Елена Конопкина
План-конспект занятия по грамоте в средней группе детского сада «Построим новый теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
Построим новый теремок
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие). Малые фольклорные жанры одни из них.
Публикация «План-конспект занятия по грамоте в средней группе детского сада „Построим новый теремок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Средняя группа
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавший в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.
Поэтому в своей работе по развитию речи, я стремлюсь как можно чаще использовать фольклорный материал: поговорки, пословицы, потешки, загадки, сказки и т. д.
Предлагаю конспект по грамоте с использованием элементов фольклора.
Программное содержание:
1. Закрепление действия интонационного выделения звука в слове.
2. Развитие умения выделять 1-й звук в слове.
3. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
4. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.
5. Формирование компонентов устной речи на фольклорном материале.
6. Развитие произвольных движений пальцев рук.
7. Приобщение к русской культуре посредством потешек, сказок, загадок.
8. Активизация речи детей, расширение словарного запаса.
Материал:
• игрушки – персонажи сказки «Теремок» и других лесных зверей;
• шапочки героев сказки «Теремок»;
• две игрушки машины – большая и маленькая;
• предметные картинки со звуками «р» и «рь»;
• две корзинки (большая и маленькая);
• интерактивная доска Elit Panaboard;
• мультимедийная игра «Найди свой домик»;
• лист для акварели, фломастер.
Ход занятия.
В. - Ребята, послушайте загадку:
Где-то в поле он стоит,
Из трубы дымок летит.
Заяц, мышь, лиса, лягушка,
Волк и косолапый мишка
Дружно, весело живут,
Хором песенки поют.
Отвечай скорей, дружок,
Это сказка…
(Теремок)
В. – Да, правильно. А теперь давайте вспомним сказку «Теремок». Какие в ней были персонажи?
Д. - (Дети в шапочках героев сказки друг за другом выходят и читают стихи – потешки о персонажах сказки):
Песенка Мышки.
Вот так домик - невеличка
На пенёчке в лес глядит.
Подойду к нему поближе,
Песенка Лягушки.
Ква – ква – ква.
Пожелтела вся трава,
Зябнут лапки и живот…
В теремочке кто живёт?
Песенка Зайчика.
Серый зайчик,
Побегайчик,
Я по ельнички бежал.
Я от шороха дрожал.
А кто здесь? Какой народ
В теремочке кто живёт?
Песенка Лисички.
По кусточкам, по лесам
Ходит рыжая лиса.
Ищет норку – где – нибудь
Приютиться и уснуть…
Песенка Волка.
Листья осыпаются,
Звери ждут зиму…
Волчику – братику
Скучно одному…
Песенка Медведя.
Трещат кусты под лапою.
Под лапою мохнатою.
Иду, бреду по ельничку,
По хрусткому валежнику…
В. - А кто ещё мог прийти в теремок?
Д. - (Ответы детей): белка, кошка, собачка, птичка.
В. - Вот они у нас здесь. А звери пришли в теремок все сразу или друг за другом? Кто был первым? Кто был вторым?
- И в словах звуки тоже располагаются друг за другом. Давайте определим первый звук в слове с которого начинаются названия зверей: с большого братца (твердого согласного звука) или с маленького братца (мягкого согласного звука). Смотрите, к нам пожаловали сами братья – Твердый звук и Мягкий звук. На какой машине приехал старший братец? (Твердый звук – на большой машине, на какой машине приехал младший братец – согласный мягкий звук (на маленькой машине). Давайте поиграем в игру «Кто первый» и положим игрушки, названия которых начинаются с согласного твердого звука в большую машину, а игрушки, названия которых начинаются с согласного мягкого звука – в маленькую машину. (Проводится игра).
В. – Но братцы привезли с собой ещё одну игру.
Д/и «Два братца».
- Сейчас мы с вами поиграем, только сначала послушаем, какой звук произносим, когда заводим мотор у большой машины? («р»). А когда заводим мотор у маленькой машины? («рь»). Вот и будем искать в словах на картинках звуки «р» и «рь» и складывать картинки со звуком «р»- в большую корзинку, а картинки со звуком «рь» - в маленькую. (Проводится игра).
В. – Теперь немного отдохнём и, как будто, пойдём в лес. (Пальчиковая гимнастика).
Солнышко (Утром солнце рано встало,
Всех детишек приласкало).
Лес (Здравствуй, лес, могучий лес.
Полный сказок и чудес).
Цветок (Вырос цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки,
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки).
Проснулись и наши пальчики:
Побежали вдоль реки
Пальцы наперегонки.
Прибежали и подружились:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
С вами мы подружимся
Маленькие пальчики.
Пошли в гости:
В гости к пальчику большому
Прибежали прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний –
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог:
Все мы пальчики – друзья,
Друг без друга нам нельзя.
Пришли к домику, а на двери висит замок:
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули… Покрутили… Постучали…
И открыли.
В. – Ну вот, отдохнули. А теперь вспомним, что случилось с теремком в сказке? (Сломался). Стали звери строить новый теремок? А из чего? Сразу или по частям? (По частям, из разных деталей). А вы помните, что и слова могут быть разной длины и состоять из разного количества частей?
Д/и «Найди свой домик»: будем хлопками измерять количество слогов в слове- картинке и определять место картинки в домике с одним окном, двумя или тремя окнами – по количеству слогов. (Игра проводится в мультимедийном виде).
В. – Теперь, дети, поможем зверям построить теремок.
Д/и «Построим новый теремок»: вы будете называть слова со звуками «р» и «рь», которые подходят для строительства дома, а я буду рисовать те предметы, которые вы назовёте.
- потом «обставим дом» (предметы мебели с «р» и «рь»);
- нарисуем сад, огород и т. д.
В. – Молодцы, вы хорошо справились с заданиями, мы построили новый теремок. Всем зверям будет в нём уютно и весело.