Казанцева Наталья
План-конспект осенней прогулки в подготовительной группе «Как деревья готовятся к зиме»
Форма деятельности:
Совместная деятельность взрослого и детей
Цель :
Формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ло-маются, продолжать знакомить детей с березой, с её характерными особенностями, признаками дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев, и познакомить со способом определения возраста деревьев;
Задачи:
Публикация «План-конспект осенней прогулки в подготовительной группе „Как деревья готовятся к зиме“» размещена в разделах
- Деревья зимой. Зимние деревья
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние деревья. Прогулки, наблюдения
- Зимние прогулки и наблюдения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние деревья, листья. Наблюдения, прогулки
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Темочки
-Обучающие задачи : расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе. – Развивающие задачи : развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь. – Воспитывающие задачи : воспитывать р заботливое отношение к природе.
Предварительная работа: Неоднократные наблюдения за березой на прогулках, во время которых обращали внимание на красоту русской красавицы; чтение стихотворений о березе; рассматривание иллюстраций; загадывание загадок; рисование русской красавицы; дид. игры: «Что где растёт?», «Что изменилось?»
Словарная работа: Береза – белоствольная, ажурная, изящная, кудрявая, длиннокосая; береста.
Методы и приемы: Сюрпризный момент, игровой, разгадывание загадок
Словесный: рассказ воспитателя, вопросы, ответы детей, объяснение
Наглядный: использование схем-картинок, муляжей.
Анализ: подведение итогов.
Оборудование : Пластмассовые ведёрки, лопатки, палочки для рисования, метёлки, инвентарь для игр.
Индивидуальная работа: По ходу занятия
Организационный момент на утреннем круге:
-Мне сегодня принесли письмо от Зайки-Незнайки. Он живет в лесу, и пишет, что осень его самое любимое время года и, поэтому, он сочинил о ней рассказ. Послушайте:
«Осень – самое прекрасное время года. Она бывает в мае или кажется в июне. Очень сильно греет солнце, и птицы прилетают из теплых краев. На деревьях распускаются зеленые листочки. Зацветает мать – и – мачеха и медуница. В лесу много снега».
-Ребята, а вы согласны с Зайкой – Незнайкой? (ответы детей) нет.
-Давайте ребята расскажем Зайке-Незнайке, что такое осень. Дети рассказывают характерные признаки осени.
Ход наблюдения:
Воспитатель вместе с детьми наблюдает за деревьями, выполняет задания: дети отгадывают загадки, участвуют в играх, составляют полные ответы по ходу наблюдения
-Ребята, как хорошо на улице. Давайте вдохнем свежий воздух и почистим свои носики. Дыхательная гимнастика(3 раза глубокий вдох через нос – выдох через рот, губы сложены в «трубочку»)
Отгадайте загадку:
Солнцу теплому не верьте –
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами.
-Ребята, какие признаки осени упоминаются в этой загадке?
-Что значит «листопад»?
-А вы любите осень?
Игра «Эхо» (с мячом)
Описание игры: дети встают в круг, внутри круга воспитатель с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит признак, а ребенок возвращает мяч воспитателю и добавляет к признаку предмет. Пример: осенняя погода, осенний дождь, осенние сапоги, осеннее небо и т. д.
Обращаю внимание детей на красоту берёзы, присыпанной снегом. Прекрасная береза зимой вовсе не теряет своей красоты, даже наоборот. Это изящное, хрупкое дерево с раскидистыми гибкими ветвями даже без листьев завораживает своим видом. Становится видно каждую мельчайшую веточку, их причудливое расположение, замысловатые сплетения. Береза зимой – будто королева красоты: стройная, изящная, с пышными белыми кудрями по пояс, сияющими в солнечном свете.
(Предлагаю рассмотреть крону, кору, ветки и их расположение, почки, сравнить с соседним деревом. Напоминаю, что береза является символом России.)Все деревья в зимнее время находятся в состоянии покоя, они спят. Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются. Поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.
