов. 2017-2022.
5 Разработка программы коррекции на учебный год. Начало года
6 Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек. В течение 2017-2022.
7 Оформление «Уголка логопеда», кабинета ширмами, памятками, буклетами: «Советы логопеда». В течение года
8 Разработка совместных мероприятий с детьми и их родителями. В течение года
9 Помощь в подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов. По плану
10 Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы. В течение года
11 Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Использование сопряженной гимнастике в коррекции речевых нарушении», «Артикуляционная гимнастика : с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной». В течение года
12 «Совместная картотека» - создание картотеки и базы дидактических игр, пособий для использования в детском саду и дома. 2017-2018 г.
13 Разработка методов и приемов использования сопряженной гимнастики на логопедических занятиях и вне их. 2017-18 г.
14 Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики) 2017-2018 гг.
15 Логопедический проект «Использование элементов сопряженной гимнастики в коррекционно-педагогическом процессе с привлечением родителей как одно из средств в исправлении речевых нарушении у детей старшего дошкольного возраста. 2018-2020 г.
16 Заседание ПМПк: заполнение документации к ПМПК, отчет. Май
17 Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера. В течение года
18 Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары. В течение года
19 Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, самообразование по проблеме связь артикуляционного аппарата и руки. Постоянно
20 Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования. 2017-20121 гг.
21 Участие в методическом активе РМО учителей – логопедов : разработка рабочей программы, подбор тем заседаний РМО учителей - логопедов По плану ст. логопеда
22 Ведение сайта ДОУ Постоянно
23 Наличие личной странички на сайте Инфоурок: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет. Постоянно
24 Публикации систематизированного педагогического опыта. Регулярно
3. Изучение специальной литературы.
1. Изучение и размещение материалов на сайтах:
• Детский портал «Солнышко», Журнал «Логопед», Логопед. ру, «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия. бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок», https://festival.1september.ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками).
2. Изучение периодических изданий, методической литературы.
• Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ: Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями».
• Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
• Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. - 1983. - №1.
• Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. — М. : Издательство «Школа-Пресс», 2001.
• Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
• Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
• Голубина Т. С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.
• Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
• Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2007. № 2. С. 37-41; статья «Самообразование педагогов в ДОУ». Автор: К. Ю. Белая, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ.
• Зверева О. Л., Кротова Т. В. «Родительские собрания в ДОУ».
• Коноваленко С. В., Кременская М. И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.
• Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
• Крупенчук О. И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.
• Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.
• Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
• Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е. Г. Юдина. - М. : Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с.
• Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.
• Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
• Чиркова С. В. «Родительские собрания в детском саду».