Ольга Осанова
План-конспект урока литературы в 6 классе по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект урока литературы в 6 классе по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»
Тема урока : А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка» : особенности композиции. (1 ч.)
Тип урока : урок изучения нового материала.
Цели:
Публикация «План-конспект урока литературы в 6 классе по повести А, С, Пушкина „Барышня-крестьянка“» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
1. Обучающая: дать представление о роли антитезы в сюжетно-композиционной организации повести и о пародировании романтических тем и мотивов; формировать умение анализа художественного текста.
2. Воспитательная: воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову, чувство гуманности, уважение к чувствам человека, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.
3. Развивающая: помочь учащимся активизировать мышление, используя необходимые средства и приемы деятельности, воссоздающие эмоции, развивающие воображение, внести вклад в формирование умения словесно воссоздавать образы, анализировать теоретический материал, определять свое личное отношение к волнующим фактам.
Планируемые задачи :
1. Проверить знание текста уже прочитанного произведения А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и познакомить учащихся с особенностями его композиции;
2. Познакомить учащихся с понятием «пародия».
Основные методы обучения:
• Объяснительно-иллюстративный
• Репродуктивный
• Частично-поисковый
• Исследовательский
Формы работы: аналитическая и поисковая работа с текстом, словарная работа, приемы сравнения, беседа, самостоятельная работа, индивидуальная и парная работа.
Формы организации учебной деятельности на уроке : групповая работа,
индивидуальная работа.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, текст повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка», толковый словарь С. И. Ожегова маски, кроссворд, рабочие материалы.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно. Но, прежде чем приступить к работе, давайте создадим хорошее рабочее настроение, улыбнувшись друг другу.
2. Проверка домашнего задания.
3. Слово учителя.
- Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами продолжим работать над повестью Пушкина «Барышня-крестьянка».
3. Беседа.
Учитель: Из всех произведений, входящих в «Повести Белкина», созданных Александром Сергеевичем Пушкиным, «Барышня-крестьянка» — самое светлое и доброе произведение. В нем нет ни трагической смерти, как в «Станционном смотрителе», ни страшной тайны, как в «Выстреле», ни любовного испытания, как в «Метели». Зато есть любовь, счастливая и шаловливая, потому что сама повесть содержит излюбленный мотив всех комедиографов — переодевание.
«Барышня – крестьянка» является пародией на романтические и сентиментальные произведения того времени. А что такое «пародия»? (Словарная работа).
Пародия – комическое или сатирическое подражание кому-чему-н. (По толковому словарю С. И. Ожегова)
Пушкин берет расхожие романтические сюжетные штампы и «переворачивает» их. История вражды двух семейств, дети которых влюблены друг в друга… Ребята, не напоминает ли вам эта история какой-нибудь литературный сюжет?
Ученики: Напоминает сюжет трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта».
Учитель: Молодцы! А в чем же отличие?
Ученики: Шекспир описывает настоящую трагедию, где враждуют семьи, а дети погибают, потому что никто бы им не позволил любить друг друга. А вражда Пушкинских героев смешна, она вызывает улыбку, их дети любят друг друга, и всё заканчивается хорошо.
Учитель: Действительно, это так. Ситуация в «Барышне-крестьянке» нагнетается, но затем также разрешается совершенно неромантическим способом – все оказывается как нельзя лучше. В повести романтическому взгляду на действительность противопоставляются реальная жизнь и здравый смысл. А теперь, ребята, давайте еще раз прочитаем заголовок повести. Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка?
Ученики: Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.
Учитель: Что дает совмещение этих слов?
Ученики: Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения. Прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.
Учитель: Обратите внимание на эпиграф перед началом повести. Попробуйте объяснить смысл этого эпиграфа.
Ученики: Эпиграф взят из поэмы И. Богдановича «Душенька» и является как бы нравственной характеристикой героини, которая «хороша» и в дворянском, и в крестьянском облике.
Учитель: Ну а теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд и вспомнить, какими были герои этой повести. У вас на партах лежат листы с кроссвордом. Читаем характеристики героев и вспоминаем, кому они принадлежат.
Учитель: Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Учитель: Молодцы, ребята. Вы смогли по характеристике узнать героя и правильно заполнить кроссворд. Но все ли клетки в кроссворде заполнены и обо всех ли персонажах мы говорили или кого-то все-таки забыли?
Ученики: Мы не говорили про Лизу Муромскую.
Учитель: Верно! Мы не охарактеризовали главную героиню повести Лизу – Елизавету. Давайте поищем в тексте повести характеристику Лизы.
Ученики: «Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье мисс Жаксон…».
«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и её барышня».
Учитель: Ребята, а только ли в этом образе предстает перед нами Лиза на всем протяжении повести?
Ученики: Лиза появляется в повести еще в образе крестьянки Акулины и в образе размалеванной француженки.
Учитель: Правильно! И знаете, ребята, мне сейчас захотелось сравнить нашу повесть с маскарадом. Ведь получается, что Лиза носит две маски: смешной размалеванной француженки и крестьянки Акулины (Эти две маски прикреплены на доске). Ребята, скажите, а зачем Лизе понадобилось переодеваться в крестьянку?
Ученики: Отцы враждовали, и она не могла его по-другому увидеть; ей хотелось увидеть настоящего Алексея, а не светского дворянина.
Учитель: Какое же впечатление она произвела на Алексея? Почему он растерян и влюблен?
Ученики: Она не похожа на светских барышень, она естественная, весёлая.
Учитель: Что привлекло его в ней?
Ученики: Умение умно говорить, красота, доброта, естественность.
Учитель: Да, она и загадка, и неожиданность. Наш Алексей заинтригован. А у самого Алексея и у других героев были маски? Сейчас я покажу вам маски, а вы попробуете угадать, кому из героев они принадлежат.
Учитель: Истинное лицо, свои настоящие душевные качества герои повести прячут под масками. Однако некоторые маски, наоборот, подчеркивают красоту души персонажей. А теперь давайте поработаем над композицией и сюжетом повести. Ребята, скажите, как произошло последнее объяснение Алексея и Лизы?
Ученики: Случайно, Алексей хотел объясниться с Лизой, рассказать о своей любви к Акулине и застал Лизу в своем истинном обличии.
Учитель: А какова вообще роль случая в повести? Давайте перечислим случайности, которые двигают повесть. Так ли они случайны? Рассмотрим композицию. Но для начала вспомним, из каких элементов должна состоять композиция произведения.
На доске: экспозиция – завязка – кульминация – развязка – эпилог (не обязателен).
Есть ли в нашем произведении экспозиция?
Ученики: Есть: это рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.
Учитель: Вспомните, а когда же происходит завязка действия?
Ученики: Настя, служанка Лизы, знакомится с А. Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А. Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство с ним Лизы.
Учитель: Ребята, как вы думаете, а когда же наступает кульминация в повествовании? Что, кстати, это такое?
Ученики: Самый напряженный момент в повествовании, после него должна последовать развязка. Случайная встреча с Лизой - Акулиной в ее доме. Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым – старшим.
Учитель: Есть ли развязка в произведении?
Ученики: Нет: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку».
Учитель: Так ли случайны случайности в повести? Поразмышляйте над этим вопросом дома.
Домашнее задание
1. Сочинение – миниатюра «Роль случая в повести А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка».
2. Иллюстрация понравившегося эпизода.
Учитель: В маршрутных листах оцените сегодняшний урок знаком «+» :
• Урок полезен, всё понятно.
• Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
• Ещё придётся потрудиться.
• Да, трудно всё-таки учиться!