Елена
План по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
1. Коваль Елена Владимировна.
2. Образование высшее неоконченное, специальность:Социальная работа; переподготовка на воспитателя.
3. Стаж работы в ДОУ:4г,7
4. Тема самообразования : «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4лет».
5. Дата начала работы над темой 01.09.2017г.
6. Предполагаемая дата окончания работы над темой:май2018г.
Публикация «План по самообразованию „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Устное народное творчество
- Устное народное творчество. Самообразование
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Цель: Повышение профессиональной компетентности и совершенствование профессиональной деятельности в вопросах использования средств устного народного творчества для развития речи детей.
Задачи: Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.
Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.
Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.
Актуальность :Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста - помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители детей.
Вид проекта: познавательный, творческий, групповой.
Сроки реализации проекта: сентябрь- май.
Ожидаемые результаты:
Знание детьми малых фольклорных форм.
Формирование знаний о культуре русского народа.
Понимание детьми жанра устного народного творчества.
Использование фольклора в повседневной разговорной речи.
План работы :
Работа с детьми В течении года Сентябрь-май
1 этап. Подготовительный (сентябрь)
Сентябрь
Постановка целей и задач по данной теме.
Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Изучение литературы: 1. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
2. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
2 этап. Основной (октябрь – апрель).
Октябрь
Отгадывание детьми загадок
Консультация для родителей: «Роль загадки в воспитании дошкольника»
Досуг «Вечер загадок».
Ноябрь
Пополнить уголок ряженья русскими народными костюмами.
Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам
Досуг «Солнышко нарядись, красное покажись»
Декабрь
1. Театрализованная постановка
2. Инсценирование русской народной сказки «Теремок».
Январь
1. Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей, детскую художественную литературу с разными жанрами фольклора.
2. Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей
.«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)
Февраль
1. Разучивание подвижных игр, хороводов
2. Развлечение «Широкая Масленица»
Март
1. Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
2. Пальчиковые игры на основе русских народных потешек
3. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
Апрель
Конкурс для детей «Отгадай загадку, нарисуй отгадку»
Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему
«Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
Май
1. Самоанализ плана самообразования.
2. Презентация проекта «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Работа с родителями
Сентябрь-май
Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного развития речи детей. Взаимодействие с родителями осуществляется в рамках специальных мероприятий: -Индивидуальные встречи с родителями, систематически проходящими в течение года. -Работа с подгруппой родителей, у детей, которых обнаружены схожие проблемы в речевом развитии. -Создание игр и книжного уголка по развитию речи при участии родителей. -Размещение педагогической странички педагогическом уголке с советами родителей по развитию речи. -Консультации для родителей по развитию словаря, грамматического строя речи, фонематического строя, звуковой культуры речи. -Так для развития словаря рекомендую родителям читать познавательную литературу, рассматривать иллюстрации. - Просматривать семейные альбомы, рассказывая о родственниках, их профессиях. - Обязательно спрашивать у детей о прожитом дне (Чем тебя порадовал этот день? Чем огорчил? Чем удивил). - Использовать игровые упражнения «Зимние словечки», «Вежливые слова», «Назови предмет», «Какой он». - Для развития грамматического строя речи советую проводить игры «Помечтаем, что было бы…», «Я начну, а ты закончи», «Скажи одним словом», «Скажи наоборот». - Советую разучивать скороговорки, которые помогают лучше и быстрее выработать артикуляционные механизмы, которые в дальнейшем помогают овладеть полноценной техникой речи. - Проведение родительских собраний, на которых родители делятся своим опытом по развитию речи детей. - Совместное участие родителей и детей в праздничных утренниках, спортивных состязаниях, театрализованных представлениях. Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка Познакомила родителей со своими планами и предложила им принять участие, а также оказать помощь в их осуществлении. Так в группе появились вышивки, деревянные игрушки, предметы, уголок ряжания, а в книжном уголке книги с яркими картинками (сказки, потешки, песенки, прибаутки, загадки). Игровой уголок пополнился новыми игрушками т. к. игра является основным видом деятельности
Самореализация :
Апрель
Консультация для воспитателей
Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».
Май
Открытый показ нод во второй младшей группе. Рассказывание сказки с показом настольного театра.
Сказка «Заюшкина избушка»
Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
Выступление на педсовете.
Список используемой литературы:
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 2017г.
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2018г.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 2017г.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2018г.
5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2017г.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 2018г.