валентина исакова
План занятий по финансовой грамотности в младшей-средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
План по финансовой грамотности в младшей-средней группе
Цель:
расширять экономический кругозор дошкольника, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.
Задачи:
Публикация «План занятий по финансовой грамотности в младшей-средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
• Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
• Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
• Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
• Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
• Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
• Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях
• Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Сентябрь:
I неделя.
Тема: «Всех профессий на свете не счесть».
Цель: Создать условия для положительной мотивации к изучению финансовой грамотности, обобщению знаний о труде взрослых.
Д\ И: «Продукты труда – наши добрые дела».
Цель: Научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий.
Д\ И: «Назови, кто что делает».
Цель: Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности.
Тема: Чтение Заходер «Строители» (хрестоматия).
Цель: расширять знания детей о профессиях, продолжать учить правильно называть трудовые действия и орудия труда. Воспитывать уважение к трудовому человеку.
Итоговое мероприятие недели: Презентация «Всех профессий на свете не счесть».
Цель: Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности.
II. неделя:
Беседа: «Профессии разные нужны».
Цель: Систематизировать знания детей о мире профессий, научить устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека.
Дидактическая игра: «Что нужно для работы?».
Цель: уточнить знания детей о профессиях, воспитывать любознательность и уважение к труду.
Дидактическая игра: «Чудесный мешочек».
Цель: Закрепить знания детей об инструментах, расширить представления об их роли в изготовлении продуктов труда.
НОД: «Мастерская Самоделкина».
Цель: Воспитывать уважение к результатам труда; трудолюбие; целеустремленность; отрицательное отношение к лени.
Чтение: Михалкова С. «А что у вас?».
Цель: Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности.
III. неделя:
Беседа: «Профессии наших родителей».
Цель: Познакомить с профессиями родителей детей группы, с профессиональными династиями семей.
Дидактическая игра: «Самая нужная профессия».
Цель: Показать необходимость разных профессий в жизни людей, их ценность для общества.
Дидактическая игра: «Все работы хороши».
Цель: закрепить знания детей о профессии, пополнить их новыми сведениями, воспитывать любознательность.
Чтение книги А. Кардашовой «Простые волшебники».
Цель: Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности.
Заучивание пословиц и поговорок о труде и лени.
Цель: Воспитывать уважение к результатам труда; трудолюбие; целеустремленность; отрицательное отношение к лени.
IV неделя:
Дидактическая игра: «Мамина профессия».
Цель: Расширить словарный запас детей названиями профессий мужского и женского рода.
Дидактическая игра: «Сфера деятельности».
Цель: Уточнить представления детей о содержании деятельности людей различных профессий.
Экскурсия: в магазин, аптеку, парикмахерскую и т. д.
Цель: Воспитывать уважение к результатам труда.
Рассматривание альбома: «Труд – всему голова».
Цель: Воспитывать заботливое и уважительное отношение к людям, умеющих хорошо и честно трудиться.
Итоговое мероприятие недели: Оформление выставки рисунков «Труд моих родителей».
Цель: Стимулировать интерес к труду родителей и желание больше знать о нем, осознание того, что родители «простые волшебники».
Октябрь:
I неделя.
Беседа: «Современные профессии».
Цель: дать детям первоначальные представления о современных профессиях: бизнесмен, визажист, дизайнер, маркетолог, менеджер, программист, охранник, телеведущий, рекламный агент и т. д.
Дидактическая игра: «Я – менеджер».
Цель: закреплять понимание детьми взаимосвязи профессий.
Рассматривание альбома: «Современные профессии».
Цель: закрепить представления детей о современных профессиях.
Итоговое мероприятие: Викторина «Кто знает больше профессий».
Цель: закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности.
II. неделя:
Беседа: «Наше село любит трудиться».
Цель: систематизировать знания детей о многообразии трудовой деятельности родного села.
Сюжетно-ролевая игра: «Я - медсестра».
Цель: расширять знания детей о профессиях, продолжать учить правильно называть трудовые действия и орудия труда. Воспитывать уважение к трудовому человеку.
Чтение книги: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла».
Цель: воспитывать уважение к результатам труда.
Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»- овощи, фрукты, зерно.
Цель: расширить представления детей о профессиях села.
III. неделя:
Беседа: «Всякая вещь трудом создана».
Цель: подвести детей к выводу о том, что все вещи рукотворны, в них вложен огромный труд, поэтому их надо беречь.
Чтение Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться» (хрестоматия).
Цель: расширять знания детей о труде взрослых.
