Захарова Любовь
План по самообразованию «Наглядно-демонстрационный материал по экологии как средство образовательной деятельности по ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципальное образование г. Краснодар. Центр – детский сад №198 «Акварелька»
План по самообразованию
Тема:
«Наглядно-демонстрационный материал по экологии, как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Выполнила: воспитатель Захарова Л. А.
2021 – 2022 год
Актуальность:
Публикация «План по самообразованию „Наглядно-демонстрационный материал по экологии как средство образовательной деятельности по ФГОС“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание детей – весьма актуальная проблема современного мира. Мир природы скрывает в себе широкие возможности для всестороннего развития подрастающего поколения. Продуманная организация обучения, прогулок, развивает в детях мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие всего живого и неживого, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Обучаясь знаниям о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает их, у него формируется правильное отношение к природе, желание создавать, а не разрушать.
Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. В последнее время напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения воды, земли, воздуха. Снижается биологическое разнообразие природного и животного мира России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.
Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого важно воспитывать экологическое направление и ответственность за состояние окружающей мира с дошкольных лет.
Любовь к природе и забота к ней проявляется у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.
Цель саморазвития :
• Обогатить профессиональные знание и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
Задачи:
• повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
• изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
• создание методических разработок;
• формировать знания, умения и навыки воспитанников.
План работы на 2021-2022 учебный год для педагога:
• Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, изучение и наработка практического опыта по данной теме.
• Разработать перспективный план работы с детьми
• Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
• Оформить в группе магнитный стенд по экологии.
• Подготовить (провести) консультацию для педагогов по теме
• Участие в краевом вебинаре «Эковоспитание»
• Публикация статьи
• Разработка конспекта занятия по экологическому воспитанию
• Проведение экологических досугов и игр
Была проведена диагностика.
Цель: выявить у детей уровень знаний по данной теме.
Проводя диагностическое исследование, я наблюдала за детьми в свободной деятельности, в непосредственно-образовательной деятельности. Была проведена работа, в ходе которой оценивались умения и навыки детей. Данные диагностического обследования показали, что дошкольники по данной теме имеют низкий уровень. В следствии чего разработала следующий план работы с воспитанниками и их родителями.
План работы с детьми :
•
• Образовательная деятельность по экологическому воспитанию :
• моделирование ситуаций;
• игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические);
• опытно-исследовательская деятельность;
• разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
• просмотр мультфильмов.
• Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
• «Масленица»;
• «Пасха»;
• «День Земли»;
• «День птиц»;
• «Всемирный день охраны окружающей среды».
• Проведение сезонных выставок поделок;
• Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:
• «Значение воды в жизни людей»;
• «Зеленая аптека»;
• «Синичкин день»;
• «Покормим птиц зимой»;
• «Значение почвы и воды в жизни всего живого»;
• «Естественные водоемы Земли»;
• «Мы друзья природы»;
• «Лес и наше здоровье»;
• «Поможем природе»;
• «Овощи и фрукты – лучшие продукты»
• Проекты:
• «Огород на подоконнике»;
• Экологические акции :
• «Птичья столовая»;
• Чтение художественной литературы:
• В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;
• Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;
• Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
• Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;
• В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;
• Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»;
• Ю. Демянская «Дом Земли»;
• Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.
• Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.
План работы с родителями :
• Анкетирование родителей по экологии;
• Разработка и проведение консультаций для родителей;
• Памятки для родителей;
• Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми для групповых выставок;
• Помощь родителей в изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»;
• Участие родителей с детьми в проектах, акциях, выставках, конкурсах;
• Помощь родителей в изготовлении скворечников.
• Привлечение родителей к организации воспитательно – образовательной работе с детьми по формированию экологической культуры.
Самообразование воспитателя немыслимо без работы с воспитанниками и их родителями. Вышеуказанные мероприятия способствуют самообразованию воспитателя и повышению профессионального уровня. В работе с детьми воспитатель повышает свое профессиональное мастерство и компетентность. Так же воспитатель развивает свою и детскую творческую активность, и создает условия для воспитания и формирования разносторонней личности.
Для систематизации и грамотной реализации процесса самообразования все вышеперечисленные мероприятия стоит распланировать по месяцам.
