МААМ-картинки

План-конспект урока литературы в 6 классе по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Ольга Осанова
План-конспект урока литературы в 6 классе по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»
▼ Скачать + Заказать документы

План-конспект урока литературы в 6 классе по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Тема урока : А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка» : особенности композиции. (1 ч.)

Тип урока : урок изучения нового материала.

Цели:

Публикация «План-конспект урока литературы в 6 классе по повести А, С, Пушкина „Барышня-крестьянка“» размещена в разделах

1. Обучающая: дать представление о роли антитезы в сюжетно-композиционной организации повести и о пародировании романтических тем и мотивов; формировать умение анализа художественного текста.

2. Воспитательная: воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову, чувство гуманности, уважение к чувствам человека, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

3. Развивающая: помочь учащимся активизировать мышление, используя необходимые средства и приемы деятельности, воссоздающие эмоции, развивающие воображение, внести вклад в формирование умения словесно воссоздавать образы, анализировать теоретический материал, определять свое личное отношение к волнующим фактам.

Планируемые задачи :

1. Проверить знание текста уже прочитанного произведения А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и познакомить учащихся с особенностями его композиции;

2. Познакомить учащихся с понятием «пародия».

Основные методы обучения:

• Объяснительно-иллюстративный

• Репродуктивный

• Частично-поисковый

• Исследовательский

Формы работы: аналитическая и поисковая работа с текстом, словарная работа, приемы сравнения, беседа, самостоятельная работа, индивидуальная и парная работа.

Формы организации учебной деятельности на уроке : групповая работа,

индивидуальная работа.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, текст повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка», толковый словарь С. И. Ожегова маски, кроссворд, рабочие материалы.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно. Но, прежде чем приступить к работе, давайте создадим хорошее рабочее настроение, улыбнувшись друг другу.

2. Проверка домашнего задания.

3. Слово учителя.

- Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами продолжим работать над повестью Пушкина «Барышня-крестьянка».

3. Беседа.

Учитель: Из всех произведений, входящих в «Повести Белкина», созданных Александром Сергеевичем Пушкиным, «Барышня-крестьянка» — самое светлое и доброе произведение. В нем нет ни трагической смерти, как в «Станционном смотрителе», ни страшной тайны, как в «Выстреле», ни любовного испытания, как в «Метели». Зато есть любовь, счастливая и шаловливая, потому что сама повесть содержит излюбленный мотив всех комедиографов — переодевание.

«Барышня – крестьянка» является пародией на романтические и сентиментальные произведения того времени. А что такое «пародия»? (Словарная работа).

Пародия – комическое или сатирическое подражание кому-чему-н. (По толковому словарю С. И. Ожегова)

Пушкин берет расхожие романтические сюжетные штампы и «переворачивает» их. История вражды двух семейств, дети которых влюблены друг в друга… Ребята, не напоминает ли вам эта история какой-нибудь литературный сюжет?

Ученики: Напоминает сюжет трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта».

Учитель: Молодцы! А в чем же отличие?

Ученики: Шекспир описывает настоящую трагедию, где враждуют семьи, а дети погибают, потому что никто бы им не позволил любить друг друга. А вражда Пушкинских героев смешна, она вызывает улыбку, их дети любят друг друга, и всё заканчивается хорошо.

Учитель: Действительно, это так. Ситуация в «Барышне-крестьянке» нагнетается, но затем также разрешается совершенно неромантическим способом – все оказывается как нельзя лучше. В повести романтическому взгляду на действительность противопоставляются реальная жизнь и здравый смысл. А теперь, ребята, давайте еще раз прочитаем заголовок повести. Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка?

Ученики: Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.

Учитель: Что дает совмещение этих слов?

Ученики: Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения. Прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.

Учитель: Обратите внимание на эпиграф перед началом повести. Попробуйте объяснить смысл этого эпиграфа.

Ученики: Эпиграф взят из поэмы И. Богдановича «Душенька» и является как бы нравственной характеристикой героини, которая «хороша» и в дворянском, и в крестьянском облике.

Учитель: Ну а теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд и вспомнить, какими были герои этой повести. У вас на партах лежат листы с кроссвордом. Читаем характеристики героев и вспоминаем, кому они принадлежат.

Учитель: Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы смогли по характеристике узнать героя и правильно заполнить кроссворд. Но все ли клетки в кроссворде заполнены и обо всех ли персонажах мы говорили или кого-то все-таки забыли?

Ученики: Мы не говорили про Лизу Муромскую.

Учитель: Верно! Мы не охарактеризовали главную героиню повести Лизу – Елизавету. Давайте поищем в тексте повести характеристику Лизы.

Ученики: «Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье мисс Жаксон…».

«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и её барышня».

Учитель: Ребята, а только ли в этом образе предстает перед нами Лиза на всем протяжении повести?

Ученики: Лиза появляется в повести еще в образе крестьянки Акулины и в образе размалеванной француженки.