Дидактическая игра: «Кто знает, пусть дальше продолжает».
Цель: закрепить представления детей о сложном процессе производства продуктов труда, воспитывать бережное отношение к окружающим вещам как результату труда людей.
Дидактическая игра: «Все работы хороши».
Цель: закрепить знания детей о профессии, пополнить их новыми сведениями, воспитывать любознательность.
Итоговое мероприятие недели: Викторина «Кем создана вещь?».
Цель: прививать интерес к миру профессий через игры соревновательного характера.
IV неделя:
Беседа: «Кем быть? Что я сейчас могу?».
Цель: поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.
Дидактическое упражнение: «Хорошо - плохо».
Цель: развивать мышление, умение видеть положительные и отрицательные качества, воспитывать самостоятельность.
Дидактическая игра: «12 поваров».
Цель: закрепить умение определять профессию по внешнему виду, воспитывать познавательный интерес.
Создание «Мастерской добрых дел».
Цель: поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.
Итоговое мероприятие недели: Выставка рисунков «Умейка».
Цель: стимулировать деятельность по интересам, проявление творчества, изобретательности.
Ноябрь:
I неделя.
НОД на тему: «Деньги».
Цель: различать достоинство купюр, считать; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег.
Просмотр мультфильма: «Уроки совы - Что такое деньги».
Цель: Дать детям элементарные понятия о деньгах, о купле, продаже. Воспитывать предприимчивость.
Чтение и обсуждение сказок о деньгах: народных и авторских.
Цель: воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность.
Беседа: «Где можно заработать деньги».
Цель: воспитывать уважение к людям, стремящихся честно зарабатывать деньги.
II. неделя:
Беседа: «Понятие о деньгах. Путешествие в прошлое денег».
Цель: Познакомить с понятиями «деньги», «монеты», «купюры». Рассказать о происхождении денег и слова «рубль». Познакомить со старинными монетами и купюрами нашей страны, объяснить, что в обращении их использовать нельзя.
Дидактическая игра: «Изобретаем деньги будущего».
Цель: закрепить представления детей о денежных знаках, поощрять проявление творчества и фантазии.
Игра-занятие : «Интересные покупки».
Цель: различать достоинство купюр, считать; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег.
Итоговое мероприятие недели: лэпбук «Деньги».
Цель: закрепить представления детей о денежных знаках, поощрять проявление творчества и фантазии.
III. неделя:
Беседа: «Денежные знаки разных стран».
Цель: Дать детям понятие о том, что в каждой стране есть свои деньги, что лучше обменивать деньги при подготовке к зарубежному путешествию.
Дидактическая игра: «Три дорожки».
Цель: расширять представления детей о разнообразии стран, их денежных знаках.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Банк».
Цель: Подвести к выводу о важности всех профессий и уважительном отношении к людям любых профессий.
IV неделя:
Дидактическая игра: «Кукла Маша купила».
Цель: Закрепить умение определять товар по названным признакам, активизировать в речи детей экономические термины: купил-продал, цена, дороже - дешевле.
Дидактическая игра: «Что сегодня я куплю».
Цель: Закрепить понимание детьми того, что является товаром, а что не продается и не покупается.
Дидактическая игра: «Дешевле – дороже».
Цель: Развивать у детей умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент товаров по цене, развивать самостоятельность в принятии решений о покупке.
Чтение сказок: «Муха-Цокотуха», И. Галлиев «Три копейки за покупку».
Цель: Подвести к выводу о том, что любой товар имеет свою цену.
Декабрь:
I неделя.
Беседа: «Сколько заработал – столько и купил».
Цель: учить детей делать покупку с учетом «заработанных» денег, соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации.
Дидактическая игра: «Кукла Маша купила»
Цель: закрепить умение определять товар по названным признакам, активизировать в речи детей экономические термины: купил-продал, цена, дороже - дешевле.
Дидактическая игра: «Магазин игрушек».
Цель: предоставить детям возможность практически осуществить процесс купли – продажи, развивать умение видеть товар (материал, место производства, цену).
Дидактическая игра: «Что может купить кот?».
Цель: формировать представление о том, что необходимо соотносить цену товара с количеством имеющихся денег, воспитывать желание помочь коту.
Итоговое мероприятие недели: С\Д «Магазин игрушек», С\Д «Продуктовый магазин».
Цель: предоставить детям возможность практически осуществить процесс купли – продажи, развивать умение видеть товар (материал, место производства, цену).
II. неделя:
Беседа: «Состав семейного бюджета».
