Светлана Рудакова
План-конспект занятия учителя-дефектолога «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип занятия : Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.
Возрастная группа: подготовительная группа для детей с задержкой психического развития.
Цель: Создание условий для совместной познавательно-исследовательской деятельности, для установления родо-видовых отношений.
Создать условия для формирования у дошкольников способность устанавливать родо-видовые отношения между предметами, самостоятельно и творчески находить способы решения проблемы на основе логических алгоритмов, вырабатывать суждения и умозаключения, удовлетворяя детскую природную любознательность.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
Публикация «План-конспект занятия учителя-дефектолога „Посуда“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Закреплять знания, уточнять и активизировать словарный запас по теме «Посуда».
Упражнять в умении группировать предметы посуды по цвету, по назначению, по материалу, из которого она изготовлена.
Продолжать учить работать в подгруппах.
2. Коррекционно-развивающие:
Развивать познавательную активность.
Развивать умение образовывать относительные прилагательные от существительных, обозначающих материал, из которого изготовлена посуда.
3. Коррекционно-воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества, умение выслушивать друг друга, выражать своё мнение.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Детские виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Предполагаемое взаимодействие с родителями: сбор коллекции предметов посуды; создание классификационной таблицы предметов посуды по другим признакам (по цвету, по размеру и др.)
Предварительная работа: сбор коллекции разных предметов посуды, рассматривание и обсуждение назначения каждого предмета. Разгадывание загадок о предметах посуды.
Демонстрационный материал: Коллекция посуды. Общая таблица на ватмане (А0). Картинки с изображением посуды для классификации «по назначению». Картинка с изображением бабушки Федоры.
Раздаточный материал: Картинки с изображением посуды для классификации «по материалу», из которого она сделана (для наклеивания). Клей карандаш, салфетки, 5 листов А4.
Ход занятия
I. Актуализация культурно-смыслового контекста
- Ребята, посмотрите, что у меня есть! (На столе предметы посуды)
- Как эти предметы называются одним словом? (Посуда)
- Хотите узнать, откуда здесь взялась эта посуда? Тогда садитесь поудобней и послушайте сказку К. И. Чуковского «Федорино горе»
- Почему посуда убежала от бабушки Федоры?
- Почему посуда решила вернуться?
Пока посуда убегала от бабушки Федоры, она вся испачкалась и перепуталась. Помоет посуду сама бабушка Федора, а вот разложить её по местам (разложить её по группам) Федора Егоровна не сможет.
-Хотите помочь бабушке Федоре навести порядок и расставить посуду по своим местам?
II. Обсуждение идей, предложений детей и взрослого по поводу возникших проблем
- Для начала давайте рассмотрим посуду.
-Чем различаются разные предметы посуды? (цветом, назначением, материалом, из которого она сделана)
- Как мы можем сгруппировать эти предметы, чтобы помочь гостье? (По цвету; по размеру; по назначению; по материалу, из которого она сделана)
III. Предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями
- Федора Егоровна думает, что если мы сгруппируем посуду по цвету, то это будет красиво. Проверим?
-Какого цвета посуда у Бабушки Федоры? (белого, серого, зелёного, коричневого, жёлтого).
- Отметим эти группы карточками-символами белого, серого, зелёного, коричневого, жёлтого цвета. Карточки-символы мы положим на отдельные столы. Именно на эти столы будем составлять предметы посуды такого цвета.
Инструкция:
- Возьмите у Федоры 1 предмет посуды и поставьте его на стол с соответствующей цветной карточкой.
Проверка.
-Давайте проверим, всё ли правильно.
-Сколько групп получилось? По какому признаку мы расставили предметы посуды на группы? (по цвету)
- Посмотрела Федора Егоровна на то, как мы навели порядок, как сгруппировали посуду, и подумала, а как можно расставить посуду по-другому? ( по назначению: кухонная, столовая, чайная; по материалу)
- Предлагаю, сначала сгруппировать посуду по назначению : кухонная, столовая, чайная.
- Группировать посуду будем с помощью картинок на доске.
( на доске нарисована таблица с условными обозначениями каждой группы: кухня, стол с тарелкой и ложкой, чайник.)
Инструкция:
-Возьмите по 2 картинки прикрепите их в соответствующие колонки в таблице. Объясните свои действия.
Вывод:
- Сколько групп получилось? По какому признаку сгруппировали предметы?
Посмотрела Федора Егоровна на эту классификацию. Понравился бабушке и такой способ наведения порядка.
- Давайте покажем бабушке и третий способ, как можно сгруппировать посуду.
- По какому ещё признаку мы можем объединить посуду?
(по материалу, из которого она сделана)
- Из чего делают посуду? Значит, она какая? (стеклянная, деревянная, пластмассовая, фарфоровая, металлическая)
Дидактическая игра «Из чего, какой?»
- Чашка из фарфора – (какая) фарфоровая.
- Ложка из металла – (какая) …
Инструкция:
На столах, на подносах у бабушки Федоры лежат картинки с изображением различных предметов посуды.
Эти картинки мы будем наклеивать на специальные листы.
На каждом листе есть условное обозначение посуды, сделанной из какого-то материала.
На какой материал указывает символ, из такого же материала мы должны наклеить картинки с изображением посуды на это лист.
Вам необходимо разделиться на 5 групп. Каждая группа выберет себе лист для наклеивания картинок. Можете пройти за любой стол.
Из общего набора картинок выберите только те, которые нужны именно вашей группе.
- Не забывайте, что картинки нужно приклеить так, чтобы они располагались сверху вниз и не выходили за края листа.
Вывод:
- Давайте объединим наши маленькие таблицы в одну большую таблицу.
- На сколько групп мы разделили посуду? Какая посуда в первой – пятой группе? По какому признаку мы сгруппировали посуду? (по материалу)
IV. Предложение предметного материала, обеспечивающего продолжения исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями
- Смотрит Федора Егоровна на все классификации и удивляется, как много способов расставить одни и те же предметы посуды.
- Сколько классификаций у нас получилось? По какому признаку они были собраны?
- Какую классификацию вам понравилось собирать больше всего? Почему?
- Бабушка Федора благодарит вас за помощь, теперь в её доме всегда будет порядок. И это благодаря вам и вашей помощи.
- Дома вы можете сгруппировать посуду по другому признаку и сделать свою таблицу. Затем, в группе мы её рассмотрим.