Милованкина Наталья Сергеевна
План-конспект открытого урока «Ассоциативная композиция «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
План открытого урока
Преподаватель МАУ ДО Винзилинская ДШИ «Мечта»
Тюменская область
Тюменский район
Тема: «Ассоциативная композиция «Весна»
Вид урока: урок-практикум
Цель урока: развитие эстетической отзывчивости на красоту окружающего мира, знакомство с нетрадиционными материалами, техниками и приемами работы. Введение в лексикон учащихся нового художественного термина – ассоциация.
Задачи урока:
-образовательные: формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Публикация «План-конспект открытого урока „Ассоциативная композиция „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-развивающие: развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
- воспитательные: воспитание усидчивости, аккуратности в работе. Учиться получать удовольствие от работы. Воспитание эмоций, чувства восторга от прослушивания классической музыки и интересной работы.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Для учителя: проектор, эл. накопитель с репродукциями, музыкальными произведением Антонио Вивальди «Весна», звуки природы – дождь, ветер.
Для учащихся: бумага А4 белая, гуашь 12 цветов, кисти разных размеров, палитра, емкость для воды, тряпочка (ветошь, пластиковые карты, мятая бумага.
План урока:
1. Организационное начало урока (1 мин.)
2. Объяснение нового материала (10 мин.)
1. Постановка целей и задач
2. Вводная беседа
3. Объяснение нового материала
4. Физминутка
3. Практическая часть занятия (15 мин.)
4. Подведение итогов урока. Организационное завершение урока. Анализ работ.
Рефлексия. (4 мин.)
Ход урока
Организационное начало урока. Негромко звучит музыка Антонио Вивальди «Весна».
- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Урок-эксперимент
Объяснение нового материала. Постановка целей и задач. Вводная беседа.
-Тема нашего сегодняшнего урока – «Весна».
- Мы познакомимся сегодня с вами с необычными материалами для рисования, попробуем научиться ими пользоваться и познакомимся с новым понятием – «ассоциация».
-Представьте себе, что мы с вами находимся сейчас в творческой лаборатории. И сегодня мы свами будем проводить эксперименты. У меня на столе лежит необычный чемоданчик. В нем находится то, что поможет нам сегодня провести наш урок. Подойдите сейчас, пожалуйста, все к моему столу. Мы с вами откроем чемоданчик и посмотрим, что находится внутри.
(дети подходят, открываем чемоданчик).
-Что вы видите?
(Ответы детей)
Знакомство с материалом.
- Да. Так и есть. Это наши экспериментальные наборы. Сейчас возьмите, пожалуйста, каждый по такому набору и проходите на свои места.
- скажите, чем мы с вами обычно рисуем на уроках?
(ответы детей)
- Конечно! А вот сегодня мы попробуем научиться рисовать совсем другими материалами. Давайте вскроем наши наборы и посмотрим, что внутри. Назовите, что там находится?
(ответы детей)
- А теперь давайте с вами посмотрим, что может делать каждый из этих материалов.
Возьмите лист бумаги и повторяйте за мной.
Пальчиковая гимнастика:
Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем.
Мы стараемся, катаем –
Дружно в шарик превращаем.
Не дадим ему скучать-
Мы им будем рисовать.
Сначала сминаем лист бумаги и катаем между ладонями.
У нас получился шарик из мятой бумаги.
Посмотрите, что этот шарик умеет (на доске образцы с фактурами). Если нанести на него краску и прижать к чистому листу, то получится вот такое изображение.
Теперь посмотрите, что умеет губка. (показать образец)
А сейчас посмотрите, что может карточка (Показать)
-Ребята, как вы думаете, а мы можем с помощью этих материалов и красок изобразить звуки? Конечно можно! Давайте представим себе как выглядят разные звуки. И попробуем понять, что такое «ассоциация». Сейчас вы услышите разные звучания и попробуете ответить, каким материалом и цветом этот звук можно изобразить. А я на доске буду показывать, ка это делать.
Включается звук дождика.
-Что это за звук? Правильно. Каким материалом мы можем его изобразить? Верно! Мятой бумагой. А с каким цветом вы можно представить звук дождя? (педрисунок на доске). Хорошо. А теперь давайте я заменю слово «представить» на слово «ассоциируется». Потому что ассоциация – это представление у человека образа в ответ на какое - либо воздействие, например, на слово или звук
Вот так сейчас мы представили себе дождик в виде цветных пятнышек.
АССОЦИАЦИЯ В ИСКУССТВЕ – это образ, возникающий у человека в ответ на какое-либо воздействие, например на слово или звук.
-Давайте послушаем другой звук.
(ветер)
Каким материалом можно показать ветер? А каким с каким цветом он ассоциируется? (Дети отвечают, Показываю на доске)
-А с каким цветом ассоциируется
-А вот это что за звук
(скрип)
- Какой материал можно использовать?
Верно. Вот так можно нарисовать скрип.
И еще очень много звуков можно нарисовать. Вот эти самые сравнения звуков с различными линиями и пятнами мы можем смело назвать «Ассоциациями».
Сегодня, в ходе нашего эксперимента мы попробуем нарисовать звуки весны. А чтобы нам легче было понять, какая же весна может быть в цвете, мы посмотрим картины великих русских художников.
Слайд 1. Алексей Саврасов. «Грачи прилетели».
Скажите, ребята, какой изобразил весну художник Алексей Саврасов? Какую цветовую гамму он использовал?
(Ответы детей)
-Хорошо. Давайте посмотрим работу другого художника.
Слайд 2. Иссак Левитан. «Март»
Посмотрите, какая весна в работе этого художника.
(ответы детей)
Скажите, какие звуки можно услышать весной?
-А давайте послушаем, как изобразил весну в своем музыкальном произведении Антонио Вивальди.
-Что вы представили себе, пока слушали музыку?
(Ответы детей) Звон капели, пение птиц, журчание ручья, дуновение ветерка. Давайте сейчас закрепим пройденное и назовем с какими цветами у нас ассоциируется весна.
Можно изобразить эти звуки, пользуясь материалами из нашего экспериментального набора?
Физминутка
Ребята, перед нашем экспериментом нужно немного отдохнуть.
Зарядка
На горе стоит лесок
Круговые движения руками
Он не низок не высок
Сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок
Глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста шли домой издалека
Ходьба на месте
Говорят: «Такого свиста мы не слышали пока»
Плечи поднять
Практическая часть.
-Ну вот, а теперь можно начинать наш эксперимент.
- Каждый из вас выберет любой понравившийся вам материал – только один, и попробует цветными пятнами с его помощью изобразить разные весенние звуки. А в конце эксперимента мы посмотрим, что у нас получилось. А чтобы вам было легче я поставлю вам музыкальное произведение Антонио Вивальди «Весна».
Дети работают.
По окончании работы крепятся на доске.
Подведение итогов урока и закрепление материала.
Рефлексия
-Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Как вы думаете, получилось у нас передать ощущения с помощью непривычных материалов?
- Какой материал вам больше всего понравился?
-А получилось ли бы сделать такое с помощью кисточки.
- У каждого получилась передать свои ощущения и ассоциации с данной темой. Нет ни одной похожей работы – это хорошо. Работы получились яркими, соответствующими теме, цветовые пятна закомпонованы. Работы выполнены аккуратно.
- А теперь похлопайте в ладоши те, кто считает, что справился с заданием. Кто считает, что ему не хватило времени – пусть погладить себя по голове.
- Наш эксперимент можно считать законченным. Вы все большие молодцы. Всем спасибо. Урок окончен.