Месяц Методическая работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями
Октябрь 1. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
2. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях
3. Изготовление наглядного и демонстрационного материала по теме «Осень» 1. Игровая деятельность.
2. Беседа с использованием компьютерной презентации «Значение воды в жизни людей»;
3. Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»; 1. Анкетирование родителей по экологии.
2. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя галерея»
Ноябрь 1. Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
2. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы 1. Беседа с использованием компьютерной презентации на тему:
«Синичкин день» : «Зеленая аптека»; «Овощи и фрукты – лучшие продукты»
2. Заучивание: П. Воронько «Журавль» 1. Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины»;
2. Фотовыставка на стенде «Страна эколят» на тему: «Как я берегу природу» (дети с родителями)
Месяц Методическая работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями
Декабрь 1. Подготовка статьи по экологическому воспитанию
2. Оформление стенда «страна эколят» к новогоднему празднику и зиме
1. Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Покормим птиц зимой»;
2. Чтение Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;
3. Игровая деятельность;
4. Зимняя выставка поделок: «Рождественские чудеса» 1. Изготовлении кормушек совместно с детьми
2. Изготовление поделок с детьми «Рождественские чудеса»
Январь 1. Изготовление наглядного и демонстрационного материала по теме : «Зима»
2. Подготовка к вебинару по теме «Экологическое воспитание» 1. Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:
«Сортировка мусора», «Мусор в жизни человека и планеты»
2. Чтение Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» 1. Разработка и проведение консультаций для родителей: «Птичья столовая»; «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»;
Памятка: «Мы против мусора»
Февраль Изучение нового материала по экологии;
1. Проведение народного праздника «Масленица»;
2. Начало реализации проекта «Огород на подоконнике» 1. Разработка и проведение консультации для родителей: «Экологическое воспитание»
2. Помощь родителей в организации посадки и взращивании лука в группе.
Месяц Методическая работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями
Март 1. Оформление стенда «Страна эколят» к празднику 8 Марта
2. Изготовление наглядного и демонстрационного материала по теме : «Весна»
1. Беседы с использованием компьютерной презентации: «Естественные водоемы Земли»;
«Значение почвы и воды в жизни всего живого»;
2. Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»; 1. Помощь в изготовлении скворечников в рамках экологической акции «Скворушка» :
2. Памятка: «День птиц»
Апрель Изготовление наглядного и демонстрационного материала по теме : «Лето» 1. Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
«День птиц»;
«Пасха»;
«День Земли»;
2. Завершение проекта «Огород на подоконнике» и начало проекта «Цветущий участок» 1. Памятка: «День Земли»
Май 1. Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики;
2. Родительское собрание : «Наши успехи!» 1. Работа над проектом: «Цветущий участок»;
2. Беседы с использованием компьютерной презентации: «Поможем природе» 1. Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля»
В конце года была проведена вторичная диагностика с воспитанниками, в результате которой у большинства был выявлен высокий уровень знаний по экологическому воспитанию.
Вывод: в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произошли существенные положительные изменения в показателях экологической воспитанности у большинства дошкольников. Посредством использования системы наглядно демонстрационного материала, дети значительно улучшили свои знания в экологическом воспитании. У них сформировались умения и навыки наблюдений, уходу и бережного отношения за природными объектами и явлениями. Почти все успешно проводят классификацию животных, растений, деревьев, цветов и грибов. Знают отличительные признаки живой и неживой природы. Воспитанникам очень понравилась игра «Мусорознайка», с помощью которой большинство ребят знают, как распределять мусор, чтобы сохранить нашу планету чистой. У всех детей наблюдается заботливое отношение к природе.
Однако, у некоторых воспитанников слабо сформировалось осознанное понимание взаимосвязи живого и неживого. Дети не восприняли себя, как часть природы, соответственно не поняли, какой вклад могут принести в сохранность всего живого. Поэтому планомерную работу по экологическому воспитанию планирую продолжать на следующий год, активно используя, и обогащая наглядно-демонстрационный материал.
Литература:
1. О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.
2. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997г.
старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.
3. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми
старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.
4. Т. И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.
5. Л. Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.