Анжелика Татаринова
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) «Путешествие в Арктику»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме:
"Путешествие в Арктику"
Цель: Закреплять знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера.
Задачи:
Познакомить детей с :
месторасположение /на Северном полюсе/;
рельеф /ледяная пустыня, голые скалы и каменистые россыпи на побережье/;
Публикация «План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) „Путешествие в Арктику“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
климат /холод, вечная мерзлота, снег, лед, сильные ветры/;
сезонные явления и временные промежутки /продолжительность дня и ночи, времен года/;
Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания при помощи схем и моделей, логических умозаключений:
Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
Прививать интерес к научно-познавательной деятельности на эмоциональном настрое, закладывая основы экологической культуры.
Материал для занятия :
фотоиллюстрации с видами Севера;
глобус, физическая карта;
демонстрационные карточки внешних факторов /вода, тепло, свет, почва;
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя о планете Земля, Северном и Южном полушариях, линии экватора, климате и характерных особенностях на примере рассматривания географической карты и глобуса.
Проведение опытов «Почему перерезанный лед остается целым?»
Чтение художественной и научно-популярной литературы об этом крае.
Самостоятельное составление схем и моделей о природе /на базе средней и старшей группы по разделу «Ознакомление с природой»/.
Ход занятия.
Вступительная беседа.
Воспитатель беседует с детьми с целью выяснения усвоенных ранее знаний и закрепления их.
Фонограмма шума пурги, затемнение комнаты.
Как вы думаете, где мы оказались?
Что вы чувствуете, когда темно и так воет ветер?
Дети рассказывают о своих ощущениях, высказывают предположения о том, где они оказались.
Дети показывают местонахождение Арктики на глобусе и карте. Рассуждают о том, что это ледяная пустыня, голые скалы и каменистые россыпи на побережье.
Работа со схемами, закрепление знаний о климатических условиях Арктики
Воспитатель предлагает к обдумыванию фразу «Эта страна обречена природой на вечный холод: она лишена теплых солнечных лучей и погребена под мощным слоем никогда не тающего снега и льда…»
Вопрос воспитателя: «Вы согласны с ним? Обоснуйте и докажите свой ответ. Обратите внимание на схемы суточного и годового движения Земли, расположения Солнца относительно Земли в разное время года, вспомните проведенные опыты» .
Воспитатель предлагает прослушать прогноз метеорологов: «Температура воздуха на северном полюсе – 56 градусов, сохраняется устойчивая сухая погода с пасмурными низкими слоистыми облаками, ветер северный, со скоростью 40 м/с, в ближайшие дни ожидаются осадки в виде снега.»
Задание: на карточках закрыть те явления погоды, которые диктор не назвал.
Вывод: переданный прогноз погоды указывает на то, ничего живого здесь нет?
Дети на основе схем и опытов делают выводы о том, что это настоящий полюс холода и солнце играет для него исключительную роль: когда оно низко над Землей, то бывает холодно. В Арктике царствуют холод, вечная мерзлота, снег, лед, сильные ветры.
Индивидуальная работа детей по карточкам.
Дети соглашаются или не соглашаются с воспитателем, доказывая свой ответ.
Физкультминутка:
Медвежата в чаще жили
Головой они крутили,
Вот так, вот так головой крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Медвежата воду пили,
Друг за дружкою ходили,
Вот так, вот так друг за другом все ходили.
Медвежата танцевали,
Кверху лапы поднимали,
Вот так, вот так кверху лапы поднимали.
Действия в соответствии со словами стихотворения.
Игра «Какое животное лишнее?»
Цель игры: развитие логического мышления и памяти детей, через умение распределять животных по природным зонам, в которых они живут.
Индивидуальная деятельность детей по карточкам,соотносят предметное или силуэтное изображение животных с той природной зоной, в которой оно живет.
Итог занятия
Вопрос : «Могут ли наши животные жить вместе с белым медведем в Арктике? Почему?»
Задание детям на дом: На большинство вопросов мы с вами ответили. А вот обнаружены ли геологами – полярниками полезные ископаемые, я предлагаю вам разобраться дома, работая с картой.
Рассуждения детей.
При планировании занятия использовалась литература:
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. :Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. -Воронеж:ТЦ «Учитель»,2004.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.
Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М. : Новая школа. - 1996.
Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? / Пер. К. Мишиной, А. Зыковой. – М., 2003.