Третьякова Ольга Николаевна
План-конспект репетиции концертмейстера ДШИ с учащейся 8 класса «Работа в классе аккомпанемента»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №2»
муниципального образования города Братска
ПЛАН-КОНСПЕКТ РЕПЕТИЦИИ
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» (срок обучения 7(8) лет)
учебного предмета «Аккомпанемент», 8 класс
ТЕМА: «Работа в классе аккомпанемента»
Концертмейстер
МБУ ДО «ДШИ №2» МО г. Братска
Публикация «План-конспект репетиции концертмейстера ДШИ с учащейся 8 класса „Работа в классе аккомпанемента“» размещена в разделах
Третьякова Ольга Николаевна
Братск
2022
План-конспект репетиции концертмейстера
МБУ ДО «ДШИ №2 г. Братска»
Третьяковой Ольги Николаевны с учащейся 8 класса
Четвертаковой Ксенией
Дата проведения: 28.04.2022г.
Место проведения: МБУ ДО «ДШИ №2 г. Братска»
Тема урока: «Работа в классе аккомпанемента»
Цель урока: «Развитие творческих способностей и углубление музыкального опыта учащихся через освоение аккомпанемента как одного из видов совместного музицирования»
Задачи урока:
Воспитательная: развитие и обогащения музыкально – слухового и исполнительского навыка учащегося, расширить музыкальный кругозор.
Развивающая: формировать умения и навыка аккомпанемента, помочь приобрести некоторый опыт инструментального аккомпанемента.
Тип и форма урока: индивидуальная работа с учащейся.
Методы ведения: объяснительно-иллюстративный (беседа, показ на инструменте).
Используемая образовательная технология: личностно-ориентированная.
Ход урока.
Организационная часть
1. Проверка готовности рабочего места
2. Мотивация на активное творческое мышление и творческое воображение
План репетиции :
1. Вступительное слово концертмейстера Третьяковой О. Н.
2. Объявление темы и цели урока
3. Работа над произведениями (О. Джеймс «Маленький Мук», Ю. Должиков Романс «Ностальгия»).
Вступительное слово: Основу любого музыкального произведения составляет его содержание – художественный образ. Исполнителю необходимо умело передать образ, задуманный композитором, раскрыть все музыкальные средства его воплощения.
Задача концертмейстера состоит в том, чтобы помочь юному музыканту увидеть этот образ, почувствовать характер музыкального произведения, раскрыть его содержание. Концертмейстер помогает развитию творческой инициативы учащегося, умения слушать, а также знакомству с музыкой разных стилей и жанров. Концертмейстер способствует воспитанию органичной связи между моторно-двигательной и эмоционально-слуховой сферами, а также способностью учащегося к самовыражению и возможностью максимального раскрытия художественного замысла произведения. Художественный образ музыкального произведения передаё тся целым комплексом средств выразительности: звуковысотностью, ритмической организацией, ладовыми соотношениями, тембрами, характером звукоизвлечения и так далее.
Итак, обратимся непосредственно к работе в классе аккомпанемента с инструментальными произведениями.
Работаем над произведением О. Джеймс «Маленький Мук»
Партия фортепиано достаточно сложная, многоплановая. В каждом разделе – свой образ, и, вместе с тем, - свои технические трудности. В этом произведении учим отдельно каждый раздел. Работаем над ритмической структурой каждой фразы. Отрабатываем чёткое исполнение аккордов с партией солиста. Выверяем вертикаль звучания партий. Работая над кантиленной частью обращаем внимание на динамический план. Исходя из динамических возможностей фортепиано, пианист соразмеряет масштабы звучности с forte домры. При этом forte пианиста не должно терять своего эмоционального наполнения. Игра со струнными инструментами стимулирует поиски и более тонкого и разнообразного звучания piano.
Определенную сложность представляют, например, фразы, в которых у солиста половина фразы идет в одном характере, а половина – в другом (первый раздел, хотя в партии фортепиано сохраняется один аккомпанемент. Ученику приходится находить особые ощущения в пальцах и плечевом поясе, чтобы это показать.
Работаем над вторым произведением Ю. Должиков Романс «Ностальгия». Это произведение, имеет ярко выраженный лирический характер. Об этом говорит само название.
Довольно сложным является второй раздел пьесы. Соответственно, и партия фортепиано достаточно сложная, многоплановая. Самое главное – добиться единого, цельного исполнения. Работаем над каждым мотивом, фразой. Объединяем в единое целое среднюю часть. Третья часть, это реприза первой. Но уже более взволнованная и эмоциональная. Добавляем насыщенную динамику. Работа над аккомпанементом в таких произведениях требует еще большей сосредоточенности, большего количества времени на его изучение.
В заключении играем два произведения целиком, приближённо к концертному выступлению. Анализируем своё исполнение.
В заключение урока хочется сказать несколько слов.
Совместная игра приносит ученику большую пользу в плане воспитания эстрадного самообладания. Он как бы «заражается» состоянием уверенности и праздника, которое несет иллюстратор. Аккомпанируя, ученику психологически легче создать художественный образ. Исполнение солиста корректирует и уравновешивает его.
Кем бы ни стал юный музыкант – профессионалом, педагогом, концертмейстером или просто культурным любителем музыки – он должен уметь музицировать, читать с листа, аккомпанировать.
Заключительная часть
1. Подведение итогов урока
2. Анализ работы учащегося
Используемая литература
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М. ,1978.
2. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л., 1969.
3. Кубанцева Е. И. Концертмейстерский класс. – М. ,2002.
4. Крючков Н. А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – Л. ,1961.
5. Ребенок за роялем. Педагоги – пианисты социалистических стран о фортепианной методике. – М., 1981.
6. Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе : размышления педагога. – М. : Музыка, 1996.
Используемые интернет – ресурсы
1. «Аккомпанемент в классе фортепиано»
https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/08/10/akkompanement-v-klasse-fortepiano
2. Аккомпанемент. Специфика и значение предмета (фортепиано)
https://assol.net/publ/metodicheskaja_stranica/akkompanement_specifika_i_znachenie_predmeta_fortepiano/1-1-0-694