Ольга Найданова
Кружковая работа для всестороннего развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
План кружка «Оч. умелые ручки» Найданова Ольга Александровна МБДОУ №7, Курган
Пояснительная записка
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации со взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность
Публикация «Кружковая работа для всестороннего развития ребенка» размещена в разделах
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
Программа кружка «Оч. умелые ручки» направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Программа позволяет посещать занятия не только здоровым детям, но и детям с отклонениями в развитии.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, развивают графические навыки : обводка, штриховка, рисование по точкам.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15 минут. Всего 31 занятие.
Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).
Цель:
Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей;
развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.
Задачи:
Обучающие:
1. Учить детей владеть графическими навыками:
а) штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо
б) обводить контуры предмета по точкам
в) дорисовывать предметы
г) раскрашивать картинки соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять незакрашенных мест.
2. Учить работать с бумагой : мять, рвать, сгибать
3. Обучать приемам работы с пластилиновой техникой: отщипывание, сплющивание, раскатывание, скатывание, размазывание
4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.
Развивающие :
1. Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. развивать способности координированной работы рук со зрительным
восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление,
фантазию.
4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
Воспитывающие:
1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное
отношение к работе.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Организация работы кружка
Возраст детей участвующих в реализации данной программы 3-4 года.
Программа рассчитана на 1 год обучения (2019-2020 учебный год)
Проводится кружок один раз в неделю - (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут).
Занятия проводятся с сентября по май.
Формы организации образовательной деятельности - занятия проводятся групповые, по подгруппам и индивидуально.
Диагностический инструментарий
Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль играет диагностическое обследование, как средство исследования педагогом мелкой моторики.
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.
Обработка и анализ результатов:
1. Отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован;
2. Основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения - уровень развития сформирован в недостаточной мере;
3. Точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.
Особенности проведения:
Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена
Задания для диагностики мелкой моторики детей 3-4 лет:
• Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.
• Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.
• Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.
• Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.
• Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.
• Поочередно постукивать пальчиками по столу.
• Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.
• Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.
• Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.
• Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.
5. Учебно-тематический план
Месяц:
Сентябрь Тема Задачи
1 неделя Диагностические задания выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук
2 неделя Диагностические задания выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук
3 неделя Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» – катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков. развивать мелкую моторику пальцев
4 неделя Д/игра «Золушка» - помочь Золушке перебрать крупы: семечки, макароны развивать мелкую моторику пальцев
Месяц:
Октябрь Тема Задачи
1 неделя «Деревья осенью»
учить рисовать скомканным куском бумаги
2 неделя Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками. развивать мелкую моторику пальцев
3 неделя Лепка «Божья коровка» учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого и скатывать их в маленький шарик
4 неделя Пальчиковое упражнение «зайка» Игра «Заинька-зайка» развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом
Месяц:
Ноябрь Тема Задачи
1 неделя Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками. развивать мелкую моторику пальцев
2 неделя Рисование пальчиками «Дождик» развивать мелкую моторику пальцев
3 неделя Цветок для мамы (из мятой салфетки) учить детей рвать бумагу и скатывать мелкие шарики
4 неделя Лепка «Подсолнух» учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого и скатывать их в маленький шарик
Месяц:
Декабрь Тема Задачи
1 неделя Лепка «Чайный сервиз» учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого и скатывать их в маленький шарик, раскатывать «колбаску» и сворачивать в колечко
2 неделя «Снегопад в лесу» (из мятой салфетки) учить детей рвать бумагу и скатывать мелкие шарики
3 неделя Пальчиковое упражнение «коза»
Игра «Идет коза рогатая» развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом
4 неделя Новогодняя елка (на трафарете зеленой елки разложить «игрушки» из мятой бумаги (салфетки)
учить детей рвать бумагу и скатывать мелкие шарики
Месяц:
Январь Тема Задачи
2 неделя «Деревья зимой» учить рисовать скомканным куском бумаги
3 неделя «Красивая тарелочка» Учить отщипывать пластилин и размазывать по тарелочке, украсить тарелочку с помощью различных семян (цветок)
4 неделя Лепка «Ежик» учить скатывать форму шара и использовать прием вытягивания (носик ежика) использовать для иголок ежа семена подсолнечника
Месяц:
Февраль Тема Задачи
1 неделя Лепка из соленого теста, выдавливание формочками Учить раскатывать тесто скалкой и выдавливание формочкой
2 неделя «Сердечко любимым» Учить раскатывать тесто скалкой и выдавливание формочкой, украсить семенами в виде цветка
3 неделя Аппликация «Подарок для папы» с элементами оригами и использование цветной манки учить складывать бумагу пополам, аккуратно насыпать манку на клеевую основу
4 неделя Игра «Чудесный мешочек» развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка)
Месяц:
Март Тема Задачи
1 неделя Аппликация «Цветок для мамы» развитие тактильной чувствительности пальцев рук, учить сворачивать полоску бумаги в колечко
2 неделя Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо – прищепки» развивать мелкую моторику пальцев и рук.
3 неделя «Идет снег»
учить детей делать аппликацию манной крупой. Развивать мелкую моторику пальцев.
4 неделя «Кактус»
(втыкание лапши в большой и маленький пластилиновый комочек совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию
Месяц:
Апрель Тема Задачи
1 неделя Раскрась картинку развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, совершенствование навыка правильного нажима на карандаш
2 неделя Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки) развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем
3 неделя Рисование «верёвочкой» развивать мелкую моторику пальцев и воображение
4 неделя Игра «Солнце светит ярко, ярко» выложить из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию
Месяц:
Май Тема Задачи
1 неделя «Салют» рисование с помощью зубной щетки продолжать развивать мелкую моторику
2 неделя «Деревья весной»
«Одуванчики» с помощью ватной палочки продолжать учить рисовать скомканным куском бумаги и ватными палочками (печатание)
3 неделя Диагностические задания выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук
4 неделя Презентация
работы кружка.
Выставка работ.