Задаю детям вопросы: Ребята посмотрите, что есть у берёзы? Какие части дерева?
Какой у берёзы ствол ( по величине: снизу, сверху)
А каким цветом ствол?
Скажите мне, а как называется кора берёзы?
Как чувствуют себя деревья зимой?
В каком состоянии находятся деревья зимой?
Какой главный отличительный признак березы вы можете назвать?
Как нужно себя вести около дерева зимой? Почему?
Почему березу называют русской красавицей, является символом России?
Исследовательская деятельность : Когда я была такого же возраста, как и вы, любила гулять по лесу с папой. И моё внимание привлекло, что одно и тоже дерево например берёза имеет разную высоту и толщину ствола. Я спросила у папы, почему деревья имеют разный размер? Папа сказал мне, что каждое дерево имеет свой возраст. Дерево может жить очень долго. В течение всей своей жизни оно постоянно растёт, но только очень медленно. Чтобы определить возраст дерева нужно сосчитать годичные кольца на его стволе. За один год древесина увеличивается на одно кольцо. А определить возраст можно с помощью спила дерева. Спил-это разрез дерева. Спил дерева позволяет нам не только определить возраст дерева, но и рассказать историю всей жизни: скорость роста - замедленный рост дерева и быстрый рост дерева (узкие кольца (замедленный рост) – говорят нам о том, что для дерева год был трудный, ему не хватало света и питательных веществ; широкие кольца (быстрый рост) – нам говорят о том, что дерево росло в благоприятных условиях); условия в котором росло дерево ( н-р: темные пятна нам говорят о том, что, дерево было затронуто огнём или в него ударила молния). Вывод: Что показали исследования? Предметом исследования нами был выбран спил берёзы. Кора берёзы тонкая и светлая. Подсчёт колец показал, что данному дереву было больше 20 лет. Это молодое дерево. Спил имеет широкие и узкие кольца. Значит, не всегда были благоприятными условия для его развития. Тёмные пятна на трёх этапах жизни дерева показали, что оно было затронуто огнём или молнией.
Дидактическая игра (подгрупповая) «Назови какая?». Дети придумывают красивые определения для берёзки, называют ее ласково.
Трудовая деятельность
Укрыть снегом берёзку. Наведение порядка на участке. Сбор веточек и листьев
-Дети, скажите, а когда листья кружатся, летают, кто им помогает?
-А вы хотите превратиться в ветерок?) предлагаю взять листочки в руки, поднять над головой и сильно подуть. Листочки плавно летят и кружатся.
-Дети, вот так дует лёгкий ветерок. А вот если дует очень сильный ветер, то листья сильно кружатся и долго летят над землёй
Подвижная игра "Ветер-ветерок".
Дети встают в круг. Считалкой выбирается ведущий – "Ветерок". Дети двигаются по кругу со словами:
"Ветер в парке листья кружит,
В небе кружит, кружит в лужах.
Их бросает нам под ножки,
И на мокрые дорожки. Ну-ка, ветер-ветерок,
Запятнай скорей листок".
После окончания слов, ребенок — "ветерок" догоняет остальных детей. Игра повторяется 3-4 раза.
-Осенью очень часто идут дожди.
Подвижная игра: «Солнышко и дождик».
Дети хором произносят слова:
Солнце в небе засияло,
Очень весело нам стало.
Раздаётся громкий смех,
Светит солнышко для всех.
(дети гуляют, танцуют на участке)
Тучка солнце вдруг закрыла,
Стало грустно и уныло.
Хлынул дождик проливной,
Побежали мы домой.
(дети бегут под крышу или под зонтик)
Самостоятельная деятельность детей
Игры с выносными игрушками.
Итог :
«Что больше запомнилось?», «Трудно ли было?», «Понравилось ли наше исследование по определению возраста дерева?». Все вы, ребята, большие молодцы и умницы. Справились со всеми заданиями.
-Варианты ответов