Цель: Познакомить детей с составляющими семейного бюджета.
Расширить словарный запас детей понятиями «бюджет», «доход», «пенсия», «стипендия», «детское пособие».
Закрепить понятия «деньги», «зарплата».
Беседа на тему: «Как сохранить Семейный бюджет».
Цель: воспитывать умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, связанных с деньгами.
Дидактическая игра: «Какие бывают доходы?».
Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах, упражнять в самостоятельном определении видов доходов.
Беседа-размышление: «Чего нельзя купить за деньги».
Цель: начать разговор о том, что не все в мире продается и покупается.
Итоговое мероприятие недели: Модель «Состав семейного бюджета».
Цель: закрепить представления детей о составляющих семейного бюджета.
III. неделя:
Беседа: «Бюджет моей семьи».
Цель: применять и конкретизировать приобретенные знания о семейном бюджете каждым ребенком группы при составлении бюджета своей семьи.
Рассказ-беседа: «Какие у нас потребности?».
Цель: познакомить детей с понятием «потребности» и видами потребностей по признакам.
Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».
Дидактическая игра: «Кому что нужно» (Чудесный мешочек - дети объясняют, кому и для чего эти вещи нужны).
Дидактическая игра: «Я хочу».
Цель: развивать умение детей группировать потребности в соответствии со своими желаниями, раскрыть разнообразие потребностей каждого человека.
Чтение и обсуждение сказки : А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Цель: различать виды потребностей; устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей.
IV неделя:
Дидактическая игра: «Ты сегодня папа и получил зарплату».
Цель: упражнять детей в планировании расходов семейного бюджета, уточнить представления о границах финансовых возможностях семьи, ее достатке и примерном уровне соответственно семейному бюджету.
Беседа о необходимости экономии в быту.
Цель: расширять знания детей о труде взрослых, дать представление о необходимости экономии в быту, воспитывать трудолюбие.
Чтение Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться» (хрестоматия) .
Цель: раскрыть решающую роль труда в удовлетворении потребностей.
Итоговое мероприятие недели: сюжетно-ролевая игра: «Семейный совет».
Цель: упражнять детей в планировании расходов семейного бюджета, уточнить представления о границах финансовых возможностях семьи, ее достатке и примерном уровне соответственно семейному бюджету.
Январь:
I неделя.
Дидактическая игра: «Следствия ведут колобки».
Цель: дать детям простейшие сведения о сберкассе, развивать интерес к труду взрослых (сберкасса).
Дидактическая игра: «Дом, в котором живут деньги».
Цель: познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями.
Сюжетно-ролевая игра: «Банк».
Цель: разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что такое проценты.
Итоговое мероприятие: Игра «Умники и умницы».
Цель: закрепить полученные детьми знания по темам «Труд – продукт» и «Деньги и цена».
II. неделя:
Рассказ – беседа : «Что такое реклама?».
Цель: дать представления о рекламе, о ее назначении.
Составление рассказа: «Реклама моей игрушки», «Моя игрушка лучше всех».
Цель: развивать интерес и положительное отношение к рекламе.
Просмотр мультфильма: «Как мужик корову продавал».
Цель: учить правильно воспринимать рекламу.
Итоговое мероприятие: Сюжетно-ролевая игра: «Рекламное агентство».
Цель: развивать детское творчество, находчивость, изобретательность.
III. неделя:
Беседа об экономике, знакомство с Гномом Экономом
Цель: воспитывать познавательный интерес к экономической действительности.
Занятие : «Что такое Экономика? 12 золотых правил».
Цель: учить выделять в окружающем мире экономические характеристики.
Дидактическая игра: «Товары и услуги».
Цель: учить детей группировать потребности по категориям (товары и услуги).
Рассуждения: «Что необходимо человеку?».
Цель: учить детей разнообразию потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранении здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т. п.
IV неделя:
Беседа: «Хороший хозяин».
Цель: разъяснить детям, кого называют хорошим хозяином в семье (того, кто умеет правильно распределять семейный бюджет».
Сюжетно – дидактическая игра: «Что? Где? Почем?».
Цель: в игровой форме закрепить у детей знания по финансовой грамотности.
Заучивание: Воронько «Обновки».
Цель: дать детям элементарные понятия о деньгах, о купле, продаже. Воспитывать предприимчивость.
Обыгрывание ситуации: «К нам гости пришли».
Цель: закрепить понятие-семья, воспитывать положительное, заботливое отношение к своей семье.