Марина Арндт
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
▼ Скачать +Заказ
План по самообразованию
на 2021-2022 учебный год
воспитателя Арндт Марины Игоревны
Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Публикация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Задачи: проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме; составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста; использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста; активно воздействовать на всестороннее развитие детей :
Ожидаемый результат: активизация познавательного интереса дошкольников; развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; формирование элементарных математических представлений.
Актуальность.
Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным методам ФГОС ДО.
В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности. Именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т. к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, так и для успешного обучения в школе.
Формирование математических представлений, согласно Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения, начинается в младшей группе детского сада. Но уже в раннем возрасте воспитатели проводят работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.
Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.
Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.
Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.
Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.
Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
План работы на год по данной теме
Сроки Содержание работы Практические выходы
сентябрь 1. Составить перспективный план работы по самообразованию.
2. Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования.
3. Проведение первичной диагностики детей в начале учебного года. План, диагностика
октябрь 1. Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек).
2. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.
3. Консультация для родителей «Как привить интерес к математике?» Игры во время самостоятельной и совместной деятельности в группе, на прогулках.
ноябрь 1. Пополнение РППС группы дидактическими играми по математике.
2. Изготовление папки – передвижки для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет».
3. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»). Игры во время самостоятельной и совместной деятельности в группе.
декабрь 1. Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности.
2. Оформление уголка занимательной математики в группе.
3. Привлечение родителей к изготовлению игр по математике. Математика в изобразительной деятельности (аппликации, лепке, рисовании).
январь 1. Создание картотеки игр по ФЭМП.
2. Пополнение уголка занимательной математики в группе.
3. Герои сказок из геометрических фигур. Создание игр.
Герои в альбоме.
февраль 1. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с логическими Блоками Дьенеша, настольно-печатные игры).
2. Информация в уголок для родителей
«Математика вокруг нас» Развлечение «Весёлая математика»
март 1. Самореализация. Составление картотеки игр по развитию математических представлений.
2. Игровая деятельность с использованием математических заданий. Представление картотеки
апрель 1. Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулках.
2. Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну математики». Игры во время совместной деятельности в группе.
май 1. Проведение итоговой диагностики, анализ, оформление результатов диагностики.
2. Обобщить результаты самообразования, написать отчет. Выступление на итоговом педагогическом совете.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
1. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.
2. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.
3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
4. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.
5. «Играем в числа» - серия пособий
6. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.
7. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
8. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. 11. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО, 2005 г. - 208 с.
9. З. А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников», СПБ: «Детство-Пресс», 2010.
10. Помораева И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений, 2016.
11. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г.
12. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
13. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед. наук.
14. Венгер Л. А. Больше, меньше, поровну, «Дошкольное воспитание», 1996 №6.