Смирнова Наталья Александровна
План-конспект сюжетно-ролевой игры для детей подготовительной группы «Готовимся к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект
сюжетно-ролевой игры для детей подготовительной группы
«Готовимся к школе»
Актуальность: в силу того, что в нашем детском саду одной из задач на 2020-2021 год является «обогащение и развитие социального и игрового опыта дошкольников посредством организации сюжетной игровой деятельности», мною была проведена сюжетно-ролевая игра в форме открытого занятия. Для проведения открытого занятия выбрана была следующая тема – «Готовимся к школе», так как данное занятие является актуальным для подготовительной группы и запланировано планом работы и программой.
Публикация «План-конспект сюжетно-ролевой игры для детей подготовительной группы „Готовимся к школе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Школа. Конспекты занятий про школу
- Темочки
Цель: развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно сучебной деятельностью.
Задачи:
1. Формировать позитивное отношение к обучению в школе, уважительные, дружеские отношения детей друг к другу, к взрослым.
2. Углублять интерес и положительный интерес к школе.
3. Поддерживать интерес к решению задач, используя разные способы.
4. Развивать мелкую моторику и координацию движений руки, зрительноевосприятие, произвольное внимание, память, мышление, воображение.
5. Учить детей контролировать свою деятельность, выполнять поставленныеперед ним учебные задачи. Воспитывать усидчивость и старание.
6. Развивать диалогическую речь, культуру общения.
7. Продолжать обучать умениям ролевого взаимодействия (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу).
8. Воспитывать доброжелательное отношение к своим близким, окружающим людям
9. Развитие речи детей на основе углубления знаний о школе. Обогащать словарный запас детей через игру. Активизировать словарь: пенал, тетрадь, линейка, школьные принадлежности, перемена, звонок, класс, директор. Продолжать развивать грамматический строй речи. Развивать словесно – логическое мышление.
Условия проведения. Для проведения занятий нам понадобится зал, который можно условно разделить на 4 зоны: 1. Круг из стульчиков для проведения бесед. 2. Ковровое покрытие для зоны релаксации. 3. Зона с партами для продуктивной деятельности. 4. Зона для подвижных игр.
Целевая аудитория: дети от 6 до 7 лет.
Время проведения: 30 мин.
Оснащение: музыкальное сопровождение (релаксация); наглядность (картинки о школе, цифры); карандаши цветные, мелки, магнитная доска, раздаточный материал (Приложение № 1, указка, игрушка – ёжик для пальчикового театра, колокольчик (для звонка, портфель, школьные принадлежности в портфеле (в тексте, линейки, тетради в клетку, журнал, касса букв, ластики, прописи, пенал, палочки счётные, мел, предметные картинки, набор слогов, букварь, математика, вывеска «Буфет», костюм буфетчицы, набор посуды, угощенья для сюрпризного момента.
Методы и приё мы: загадки, художественное слово, разбор ситуаций; дидактические, интеллектуальные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры. Упражнения развитие восприятия, внимания, воображения, речи, эмоциональной сферы. Приведение собственных примеров (актуализация жизненного опыта воспитанников).Приветствие всех участников. Музыкальный настрой, релаксация. Беседа по картинкам, с проблемными вопросами. Разбор ситуаций. Определение темы и целей занятия детьми по нескольким наводящим вопросам. Работа с понятиями, использование наглядности. Выведение правил, подведение итогов, рефлексия.
Роли и ролевые действия:
Учитель:ведёт урок, заполняет журнал, вызывает к доске, спрашивает детей, пишет на доске, проверяет тетради, ставит оценки.
Ученики:сидят за партой, пишут в тетрадях, на доске, отвечают на вопросы, поднимают руку.
Директор:даёт распоряжения учителям, направляет на уроки, пишет расписание уроков, распределяет учеников по классам, посещает уроки, собирает учителей на педсовет.
Ход игры
1. Ритуал приветствия. Дети заходят и становятся в круг. Педагог-психолог приглашает всех отправиться в путешествие в будущее «В школу».
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг!
Лишь коснешься ты Земли,
Быть, по-нашему, вели!
Хотим оказаться в школе и быть первоклашками!
2. Вводная часть. Беседа о профессиях. Распределение ролей. Садимся в круг на стульчики и беседуем. Разбираем ситуации.
Педагог-психолог: «А вы знаете, чем детский сад отличается от школы? Я буду называть, что есть в детском саду, а вы будете называть, что есть вместо этого в школе». Педагог-психолог показывает картинки.
Примеры:
Детский сад – школа;
Заведующий – директор;
Воспитатель – учитель;
Группы – классы;
Столы – парты;
Занятия – уроки;
Игрушки – портфель;
Спят – не спят;
Играют – учатся;
Нет звонка – есть звонок;
Не ставят оценки – ставят оценки;
Педагог-психолог: «Ребята, а вы хотите пойти в школу?»
Дети: «Да!»
Воспитатель: «А для чего в школе используют звонок?»
Дети: «Для начала и конца урока».
Педагог-психолог: «Дети, назовите профессии людей, которые работают в школе?» Примерные ответы (учитель, повар или буфетчица, директор, завуч).
Педагог-психолог: «Профессий у работников школы много, выберем подходящую для каждого. Я тоже буду играть с вами, и у меня будет роль директора, так как не бывает школы без директора. Я буду отвечать за работу всей школы».
Педагог-психолог: «Ребята, для начала игры давайте проговорим, что делает учитель?»
Дети: «Учитель учит детей читать, писать, считать, даёт им много нового и интересного».
Педагог-психолог: «Каким должен быть учитель?»
Дети: «Добрым, умным, вежливым, требовательным, много знать, терпеливым».
Педагог-психолог: «Мы ведь с вами забыли сказать, а какими должны быть ученики?»
Дети: «Послушными, на уроке поднимать руку, нельзя выкрикивать на уроке, должны внимательно слушать учителя».
Педагог-психолог: «Как вы думаете, что делает директор в школе? Какой он?»
Дети: «Добрый, наблюдательный, разговаривает по телефону, заглядывает в класс».
Педагог-психолог: «Сколько у нас сегодня будет уроков?Давайте распределим, кто кем будет, какие роли вы выберете».
Дети: «Три урока».
Педагог-психолог: «Какие?»
Дети: «Математика, грамота и физкультура».
Педагог-психолог: «Кто желает быть учителем математики. Хорошо, будет Диана. Все согласны?
Полина изъявляет желание быть учителем грамоты. Надя хочет быть учителем физкультуры. В каждой школе имеется столовая, и Алисапожелала быть поваром, чтобы кормить нас на перемене. В школе, и в столовой всегда есть дежурные. Кто хочет быть дежурным? Женя очень ответственный и любит порядок, поэтому хочет быть дежурным. Хорошо. Все согласны? Роль технички мы доверим Алёне Валериевне, потому что она очень ответственная. Она будет давать звонки на уроки и на перемены». Звенит звонок.
3. Отгадываем загадки «Школьные принадлежности». Педагог-психолог приглашает ребят занять свои места. И рассказывает историю. «Шла я утром в школу дети и увидела на траве лежит портфель. Я подошла к портфелю поближе, а оттуда голос мне и говорит: «Посмотрите на меня внимательно, я не ваш?» Я ему: «Нет, у меня такого никогда не было, но у меня есть друзья-дети из моей подготовительной группы. Они такие добрые, отзывчивые, умные и сообразительные, возможно ты пригодишься кому-то из них. Вот мы вместе с портфелем пришли к вам. Ребята, поможем портфелю?»
Дети: «Да!»
Педагог-психолог: «А хотите узнать, что находиться внутри портфеля?Ой, ребята, посмотрите, какой у нас с вами чудесный гость».
Из портфеля выглядывает ёжик.
Ё жик: «Ребята, поможете мне собраться в школу?»
Педагог-психолог с детьми: «Конечно, мы поможем тебе, ёжик!»
На уроках каждого ученика есть помощники. А что это за помощники, узнаете, отгадав загадки. После того, как дети отгадали загадку, отгадки-предметы появляются на столе и ёжик кладёт их в портфель.
Говорит она беззвучно,
Не понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней (учебник)
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Что такое я? (тетрадь)
Я люблю прямоту,
Я сама прямая,
Сделать ровную черту,
Всем я помогаю (линейка)
Как ему работу дашь,
Зря трудился карандаш (ластик)
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж,
Что же это? (карандаш)
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, ластик, скрепки, кнопки,
Что угодно для души (пенал)
Педагог-психолог: «Какими словами можно объединить все эти предметы?»
Дети: «Школьные принадлежности».
Ё жик: «Я убедился, что вы действительно умные, добрые, сообразительные и отзывчивые дети. Много знаете о школе, мне с вами интересно и я с удовольствием понаблюдаю за тем, как вы будете играть».
Педагог-психолог: «Ребята, посмотрите, какая красочная книжка просится в наш портфель. Как вы думаете, что эта за книжка? А как вы догадались? Правильно, это математика. По этой книге вы будете учиться в школе. С какого класса начинают учиться в школе? Хотите учиться в первом классе? Давайте представим себя в школе, как будто мы уже первоклассники».
4. Художественное слово. Выступает Полина.
Школа – это светлый дом,
Мы учиться будем в нём.
Там научимся писать,
Складывать и умножать.
В школе многое узнаем :
О своём любимом крае,
О горах и океанах,
О материках и странах;
И куда впадают реки,
И какими были греки,
И какие есть моря,
И как вертится Земля.
В школе мастерские есть…
Интересных дел не счесть!
И звонок весёлый.
Вот что значит «школа»!
5. Игра «Урок математики». Педагог-психолог: «Вот мы и в школе! Дети, проходите в класс. Ребята проходят и садятся за парты».
Учитель Диана входит в класс, здоровается и начинает урок математики. Директор просит разрешения присутствовать на уроке. Учитель: «Я ваш учитель математики. Зовут меня Диана Витальевна. На уроке математики дети решают задачи, примеры и записывают их в тетради, задают вопросы и отвечают на вопросы учителя. Тема нашего занятия «Цифра пять»».
Учитель: «Я знаю, что вы уже умеете считать до 10 и обратно. Работаем всем классом, считаем до 10 в прямом порядке (прямой счет, и в обратном от 10 до 0 (обратный счет). Дети выполняют разминку.
6. Дидактическая игра. Ё жик раздает листы с заданиями из приложения: На листе изображены буквы и цифры 5. Нужно обвести простымкарандашом цифру 5 в кружок.
Учитель: «Ребята, давайте поможем ёжику найти цифру 5. Полина, что ты будешь делать? (повторяет задание учителя)». Дети выполняют задание.
Учитель: «Ёжик очень рад, что вы справились и с этим заданием. А сейчас, нам надо найти воздушного змея, у которого 5 бантиков и написать цифру пять по контуру».
Ё жик: «Молодцы, ребята, всё вы знаете и я научусь вместе с вами».
Звенит звонок. Урок закончен. Перемена.
7. Пальчиковая гимнастика и минутка здоровья. Педагог-психолог: «Ваши руки трудились, пальчики устали, давайте сделаем пальчиковую гимнастику вместе с ёжиком».
Мы писали, мы писали,
наши пальчики устали,
а сейчас мы отдохнём
и опять писать начнём!
Ветер дует нам в лицо,
закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
8. Звенит звонок. Художественное слово. Игра «Урок грамоты». Педагог-психолог: «Ребята, посмотрите, какая красочная книжка просится в наш портфель. Как вы думаете, что эта за книжка? А как вы догадались? Правильно, это букварь. По этой книге вы будете учиться в школе. Сейчас начинается урок грамоты».Звенит звонок. Учитель Полина Михайловна заходит в класс и здоровается, говорит о том,что она учитель грамоты.
А затем, просит поднять руку того, кто выучил стихотворение. Тянет руку Асан и рассказывает стихотворение.
Затем тянет руку Женя и тоже рассказывает стихотворение.
Скоро в школу я пойду,
Новых там друзей найду.
Много знаний получу.
Я уже туда хочу!
В школе буду я учиться.
Обещаю не лениться,
Примеры трудные решать,
Да книжки толстые читать.
Учитель хвалит мальчикови объявляет об окончании урока. Урок заканчивается по звонку.
Ё жик: «Ребята, какие вы молодцы! Я столько нового узнаю о школе».
Педагог-психолог: «Да, ёжик и сейчас мы с ребятами покажем тебе ещё один урок физкультуры. Ребята, а сейчас после небольшой перемены у нас с вами будет урок физкультуры». Звенит звонок.
9. Физминутка «Урок физкультуры». Становимся в круг. Учитель Надежда Евгеньевна показывает нам в кругу упражнения. Мы повторяем все вместе.
Утром в школу мы идем – раз – два, раз – два.
На урок зовет звонок: раз – два, раз – два.
Учитель спросит – надо встать;
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
Только руку подними.
Учитель дает задание: «Дотроньтесь правой рукой до левого уха, а левой рукой до носа. Хлопните и поменяйте положение рук». Хвалит ребят.
Звенит звонок.
10. Сюжетно-ролевая игра «Буфет-столовая». Педагог-психолог: «Уроки закончены. Спасибо вам, за такое хорошее прилежание на уроке. Мне пора идти на совещание». Директор уходит (переодевается).
Педагог-психолог: «Ребята, сейчас большая перемена. Кушать хотите? Тогда идем все вместе в буфет. И ёжик с нами посмотрит, как дети себя должны вести в буфете или столовой школы». Все идут в «буфет». Дети встают в очередь ведут диалог с буфетчицей.
Буфетчица Алиса:
Просим вас: зайдите в наш буфет!
Мы приготовим вам обед!
Такой обед вы не едали сроду
В любое время года, в непогоду.
11. Сюрпризный момент. Дети получают угощение (конфеты, либо печенья) в буфете.
Сидя за столом, проговариваем правила поведения за столом. Женя в роли дежурного помогает буфетчице убрать со стола.
12. Игра «Как вести себя за столом».
Цель: закрепить знания о том, как следует себя вести за столом.
Ход: Педагог-психолог: «Ребята, а сейчас мы с вами немного поиграем. Если прозвучит фраза, говорящая о правильном красивом поведении за столом – проговаривайте хором «Ура!», если нет – «Фу!».
- Пошире расставляй локти, чтобы занять побольше места за столом.
- Не жди, а требуй, чтобы немедленно дали, что тебе нравится, а то все съедят и тебе не достанется.
- Следи за чистотой своих рук. Вовремя вытирай их о скатерть, а можешь – о платье, лучше чужое.
- Тихо и вежливо проси соседей по столу передавать то, что тебе хочется съесть.
- Погромче чавкай и причмокивай. Посильнее дуй на ложку с супом, чтобы быстрее остывал.
- Клади руки на колени, локтями не задевай соседей по столу.
- Поскорее наполни свою тарелку до краев самым вкусненьким, при этом добирайся до блюд и не волнуйся, если вокруг тебя все опрокидывается, проливается и бьется.
- Ешь не спеша и бесшумно. Не стучи приборами.
- Колоти ложкой по дну тарелки. Тыкай вилкой котлету. Набирай в рот побольше еды.
- Ешь и разговаривай одновременно, а то не успеешь поесть и поговорить.
Затем обсуждаем поведение за столом. Как мы себя ведем. Дежурный дежурит.
Звенит звонок. Педагог-психолог: «Вот и закончились сегодня уроки в школе. Давайте подведём итоги нашей сегодняшней игры».
13. Художественное слово. Подводим итоги всей игры «Правила в школе». Рефлексия.
1. Правило. Педагог-психолог: «В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу».
Полина:
«В школе «здравствуй» говорят
И с улыбкой дарят взгляд!»
2. Правило. Педагог-психолог: «До звонка на урок надо подготовить всё необходимое. А когда прозвенит звонок, каждый ждёт приглашения учителя около своей парты».
Асан:
«До звонка ты приходи
И порядок наводи!
По звонку все дружно в ряд
Ждут учителя, стоят!»
3. Правило. Педагог-психолог: «Чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя, обращаются к нему, подняв руку. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шёпотом».
Надя:
«Друга зря не беспокой.
Береги его покой.
На уроке тишина.
Руку поднимай тогда,
Если хочешь отвечать
Или важное сказать.
4. Правило. Педагог-психолог: «Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать».
Женя:
«На уроке ждут ответ.
Кто-то знает, кто-то нет.
Но ответит только тот,
Кого учитель назовёт».
5. Правило. Педагог-психолог: «Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все могли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.
Алиса:
«Вот звонок на перемену,
Приготовься отдыхать :
Можешь с другом прогуляться,
Можешь тихо поиграть,
Подготовь к уроку всё,
Чтоб училось нам легко!»
6. Диана:
В первом классе всё в порядке.
Ручки, книжки и тетрадки –
Всё на месте у ребят,
У вчерашних дошколят.
Все шагают очень смело,
Скоро примутся за дело.
14. Оценка игры.
Педагог-психолог: «Ребята, игра закончена. Давайте вспомним, чем же интересным мы с вами сегодня занимались? В какую игру мы играли? Понравилось ли вам играть? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи?» Ответы детей.
Педагог-психолог: «Асан и Слава были очень прилежными учениками – подготовили стихотворение и выучили дома. Диана была очень хорошим учителем математики, а Полина учителем грамоты. Надя была отличным учителем физкультуры. Все ученики на уроках очень старались и выполнили всё верно. Наш повар Алиса очень постаралась и приготовила нам вкусный завтрак. Женя был очень хорошим дежурным. Следил за дисциплиной. Молодцы ребята, у нас получилась интересная игра, спасибо вам за игру!»
Ёжик говорит, что игра ему тоже очень понравилась, и хотелось бы еще как-нибудь поиграть в эту игру. Благодарит за то, что ребята ему помогли собрать школьный портфель и показали, что значит быть школьником!
Ё жик: «Я в вас не ошибся, вы действительно добрые, отзывчивые, умные и сообразительные ребята. Думаю, в школе вы будете учиться только на 4 и 5. Ребята, вам понравилось играть в школу? А мне с вами так интересно, что я хочу пожить у вас в детском саду. В следующий раз ещё поиграем в мою любимую игру. Согласны? А я постараюсь придумать для вас ещё что – нибудь интересное».
16. Ритуал «прощания».
По окончании путешествия повторяем ритуал:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг!
Лишь коснешься ты Земли,
Быть, по-нашему, вели!
Хотим снова оказаться в нашем детском саду, в своей группе.
Педагог-психолог: «Всем спасибо. До свидания!
Источники:
1. Интернет-ресурс (картинки, музыкальное сопровождение).
2. Панфилова М. А. Школа : Сказки для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 96 с. (Детям о самом важном.)
3. Развиваем восприятие 3+. Серия «Умные карточки». Игра развивающая и обучающая для детей от 3 лет. ООО «Издательство «Айрис-пресс», 2016. Сделано в России. Изготовлено 01. 2016.
Приложение 1