Лучший педагог года

План-конспект «Педагогические приемы создания ситуации успеха» с элементами тренинга для педагогов

Анастасия Раевская
План-конспект «Педагогические приемы создания ситуации успеха» с элементами тренинга для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

ПЛАН-КОНСПЕКТ

"Педагогические приемы создания ситуации успеха"

с элементами тренинга для педагогов «

Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий здоровье- сберегающей среды обучения.

Задачи:

систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха учащихся на уроке;

Публикация «План-конспект „Педагогические приемы создания ситуации успеха“ с элементами тренинга для педагогов» размещена в разделах

разработать с педагогами "банк данных" ситуаций успеха на уроке для правильного

формирования личности школьника;

способствовать расширению коммуникативной компетентности педагогов.

Материалы и оборудование:

визитки;

мяч;

чистые листы бумаги;

карточки-задания (приемы);

памятки (принципы создания успеха);

фломастеры, карандаши, маркеры;

музыкальное сопровождение.

Используемые методы и приемы :

опрос;

работа в мини-группах;

свободный диалог (обсуждение);

рисуночные техники.

Длительность занятия: 1,5 ч.

Ход занятия

Психолог: «Добрый день, уважаемые педагоги!

Поскольку наш ученик большую часть времени проводит в школе, возникают вопросы: Как сохранить здоровье ребенка на протяжении этого времени? Здоровьесберегающий урок, - каков он?

Мы считаем, что одним из условий сохранения психического здоровья ребенка является создание ситуации успеха в школе, и приглашаем вас принять участие в занятии "Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика в школе". На занятии проанализируем влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся, попытаемся систематизировать приемы и методы создания на уроке и в школе ситуации успеха, а также создать педагогический "банк данных ситуаций успеха"».

1. Разминка "Имя - качество".

Просим вас написать на визитке имя, по которому к вам можно обращаться. К имени придумать качество (например, Катя - красивая).

2. Ознакомление с правилами работы в группе.

Для того чтобы работать было комфортно, мы предлагаем установить правила:

"Я"-высказывания (говорим только от себя и о себе);

отсутствие оценочных суждений - не даем оценку личности участников;

право на ошибку - на тренинге нет правильных и неправильных ответов;

правило "Стоп" - при помощи поднятой руки - ладонь вперед, вы можете отказаться

от высказываний;

ответственность и активность;

добровольность участия.

3. Введение в тему.

Успех имеет огромное значение в жизни людей. Об этом говорят следующие высказывания:

"Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать" (Франсуа де Ларошфуко);

"Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.

Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скры

той. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя.

радость успеха может померкнуть" (В. А. Сухомлинский).

Какое из них более удачно подойдет в качестве эпиграфа к нашей игре? (Высказывания написаны на доске. Участники игры выбирают эпиграф).

4. Игра "Незаконченные предложения".

Для того чтобы лучше сориентироваться в теме, мы предлагаем сыграть в игру "Незаконченные предложения". Я начинаю предложение, а вы в роли ученика продолжаете его.

(Игра проводится с мячом. Ответы ее участников по каждому вопросу сравниваются с типичными ответами детей, которые заранее написаны на доске и закрыты листами бумаги).

1. Если я получаю хорошую оценку - это значит, что.

меня похвалят родители;

я хорошо знаю материал;

учительница будет рада;

у меня поднимается настроение и появляется желание делать уроки и ходить в школу.

2. Если я получаю плохую отметку - это значит, что.

у меня испортится настроение;

меня накажут;

учительница будет недовольна;

я буду считаться плохим учеником;

у меня пропадет интерес к учебе.

3. Мне всегда приятно, когда взрослые в школе.

меня уважают;

обращают на меня внимание;

меня хвалят;

разговаривают со мной вежливо;

доверяют мне;

чувствуют, когда мне плохо;

называют по имени;

справедливо оценивают каждого.

4. Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что.

у меня испортилось настроение;

учительница будет недовольна;

я расстроюсь;

я буду считаться плохим учеником;

у меня пропал интерес к предмету.

5. Я чувствую себя уверенно, когда в школе.

меня хвалят;

ставят хорошие оценки;

вызывают меня к доске;

мне помогают;

доброжелательны ко мне;

меня понимают и поддерживают.

5. Игра "Поговорим рисунками".

Инструкция перед началом игры. Задача каждого из вас - попытаться нарисовать на бумаге нечто на тему "Моя работа - это. ". Вы начинаете рисунок в течение 5 с и далее передаете соседу слева, получаете другой лист и продолжаете чужой рисунок и т. д., пока ваша работа не вернется к вам. Подумайте, какую идею вы хотите донести, и чтобы именно она была продолжена вашими коллегами. Желательно, чтобы рисунки получились не только красочными, но и оригинальными, понятными, непохожими.

Вопросы педагогам после выполнения задания: Удовлетворены ли вы результатом? Вас поняли? Оцените свой вклад в другие рисунки (по балльной системе).

Рефлексия-вывод: большинству из вас хотелось, чтобы ваш рисунок был лучше, оригинальнее. Что этому мешало?

6. Опрос.

Вопросы педагогам :

Что же такое успех?

Какие вы используете способы, приемы и методы, чтобы организовать ситуацию успеха на различных этапах урока? (Ответы участников.)

Итак, умение создавать ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе имеет большое значение, т. к. учитель:

подготавливает учащихся к правильному восприятию нового материала, настраивает на правильное выполнение примеров, задач, написание диктантов: "Я уверена, что все вы напишете правильно!" (прием - эмоциональный настрой);

подбадривает, если у школьников что-то не получается или они допускают ошибки (похвала, виды похвалы);

использует на уроке игровые ситуации, загадки, творческие задания, влияет на формирование интереса к учебным предметам.

(В обобщенном виде делаются записи на доске.)

7. Работа в группах.

Участники занятия разбиваются на группы, каждой группе предлагаются задания на карточках. Задача участников - раскрыть содержание приемов.

Задание 1. Формирование положительной "Я"-концепции* у школьников.

Положительная "Я"-концепция (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху, отрицательная (я не нравлюсь, не способен) - мешает успеху, ухудшает результаты, приводит к изменению личности в отрицательную сторону. Что, по вашему мнению, нужно для формирования положительной "Я"-концепции?

Ответ. Для того чтобы формировать положительную "Я"-концепцию у школьника, необходимо:

видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее (все дети талантливы);

создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности,

чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость;

понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не

нанося ущерба достоинству, "Я"-концепции ребенка (ребенок хорош, плох его посту

пок);

помогать детям в реализации себя в деятельности (в каждом ребенке - чудо, ожидай

его).

Задание 2. Прием авансирования. Расскажите более подробно о том, в чем состоит авансирование, особенно для неуверенных, сомневающихся в себе детей. Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.

Ответ. Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т. п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе ученикам такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

Задание 3. "Холодный душ". На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда ухудшается. Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи, оценки переживают бурно. Как правило, они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников - быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в себе в самоуверенность.

Чем может быть полезен для таких учеников прием "Холодный душ"? Как его можно использовать?

Задание 4. "Эврика". Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, стимулирующий познание.

Как учитель может поддержать ребенка, поставив перед ним новые, более серьезные задачи?

Задание 5. "Эмоциональное поглаживание". Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит "молодец", тридцать раз - "умница" и раз десять: "Ребятки, я горжусь вами!".

Не грозит ли это девальвацией похвалы? Дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать. Какие виды таких "поглаживаний" вы можете привести?

8. Свободный диалог "Последствия успеха".

Всегда ли успех имеет позитивные последствия? До сих пор мы говорили о ситуации успеха только в позитивном плане, с явно оптимистических позиций. Но оправдан ли такой подход? Всегда ли хорош успех? Сегодня успех, завтра, послезавтра. Не утратится ли острота его восприятия? Не исчезнут ли стимулы его достижения?

Такая опасность вполне реальна. Разумеется, если отбросить в сторону диалектику воспитательного процесса. Существует известное выражение. "Знание-сила!". Знание действительно сила. А незнание? Разве оно не сила? Над этим стоит подумать. Оценка любого педагогического явления всегда предусматривает рассмотрение в паре : успех- неуспех, знание - незнание, удача - неудача. Стремление к успеху - это способ преодоления неуспеха. Стремление к знанию - способ преодоления незнания. Неуспех (соб-ственный) любить нельзя, радости он не приносит, но уважать его следует. Он всегда возможен и даже неизбежен, без него успех теряет свою привлекательность. Лишь глубина неуспеха помогает человеку (а ребенку-школьнику в особенности) постичь всю глубину успеха. Одно без другого не существует.

В отношении успеха стоит задуматься о следующем. Всякий ли успех можно считать успехом? Всякий ли успех нужен, целесообразен? Всякого ли успеха нужно добиваться? В этом педагогу важно не только хорошо разобраться, но и четко определить позицию.

Если ребенок радуется своим достижениям, не успокаивается на них, стремится к новым высотам, другим доставляет этими успехами радость, - стоит ли беспокоиться?

Оказывается, стоит. Прежде всего, потому, что любой успех никак нельзя оторвать от двух главных вопросов: Во имя чего? Какими средствами?

Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Он является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей. Дети испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого можно сделать вывод: успех в учебе - завтрашний успех в жизни!

"Дети счастливых родителей, как правило, бывают, счастливы в браке"; "Счастливого человека может воспитать только счастливый" - эти афоризмы хорошо известны, в чем-то они спорны, но в целом они правильно отражают жизненные закономерности. Если продолжить мысль, можно сказать так: "Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха".

9. Игра "Я успешна".

Участникам предлагается нарисовать себя в виде цветка или дерева и описать, что для каждого есть успех? Каждый участник показывает рисунок и начинает описание с фразы: "Успех - это. "

. Благодарим всех за активное участие.

Публикации по теме:

Конспект тренинга по профессиональному выгоранию педагогов в ДОУ «Мы умеем общаться»Конспект тренинга по профессиональному выгоранию педагогов в ДОУ «Мы умеем общаться» Форма организации: групповая (15 педагогов, круглый стол. Цель: оптимизация общеколлективной деятельности педагогов по решению конфликтных.

Педагогические ситуации для родителей и воспитателей «Чего не должно быть»Педагогические ситуации для родителей и воспитателей «Чего не должно быть» "Чего не должно быть"С появлением в воспитании ситуативного подхода, в нашей жизни появились понятия «педагогическая ситуация» и «педагогическая.

Приемы создания позитивного микроклимата в группе (часть 1)Приемы создания позитивного микроклимата в группе (часть 1) Бесконфликтные или позитивные отношения между детьми внутри группы - залог успешности их коммуникативного поведения в будущем. Между тем,.

Приемы создания позитивного микроклимата в группе (часть 2)Приемы создания позитивного микроклимата в группе (часть 2) Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать.

Психологическое занятие с элементами тренинга «Формула успеха при подготовке и сдаче ЕГЭ» для учащихся и педагогов .

Разнообразные приемы создания фонов в изобразительном творчествеРазнообразные приемы создания фонов в изобразительном творчестве Фон является задним планом рисунка, одним из средств выразительности. Он придает рисунку пространственную целостность, законченность. Выбор.

Создание ситуации успехаСоздание ситуации успеха Быть педагогом в детском саду так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств нам приходится выступать.

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Отпустите меня в Гималаи»: Как дожить до отпуска Цель: Снижение психоэмоционального напряжения педагогов. Ход мероприятия: Ритуал приветствия Игра «Круг друзей» Все поют: «Что мне снег,.

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Сохраним своё душевное здоровье» Здравствуйте уважаемые коллеги и гости моей странички! Поздравляю Вас с Новым 2019 годом! Приглашаю Вас на занятие с элементами тренинга.

Занятие психолога с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Сохраним своё душевное здоровье»Занятие психолога с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Сохраним своё душевное здоровье» Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов. Задачи: • способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект «Педагогические приемы создания ситуации успеха» с элементами тренинга для педагогов
Опубликовано: 2 марта 2022 в 11:09
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-конспект «Педагогические приемы создания ситуации успеха» с элементами тренинга для педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Раевская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД