Лилия Булыгина
План — конспект открытого занятия в младшей группе «Дымковская игрушка — народный промысел России»
Образовательная область: Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.
Цель: Знакомство детей с народным промыслом – дымковской игрушкой. Задачи: Образовательные:
• Познакомить с историей происхождения дымковской игрушки.
• Познакомить с многообразием дымковских игрушек, спецификой декора, характерными элементами и цветовыми сочетаниями.
Публикация «План — конспект открытого занятия в младшей группе „Дымковская игрушка — народный промысел России“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Планы
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие:
• Развивать речь, память.
Воспитательные:
• Учить детей видеть красоту дымковской игрушки, ее выразительность, образность, яркость узора.
• Воспитывать любовь к народному творчеству.
• Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Материалы и оборудование: «Волшебная коробочка», самодельные дымковские игрушки из соленого теста, картинки, презентация, шаблон барыни, узоры, раскраски, мяч.
Ход работы:
Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня солнышко смотрит на нас и улыбается. Давайте и мы улыбнемся друг другу и скажем все вместе:
«Встало солнышко – ура! (тянут руки вверх)
Заниматься нам пора!» (хлопают в ладошки)
Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами об одной из культурных традициях России, таких как народный промысел «Дымковская игрушка» У каждого народа есть свои традиции.
Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать праздник. Какой праздник? (ответы детей - день рождения). Что мы дарим в этот день? (Ответы детей-подарки.) Это будет семейной традицией.
Традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому. Из поколения в поколение передавалось мастерство изготовления Дымковской игрушки.
- Ребята, а как называется наша страна? (Ответы детей)
- Правильно, Россия!
-А вы знаете, как Россия называлась в старину?
-Правильно, Русь
На Руси во все времена было много умельцев. Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Дымковская игрушка относится к народному художественному промыслу. Это старинный промысел, зародившийся еще на Руси 400 лет назад в слободе Дымково вблизи города Вятки. Дымково, назвали так оттого, что зимой над каждым домом вился дымок. Это мастера обжигали в русских печках игрушки. (показ картинок) Мастер – это тот, который хорошо знает свое дело.
-Дети, а какие поговорки мы знаем о мастерах? (Ответы детей)
«Дело мастера боится», «Мастер на все руки»,
- А какие вы знаете пословицы и поговорки о труде? (Ответы детей)
-«Умелые руки не знают скуки»
- «Без труда нет добра»,
- «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»,
- «Скучен день до вечера, коли делать нечего»,
А любуясь хорошо выполненной работой, говорили так: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства».
Воспитатель: А теперь представьте, что мы с вами мастера.
Проходим на физкультминутку.
Физкультминутка. Воспитатель: А теперь представьте, что мы с вами мастера. Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе, повороты с пружинкой)
Ну-ка, за работу, чудо-мастера! (руки вперед, в стороны)
Слепим, высушим – и в печь! (лепят ладошками)
А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии) Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают).
А в печи не калачи, не ватрушки (машут указательным пальцем)
А в печи – дымковские игрушки (руки вперед!
(Дети садятся на свои места)
Воспитатель: Ребята, я для вас приготовила интересную и познавательную презентацию о дымковской игрушке, давайте ее посмотрим!
Текст презентации: «Народный промысел - Дымковская игрушка» Приготовьте, детки, ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.
Дымковские игрушки – это глиняные игрушки разных форм, а также игрушки свистульки, раскрашенные яркими красками, это могут быть фигурки животных, фигурки детей и их семей, любимые сказочные герои и предметы старины.
В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад
К празднику весны «Свистунье»,
Их лепили стар и млад.
Возникновение расписной игрушки связано с праздником Свистунья, который отмечают весной, во время которого устраивалась ярмарка. Жители танцевали, веселились, и что есть сил свистели в глиняные фигурки. Каждый выбирал игрушку по душе. Они имели тайный смысл. Дымковцы верили, что, посвистев в глиняного медведя, станешь сильным. Свинья символизировала плодородие, корова – достаток, баран – счастливую жизнь. Женские образы представлены в виде барыни, няньки - кормилицы с грудным младенцем на руках, крестьянки, водоноски и других.
Дымковская барышня
Ходит Не спеша, Ею все любуются Ах как хороша!
Мужские образы. Это может быть офицер, всадник верхом на лошади, городской кавалер, крестьянин, гармонист, рыбак Ивашка.
Брюки в жёлтую полоску,
Красная рубашка,
Кудри завиты волной,
Зовут его Ивашка.
У Ивашки есть щенята,
Весёлые, забавные.
Они всюду рядом с ним,
Вот какие славные!
• Животные.
Домашние животные: лошадь, корова, свинья, утка, баран, козел.
КОЗЛИК.
Козлик, козлик круторогий,
У него характер строгий.
На ногах его штанишки,
Полюбуйтесь ребятишки!
Дикие животные: медведи, олени, и другие
Стоит олень на стройных ногах,
Вся краса у оленя в рогах!
• Птицы. Это не только миниатюрные статуэтки в виде индюшек и петушков с ярко разрисованными пышными хвостами, кур, уточек, гусей, но также забавные детские свистульки в форме лесных птичек.
Самая колоритная игрушка это Индюк
Посмотрите, вот индюшка,
Хвост, как веер расписной,
Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой –
Вся игрушка, как цветок!
Для дымковских игрушек характерны бытовые сюжеты, мотивы праздников и народных гуляний. Дамы и кавалеры танцуют, другие катаются на карусели или лошадях. Часто у дымковских игрушек чем –то заняты руки, то курица виднеется под мышкой, то собачка. Иногда это балалайка, кувшин с молоком, ведро с водой или дети у нянек-кормилиц.
Скоморохи, водоноски,
Барыни и петухи –
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.
Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.
Знает промысел народный
Вся страна и целый мир,
Вы увидели сегодня
Этот русский сувенир!
(Конец презентации)
Воспитатель: Ребята, это самые часто встречающиеся цвета в дымковской игрушке. Назовите цвета. ( Показывает детям цвета: желтый, зеленый, синий, оранжевый, розовый, черный, красный)
Только дымковские мастера белили свои игрушки перед росписью. Для этого молоко смешивали с мелом. Узоры дымковской игрушки очень яркие и пестрые, иногда они похожи на геометрические фигуры.
Роспись представляет собой орнамент. Он состоит из простых элементов: кружков, полосок, точек, клетки. Каждый символ что-то означал: перекрещенные полоски – колодец или сруб, волнистая линия – вода, круг со звездой по центру – солнце. (Показ картинок)
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру! Украсим платье барыни дымковскими узорами, но сначала разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Мы игрушки расписные, Хохотушки вятские Щеголихи слободские Кумушки посадские Попарно поочередно загибаем большие пальцы, указательные…
Наши руки крендельком, Большие пальцы перекрестить, указательные «встретить»ногтями – «кренделек»
Щеки будто яблочки. Сделать из рук надутый шарик – «яблочко»
С нами издавна знаком Сгибать все пальцы по очереди попарно: большой «кланяется» большому, указательный – указательному…
Весь народ на ярмарке. Перекрест пальцев, пожатие
(Проводится игра «Укрась платье барыни»)
Воспитатель: Ребята, у меня в волшебной коробочке сюрприз! Как вы думаете, что там? (Ответы детей) (В коробке лежат дымковские игрушки)
Воспитатель: Подойдите ко мне, посмотрите, это дымковские игрушки, давайте познакомимся с ними поближе, потрогаем. (Дети подходят и смотрят)
Воспитатель:
А сейчас я приглашаю всех подвигаться (дети выходят на ковер) :
А сейчас, ребятки,
Я зову всех на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы все ребятишки!
Замедляем, дети, шаг,
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно!
Воспитатель:
А теперь проверим ваши знания!
Загадаю вам загадку,
Отгадайте её, друзья!
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну назовите меня. (Дымковская игрушка)
-Правильно, ребята.
Игра «Викторина»
Воспитатель: Один, два, три – кружок собери (дети строятся в круг). Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто ловит мяч – отвечай. 1. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково) 2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины) 3. Где обжигают игрушки? (в печи) 4. Чтобы игрушка стала белой, что с ней делали (белили) 5. На что похожи дымковские узоры? (геометрические фигуры) 6. Какими цветами раскрашивают дымковские игрушки? (синий, желтый, зеленый, черный, розовый, оранжевый)
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу сделать вам подарки - раскраски с дымковской игрушкой. Будем учиться раскрашивать игрушку, а как научимся, попробуем слепить дымковскую игрушку из соленого теста и раскрасить! Спасибо за занятие!