Ягудина Лилия
План-конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Беседа о друзьях и дружбе
Цели:
-Уточнить и расширить знания о дружбе, друзьях.
- Формировать социальные и гендерные модели поведения мальчиков и девочек;
-Воспитание нравственных качеств: умение дружить и беречь дружбу, взаимопомощь и добросердечность, иметь много хороших и добрых друзей.
-Продолжать развивать познавательный интерес, любознательность, сообразительность.
Публикация «План-конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе „Беседа о друзьях и дружбе“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Развивать наглядно – образное мышление, внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, разговорную речь детей, обогащать словарный запас.
-Укреплять у детей чувство взаимной симпатии и дружбы.
Предварительная работа: беседы с детьми о дружбе, чтение сказок о дружбе, чтение стихотворений и пословиц о дружбе.
Методические приё мы:
Словесный – беседа, вопросы познавательного характера, художественное слово.
Наглядный – перевоплощение, показ иллюстраций
Стимулирования – создание мотивации, поощрение, сюрпризный момент.
Игровой - динамическая пауза «Мы друзья»
Рефлексия- биение сердца
Материалы и оборудование: письмо от старухи Шапокляк, большой объёмный цветок, лепестки и смайлики-логотипы, магнитофон, кукольный театр, ширма, сердце, сердечки, воздушные шары для украшения зала.
Форма проведения НОД: игровое, познавательное.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
1)Звучит песня "Настоящий друг". Дети входят в группу.
2) Вводная часть: Организационный момент (сюрпризный момент).
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и приветствуем друг друга.
Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуйте, все мои друзья (Все ребята берутся за руки и поднимают их)
– Я вижу у вас хорошее, радостное настроение и это замечательно.
3) Сюрпризный момент:
-В нашу группу пришло письмо. От кого же оно? (От Старухи Шапокляк). Вот что она пишет.
-«Здравствуйте, дорогие ребята! Мне очень грустно. Я всегда одна и одна? Со мной никто не играет, доброго слова не скажет, все на меня обижаются…. я не знаю, что такое «дружба» и кто такие «друзья»? Помогите, пожалуйста»
- Ну что ребята поможем старушке?
-Я предлагаю порадовать старушку Шапокляк и подарить ей удивительный цветок дружбы. А мы должны разгадать все секреты дружбы, чтобы ей легче было найти друзей. Будем говорить о мальчиках и девочках, о друзьях и дружбе.
2. Основная часть.
- Сначала вспомним. Что такое дружба?
(Дружба – это когда дети –мальчики и девочки хотят вместе играть. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми вместе легко, интересно и комфортно.)
Стих 1)-Что такое дружба? -
Спросила я у птицы.
-Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
-Что такое дружба?
-Это когда зайцу
Лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
-Дружба – что такое?
-Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют.
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете :
И звери, и птицы, и дети.
-Откроем первый секрет дружбы.
- Что мы делали в начале занятия? (поздоровались)
-Какой же первый секрет дружбы?
-Первый секрет дружбы : ВСЕГДА ЗДОРОВАТЬСЯ И БЫТЬ ПРИВЕТЛИВЫМ.
- Вот и первый лепесток распустился.
-А хотите узнать второй секрет?
5) (Звучит песня «От улыбки».)
-Скажите, пожалуйста, так с чего же начинается дружба?
-Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали второй секрет.
-Второй секрет дружбы : УЛЫБКА
-Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый или с тем, который улыбается?
-Так давайте же улыбнемся друг другу. Мы здесь все друзья!
Давайте сейчас попробуем охарактеризовать друг друга. Сначала мальчики постараются сказать, какие у нас девочки. (Девочки у нас симпатичные, милые, нарядные, умные, добрые, весёлые, вежливые, заботливые, красивые, нежные, аккуратные). А теперь девочки расскажут про мальчиков. (Мальчики у нас сильные, смелые, ловкие, спортивные, умные, добрые, весёлые, вежливые, непоседливые, заботливые).