Учитель: Правильно! И знаете, ребята, мне сейчас захотелось сравнить нашу повесть с маскарадом. Ведь получается, что Лиза носит две маски: смешной размалеванной француженки и крестьянки Акулины (Эти две маски прикреплены на доске). Ребята, скажите, а зачем Лизе понадобилось переодеваться в крестьянку?

Ученики: Отцы враждовали, и она не могла его по-другому увидеть; ей хотелось увидеть настоящего Алексея, а не светского дворянина.

Учитель: Какое же впечатление она произвела на Алексея? Почему он растерян и влюблен?

Ученики: Она не похожа на светских барышень, она естественная, весёлая.

Учитель: Что привлекло его в ней?

Ученики: Умение умно говорить, красота, доброта, естественность.

Учитель: Да, она и загадка, и неожиданность. Наш Алексей заинтригован. А у самого Алексея и у других героев были маски? Сейчас я покажу вам маски, а вы попробуете угадать, кому из героев они принадлежат.

Учитель: Истинное лицо, свои настоящие душевные качества герои повести прячут под масками. Однако некоторые маски, наоборот, подчеркивают красоту души персонажей. А теперь давайте поработаем над композицией и сюжетом повести. Ребята, скажите, как произошло последнее объяснение Алексея и Лизы?

Ученики: Случайно, Алексей хотел объясниться с Лизой, рассказать о своей любви к Акулине и застал Лизу в своем истинном обличии.

Учитель: А какова вообще роль случая в повести? Давайте перечислим случайности, которые двигают повесть. Так ли они случайны? Рассмотрим композицию. Но для начала вспомним, из каких элементов должна состоять композиция произведения.

На доске: экспозиция – завязка – кульминация – развязка – эпилог (не обязателен).

Есть ли в нашем произведении экспозиция?

Ученики: Есть: это рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.

Учитель: Вспомните, а когда же происходит завязка действия?

Ученики: Настя, служанка Лизы, знакомится с А. Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А. Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство с ним Лизы.

Учитель: Ребята, как вы думаете, а когда же наступает кульминация в повествовании? Что, кстати, это такое?

Ученики: Самый напряженный момент в повествовании, после него должна последовать развязка. Случайная встреча с Лизой - Акулиной в ее доме. Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым – старшим.

Учитель: Есть ли развязка в произведении?

Ученики: Нет: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку».

Учитель: Так ли случайны случайности в повести? Поразмышляйте над этим вопросом дома.

Домашнее задание

1. Сочинение – миниатюра «Роль случая в повести А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка».

2. Иллюстрация понравившегося эпизода.

Учитель: В маршрутных листах оцените сегодняшний урок знаком «+» :

Урок полезен, всё понятно.

• Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

• Ещё придётся потрудиться.

• Да, трудно всё-таки учиться!

Публикации по теме:

План-конспект урока математики в 1 классе «Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Числа 1, 2, 3, 4, 5. Цифра 5. 1. ФИО (полностью): Пименова Вера Александровна 2. Место работы: ГБОУ СОШ с. Мусорка.

Конспект интегрированного урока чтения в 8 классе коррекционной школы 8 вида «Творчество А. С. Пушкина» Интегрированный итоговый урок по творчеству А. С. Пушкина в 8 классе. Учитель русского языка и литературы МОКУ СКОШ-И №34: Алексеева Нина.

Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления.

План-конспект урока математики во 2 классе «Периметр» Цель: ознакомить с приёмом нахождения периметра прямоугольника. Задачи: формировать умение решать задачи, связанные с нахождением периметра.

План-конспект урока ИЗО в 7 классе «Динамика и статика» Тема: «Динамика и статика». Цель: закрепление композиционных понятий, динамика и статика. Задачи: – освоение понятий динамики и статики;.

План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Опасные места» План-конспект урока окружающего мира по УМК «Школа России». Учитель: Соболева С. Н. Тип урока: урок-дискуссия. Класс: 3 Тема: Опасные места.

План-конспект урока «Вязание крючком» в 6 классе по ФГОС План-конспект урока по теме: «Вязание крючком» Составила учитель технологии Кузнецова Н. А. Цель урока: Ознакомиться с инструментами и.

План-конспект урока русского языка во 2 классе УМК системы Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова Учитель начальных классов Куимова Валентина Сергеевна Тема урока: «Проверка ОСП в корнях слов путем изменения слова и с помощью родственных.

План-конспект урока технологии в 6 классе «Вышивка» Изучение нового материала Учитель Дурова Татьяна Сергеевна Цель Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений по.

Практический опыт реализации ФГОС на уроках английского языка. План-конспект урока в 7 классе «Save the Earth» Практический опыт реализации федерального государственного образовательного стандарта на уровне основного общего образования на уроках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект урока литературы в 6 классе по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»
Опубликовано: 29 августа 2019 в 21:52
+53Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-конспект урока литературы в 6 классе по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Осанова (УИ 1065897) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД