Ильина Ольга Михайловна
План-конспект ОД с использованием ЭОР в средней группе «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1. Познавательное развитие:
• подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
• дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
• способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
Публикация «План-конспект ОД с использованием ЭОР в средней группе „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, навыки проведения опытов;
• обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.
2. Речевое развитие:
• расширять, активизировать словарь на основе углубления знаний: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
• развивать у детей диалогическую форму речи, вовлекая в разговор во время экспериментальной деятельности.
3. Социально – коммуникативное развитие:
• развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками;
• развивать инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
Материалы:
Электронная презентация «Свойства воздуха», полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей); кораблики из пенопласта с бумажными парусами; сосуд – «море» для корабликов; салфетки бумажные (по количеству детей); веера (по количеству детей); апельсин, чеснок
Логика образовательной деятельности:
Входит воспитатель со связкой шаров: Ребята, посмотрите какое чудо летало около нашего окна!
Что это?
Дети: Воздушные шары
Воспитатель: А посмотрите, что это случилось с одним шариком, он какой- то маленький и грустный?
Дети: Из шарика вышел воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим познакомимся с воздухом, проведем настоящее исследование, как это делают настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория, с помощью которой мы определим существование воздуха.
Хотите стать исследователями?
Дети: Да! (Подходят к лаборатории)
Воспитатель: Скажите, ребята вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, невидимый.
Воспитатель: Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1 «Ловишки с полиэтиленовым пакетом»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
А сейчас давайте проверим, везде ли у нас в группе есть воздух?
(Дети «ловят «воздух» в различных местах группы)
Воспитатель: Во всех ли уголках нашей группы есть воздух?
Дети: Да. (Рассказывают, что во всех уголках группы обнаружили воздух)
Слайд 1 (электронная презентация)
Воспитатель: Значит, воздух есть вокруг нас везде. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (Ответы детей).
Воспитатель: - А давайте проверим!
Опыт 2 «Пузырьки»
Воспитатель: Подуем в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. Что вы почувствовали? (Ответы детей-воздух касается ладошки). Воздух нужен человеку для дыхания, он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос. Воздух можно не только почувствовать, но и увидеть, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Что это происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была? А пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Слайд 2 (электронная презентация)
Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: А теперь попробуем увидеть невидимый воздух при помощи салфетки, берем салфетку и повторяем за мной движения (физминутка) :
Дуем мы высоко-дуем низко (движения рук вверх-вниз,
Дуем мы далеко-дуем близко (движения рук от себя- к себе)
Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Опыт 3 «Веер»
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Ветер- это движение воздуха. Смотрите, ветерок помогает парусникам плыть.
Слайд 3 (электронная презентация)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Опыт 4. С апельсином и чесноком.
Воспитатель: Посмотрите- это волшебные стаканчики.
Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (Ответы детей). Как вы думаете, чем пахнет воздух в стаканчиках? Понюхайте! (Ничем не пахнет)
А как вкусно пахнет другой стаканчик, понюхайте, чем пахнет?
Дети: Пахнет апельсином.
Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, что же лежало в третьем стаканчике.
- Чем пахнет воздух в этом стаканчике? (Ответы детей).
Как вы думаете, почему все стаканчики пусты, а пахнут по - разному (ответы детей).
- Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались, так воздух присваивает себе чужие запахи, передает их.
Слайд 4 (электронная презентация)
Опыт 5. «Не дышу»
А можем ли мы прожить без воздуха? Давайте проверим, закроем рот и нос ладошкой, посмотрим как мы будем себя чувствовать.
Без воздуха мы чувствуем себя плохо, всему живому на земле нужен воздух
Слайд 5 (электронная презентация)
Воспитатель:
А сейчас, давайте вспомним, что мы узнали о воздухе :
Слайд 6 (электронная презентация)
Дети подходят к экрану, «открывают» звездочку, называют свойство воздуха
• Воздух повсюду.
• Воздух есть в человеке.
• Ветер – это движение воздуха.
• Воздух не пахнет и может передавать запахи.
• Без воздуха человек не может жить.
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы пойдем гулять, дышать свежим воздухом, продолжим наблюдать за свойствами воздуха на игровой площадке.