-Давайте с вами подберём похожие (однокоренные) слова к слову “ДРУГ”. (Друзья, дружочек, дружище, дружный, дружок, дружить, подружка, сдружиться, дружба)
- Вот сколько слов мы придумали! Замечательно!
-Ребята, а кого можно назвать другом? (кто делится игрушками, кто никогда не обижает, кто помогает, друг добрый)
- А может ли быть другом взрослый человек? (папа, бабушка, мама, сестрёнка, брат). Конечно могут, ведь они нас очень любят, заботятся о нас, учат хорошему) .
Стих 3)Мама – самый лучший друг!
Это знают все вокруг.
Если нам совсем невмочь,
Мама сможет нам помочь.
Заболеем – мама рядом,
Мамы знают, что нам надо.
Плакать станем – приголубят,
Мамочки нас очень любят!
-А как вы думаете, могут ли быть друзьями животные? Например, собака. (Да, может. Она защищает нас от злых людей, играет с нами.)
Стих4) У меня теперь есть Друг,
Преданный и верный.
Без него я как без рук,
Если откровенно.
Мы гуляем во дворе,
Весело играем,
Скоро в школу в сентябре
Вместе зашагаем.
Стих5) У меня есть медвежонок,
С ним одним давно дружу,
Знаю мишку я с пеленок,
Нашей дружбой дорожу.
Значит, друзьями могут быть не только сверстники, но и взрослые, и животные, и любимые игрушки.
-Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь?
- Из-за чего чаще всего возникают ссоры? (ответы детей)
-Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.
-Хотите посмотреть, что произошло на лесной поляне с двумя друзьями?
6)Кукольный театр
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Мишка и Зайчик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Мишка: «Я первый!»
А Зайчик: «Нет, я!»
Мишка: «Значит ты Зайчик,
Как друг мне совсем не хорош!»
- Что произошло, что они не поделили?
-Как помирить Мишку и Зайчика?
Играть в мирилку
Мы не будем больше злиться,
Мы решили помириться,
Злюка, уходи от нас. Мы опять друзья сейчас!
-Давайте ещё раз посмотрим эту историю, ну уже с весёлым, добрым концом, когда Мишка и Зайчик смогли договориться.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Мишка и Зайчик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Мишка сказал: «Покачаю тебя,
мы ведь с тобою Зайчик друзья»
Зайчик: Мишка, запомни правило дружбы : Умей уступать и не ссориться
- Какой третий секрет дружбы мы разгадали?
-Третий секрет дружбы : УМЕТЬ УСТУПАТЬ, НЕ ЖАДНИЧАТЬ
- Вот и третий лепесток распустился на цветке.
Воспитатель:
-Ребята, а как вы думаете легче быть добрым или злым человеком (Легче быть злым, он никому ничего не помогает, ни с кем не общается, ни о ком не заботится)
Стих 5)Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда – один…
- Так что же лучше, доброта или зло? Ребята, а как вы думаете, можно ли доброту увидеть? Давайте поиграем.
7) Игра с предметами –
Ребята, посмотрите на эти предметы (грязная тарелка, лист бумаги и фломастер, яблоко, порванная книга, сломанная игрушка, букет цветов) С помощью этих предметов, можно совершить добрый поступок? А какой, мы сейчас узнаем.
А сейчас сядьте все удобно и положите правую руку на левую сторону груди. Вы чувствуете толчки? Это бьётся ваше доброе сердце.
- Я знаю в ваших сердцах живёт доброта, и я верю, что про вас будут говорить «У него доброе сердце».
-Какой ещё один секрет дружбы мы разгадали?
-Четвёртый секрет дружбы : ДОБРОТА
- Сегодня мы с вами раскрываем секреты дружбы для старухи Шапокляк. Вот этот –то секрет она точно не знает.
-И я вам хочу рассказать одну очень интересную историю
8) Подружки
-В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину куклу.
Катя:– Кто сломал мою куклу? – (расплакалась)
Маша:– Не знаю,– Наверное, это Максим.
Катя:– Зачем ты сломал мою куклу? (Спросила у Максима)
Максим:– Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.
Катя:– Не может быть! – (воскликнула) – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.
Катя:– Зачем ты обманула меня Маша?
Маша:– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.
Катя:– Не делай так больше Маша!– Друзья должны быть честными друг с другом!
Воспитатель:
- Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.
-Какой же шестой секрет дружбы мы раскрыли?
-Пятый секрет дружбы –ЧЕСТНОСТЬ
- Посмотрите все лепестки у нас раскрылись, а в середине мы видим ещё один секрет…
9) Работа с картинками
- Давайте попробуем этот секрет разгадать. Он «зашифрован» в картинках. Внимательно на неё посмотреть и рассказать, что же там изображено
-Попробуйте определить, что общего в этих двух картинках.
-Вы помогаете дома маме? Как? Кому ещё нужно помогать? (девочкам)
-Вот и ещё один секрет дружбы мы раскрыли…. какой?
-Шестой секрет дружбы : ПОМОЩЬ.
- Помогай всем, кто нуждается в помощи и у тебя будет много друзей.
-Вот и у нашего цветка стало на один раскрывшийся лепесток больше.
- А давайте с вами представим, что дружба это одно большое сердце. И покажем, как дружно живем.
Встаем в круг
10) Словесная игра «Как живешь?».
Как живешь у нас в саду? Вот так! (показать большой палец) .
Как идешь? Вот так! (пошагать двумя пальцами одной руки по ладошке) .
Как берешь? Вот так! (тремя пальцами) .
А даешь? Вот так! (открытая ладошка) .
Дружишь как? Вот так!
-Как вы думаете, какие опасности подстерегают наше сердце на жизненном пути (Обидные слова, драки, грубость, злость, слёзы, жадность.)
-Так давайте никогда не забывать секреты дружбы, которые мы сегодня раскрыли.
А теперь скажите, чем отличаются мальчики и девочки? (Внешностью – причёской, одеждой; поведением; характерами; любимыми играми; и т. д.). Мальчики – будущие мужчины, а девочки – будущие женщины. Во многом они отличаются друг от друга. Их даже называют по-разному. Давайте поиграем. Я буду говорить слово, каким называют мальчиков или мужчин, а вы будете говорить, как называют девочек или женщин. Итак,
Принц – принцесса
Брат – сестра
Юноша – девушка
Царь – царица
Дедушка – бабушка
Сударь – сударыня
Джентельмен – леди
Муж – жена
Сосед – соседка
Друг – подруга
Папа – мама
Ребята - девчата
– Будем крепко мы дружить? Д (да –да-да)
– Мы научимся играть? Д (да –да- да)
– Друг другу будем помогать? Д (да –да- да)
– Друга нужно разозлить? Д (нет-нет-нет)
– А улыбку подарить? Д (да да да)
ИТОГ:
-Полюбуйтесь, какой замечательный цветок Дружбы у нас получился.
В ответ мы тоже отправим письмо Шапокляк. Увидев прекрасный цветок Дружбы, очень многое узнает о дружбе, тоже найдёт себе друзей, потому что с друзьями жить весело и интересно.
-А вам понравилось помогать Шапокляк?
-Вы всегда будете дружно жить?
Стих 6) дружат с солнцем ветерок, а роса с травою.
Дружит с бабочкой цветок, дружим мы с тобою.
Все с друзьями пополам поделить мы рады!
Только ссориться друзьям никогда не надо!
-Вы у меня молодцы, я вами довольна и очень горжусь! На память от нашего занятия я подарю вам сердечки. Будьте здоровы, вежливы, добры. И некогда у вас сердечки не болели.
Выход из группы под музыку.