Александра Магазейщикова
Конкурсная работа учащейся 7 класса «Трагическая любовь А. А. Фета»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное учреждение Отдел образования администрации города Армянска Республики Крым
Муниципальный этап Республиканского конкурса
«МЕЖДУ СТРОК»
Номинация: проза
СТАТЬЯ
«ТРАГИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ ПОЭТА»
Работу выполнила :
Поддубная Ксения,
учащаяся 7 класса
«Школа-гимназия №2»
города Армянска
Научный руководитель:
Магазейщикова Александра Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
«Школа-лицей №2»
города Армянска
конт. тел. +79788755133
Публикация «Конкурсная работа учащейся 7 класса „Трагическая любовь А, А, Фета“» размещена в разделах
e-mail :torsunova.86@mail.ru
г. Армянск – 2016 г.
Тему любви не обошел стороной ни один поэт. И это естественно: ни один человек в мире не мыслит своей жизни без этого великого чувства. Любовь – самое всеобъемлющее понятие, вмещающее в себе только прекрасные качества человеческой натуры. И в то же время любовь, сколько бы о ней не говорили лирики и философы всей планеты, остается самым загадочным явлением человеческой души: только тот, кто сам испытал это чувство, может объяснить, что оно означает.
Я хочу рассказать о любви, которую воспевает в своих стихотворениях прекрасный русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет. Да, именно воспевает, именно поет любовь. Хотя Фет тематически не многогранен, – его поэзию можно разделить на две главные темы: природа и любовь - зато он достиг совершенства мастерства в этих двух предметах своего внимания.
Каждый поэт уникален и интересен по-своему, но, на мой взгляд, так удивительно кротко и осторожно рассказать о любовном волнении человеческого сердца, как это сумел сделать Афанасий Фет, не смог никто. Только у него мы найдем необычайную плавность стиха, осторожность в проявлении своих чувств к любимой. В стихотворении «Жду я, тревогой объят» лирический герой с замиранием сердца ожидает прихода возлюбленной. Природа в этот момент вторит его чувствам, будто говорит за него:
Плачась, комар пропоет,
Свалится плавно листок. ,
Словно струну оборвал
Жук, налетевши на ель;
Хрипло подругу позвал
Тут же у ног коростель.
Тихо под сенью лесной
Спят молодые кусты.
Он напряженно застыл в своем тревожном ожидании, осторожно прислушиваясь к каждому звуку, чтобы не пропустить ее приближающихся шагов: «Слух, раскрываясь, растет, как полуночный цветок». И какое же облегчение и неописуемую радость испытывает взволнованный влюбленный, когда наконец дожидается свою подругу: «Ах, как пахнуло весной. Это наверное ты!»
Любовная поэзия Фета поражает многообразием тончайших оттенков человеческих чувств, умением уловить и распознать мельчайшие движения души, взволнованной любовью. Его лирический герой, кажется, боится испортить порывистыми чувствами каждую встречу с любимой, потому он испытывает трепет и робость, напряженность и осторожность, тревогу и тягость. Так, в стихотворении «Еще акация одна с цветами ветви опускала» влюбленные переживают момент возможно назревающего расставания, «…сказать "прости" чему-нибудь душе казалося утратой.». Они спокойно-счастливы, пока находятся рядом:
Дышал горячий ветерок,
В тени сидели мы друг с другом,
И перед нами на песок
День золотым ложился кругом.
Но понимают, что необходимо объясниться, хотя и не хотят этого:
Над сердцем счастье тяготело,
Я трепетал, чтоб с робких уст
Твое признанье не слетело.
Судьба сама посылает им знак, что слова лишни:
Я говорить хотел - и вдруг, …
К твоим ногам, на ясный круг,
Спорхнула птичка полевая.
И они цепляются за эту возможность не сказать друг другу слов, которые ранят сердца их обоих:
С какой мы робостью любви
Свое дыханье затаили!
Казалось мне, глаза твои
Не улетать ее молили.
Две женщины сыграли важную роль в жизни Афанасия Афанасьевича Фета : Мария Лазич, его «alter ego», его душа, и Мария Боткина, жена поэта. Но именно первая Мария оставила глубокий след в судьбе и творчестве Фета.
Историю знакомства молодого военнослужащего Афанасия Фета и дочери отставного генерала Марии Лазич нельзя назвать необычной. Соскучившись во время военной службы, желая новых впечатлений, молодой офицер на балу знакомится с девушкой, которая выделялась среди других своей стройностью и грацией. Как оказалось впоследствии, не только интеллигентной внешностью Мария Лазич покорила сердце офицера. Прекрасно образованная, обладающая музыкальным даром, девушка сочетала в себе уважаемые Фетом и ценимые превыше всего качества женской натуры: «поэзия и музыка не только родственны, но нераздельны» - такого мнения был поэт.
Однако то обстоятельство, что Мария давно была знакома с творчеством юного поэта и разделяла его идеи, я считаю, является судьбоносным в истории их любви. Полюбив его творчество, она полюбила и его самого, а после и сама стала незыблемым отражением, вечным дыханием его поэзии.
Поэт находит совершенно простые слова, подбирает довольно понятные каждому образы для описания любовного чувства. Чего только стоит его самое известное стихотворение «Шепот, робкое дыханье». Говоря о Фете, нельзя не упомянуть именно эту волшебную «песнь любви» : в ней ни единого глагола, а значит ни единого движения, только две души, слившиеся воедино, «…и лобзания, и слезы, и заря, заря!».
Однако эта простота и легкость его лирики таковы лишь на первый взгляд. За вереницей фетовских стихотворений о любви скрывается личная трагедия поэта, трагедия человека, утратившего самую желанную для него женщину на свете. Марию Лазич постигла страшная участь: она сгорела по вине собственной неосторожности в своем доме в момент, когда никого не было рядом и никто не смог бы спасти ее. С тех пор образ молодой возлюбленной неотступно поселяется в творчестве поэта, придавая ему нотки исповедальности, трагизма. Таким образом, потеряв любимую, Фет обрел вечную Музу для своей лирики:
Покорны солнечным лучам,
Там сходят корни в глубь могилы
И там у смерти ищут силы
Бежать навстречу вешним дням.
Милый сердцу образ никогда уж больше не увидит он наяву, и только во сне поэт может вновь ощутить нежность ее прикосновений, очаровывающий теплотой и влюбленным блеском взгляд – «…я спал. над постелью стояла луна мертвецом. Под чудные звуки мы с нею носились по зале вдвоем». Сколько бы ни прошло времени, как бы ни сложилась жизнь Афанасия Фета, все же он не предаст память об их искренних, чистых чувствах:
Нет, я не изменил. До старости глубокой
Я тот же преданный, я раб твоей любви,
И старый яд цепей, отрадный и жестокий,
Еще горит в моей крови.
Только ей одной он клянется, что «…покуда на груди земной хотя с трудом дышать я буду», он не забудет трепетного чувства, которое возникло между ними, «…весь трепет жизни молодой мне будет внятен отовсюду».